Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:04, реферат
В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.
- кадровая функция - обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (наем, подготовка и переподготовка), выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой (оплата, благосостояние и условия найма);
-
производственная функция - обеспечение
функционирования
- функция развития продукта и процесса производства (R&D) - организация проведения исследований процессов, разработка высоких технологий, компьютеризация, изучение долгосрочной динамики развития продукта как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики компании;
-
функция развития материально-
- маркетинг - особый вид деятельности по прогнозированию, выявлению и удовлетворению требований потребителей. При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие факторы.»
При обследовании функции маркетинга заслуживают внимания семь общих областей для исследования и анализа:
-
доля рынка и
-
качество и разнообразие
-
рыночная демографическая
-
рыночные исследования и
-
предпродажное и
-
эффективный сбыт и
- прибыль.
В
результате существования внутренней
и внешней сред, из которых поступает
информация, необходимая для
«После приведения внутренних возможностей в соответствие с внешними угрозами руководство корпорации готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы. Следует отметить основные направления развития корпорации, которые должны быть ориентирами для менеджеров:
-
обеспечение рационального
-
изучение конъюнктуры рынка,
- налаживание хозяйственных связей с потенциальными поставщиками и клиентами;
- поддержка качества портфеля инвестиций;
- выбор оптимальной структуры управления корпорацией;
- качественное стратегическое и оперативное планирование;
-
повышение стоимости
Многообразие видов корпораций позволяет наиболее полно использовать их преимущества. В Гражданском кодексе РФ указаны закрытые и открытые АО. Однако различия между большинством из них несущественны. Следовало бы относить к ОАО лишь те корпорации, которые зарегистрировали первичное размещение своих акций и хранят их в специальном депозитарии. В зарубежной практике кроме ЗАО (close corporation) и ОАО действуют S-corporation - объединение капиталов физических лиц, имеющее налоговые льготы. В основе этой классификации - организационно-правовая форма.
По содержанию деятельности выделяются инвестиционные и производственные корпорации. Инвестиционные ИБГ -многопрофильные финансовые холдинги, которые не производят товары и услуги для внешних покупателей, а лишь покупают и продают активы, контролируют движение и доходность капиталов, управляют финансовыми рисками, подбирают руководителей входящих в холдинг корпораций и определяют их стратегию, организуют эмиссию и оборот ценных бумаг. Почти все эти ИБГ зарегистрированы за рубежом и представляют собой конгломераты - объединения компаний самых различных отраслей, связанные лишь единством собственности и финансового управления. Так, ИБГ `Ренова` владеет активами в металлургии, нефтяной, горнодобывающей, пищевой, химической промышленности, энергетике, ЖКХ. `Интеррос` наряду с Норильским комплексом включает холдинг `Профмедиа` (телеканал, радиостанции, издательства, электронная информация, развлечения). АФК `Система`, наряду с телекоммуникациями, разработкой и производством электронной техники, принадлежат строительные, девелоперские, туристские, нефтяные компании, Пермский машиностроительный холдинг.
Производственные корпорации (в `Базовом элементе` - Русский алюминий, Автопром, Ингосстрах, Главмосстрой, `Кабельные сети` и др.) организуют маркетинг, разработки, производство и сбыт товаров и услуг на определенном сегменте рынка, самостоятельно выходят на фондовый рынок. В их составе нередко создаются дочерние корпорации базового уровня (например, Саянский и Красноярский алюминиевые комбинаты), которые осуществляют оперативное управление производством в рамках общей стратегии.
По форме собственности выделяются государственные, публичные и семейные корпорации. Радикальные либеральные экономисты резко возражают против создания государственных корпораций, которые якобы мешают `невидимой руке рынка`. Между тем, именно такая корпорация была создана в Сингапуре, который даже суперлибералы считают образцом рыночности и эффективного участия в глобализации, по инициативе его многолетнего руководителя Ли Куан Ю. Она не занималась производством товаров, но содействовала планомерности (сознательно поддерживаемой пропорциональности) развития экономики, что позволило Сингапуру выйти на одно из первых мест в мире (в 2007 г. - 2-е) по ее конкурентоспособности.
В России в 2007 г. создана авиастроительная корпорация, объединившая 11 заводов, ряд КБ, лизинговые компании, учебные центры и т.д. Она представляет собой холдинг с доминирующим пакетом у государства, который определяет стратегию развития производственных корпораций `Сухой`, МИГ и др. Холдинг построен как горизонтально, а не вертикально интегрированная компания, т.е. не включает производителей моторов, авионики и т.д. По такому же принципу построена Объединенная судостроительная корпорация, включающая три группы верфей - на Северо-Западе, Севере и на Дальнем Востоке. Государственные корпорации действуют в атомном комплексе (`Атомэнергомаш`), титановой отрасли, специальной металлургии. После возвращения незаконно выведенных активов государство вернуло себе контрольный пакет `Газпрома` - крупнейшей корпорации Центральной и Восточной Европы.
Первоначально
некоторые государственные
Государственные корпорации должны действовать на конкурентных рыночных основах, содействуя развитию частного бизнеса, в т.ч. малого и среднего. Этому способствует новый порядок конкурсного распределения госзаказа.
Публичные корпорации принадлежат большому числу акционеров, ни один из которых не имеет контрольного пакета. Так, у владельца самого большого пакета в `Дженерал Моторс` К. Керкоряна всего 7% акций. Акциями публичной корпорации владеют сотни тысяч физических лиц, что позволяет превратить их сбережения в инвестиции. Для этих компаний особую роль играет общественная оценка их социальной ответственности. Акции `Роснефти` в 2006-2007 гг. купили более 115 тыс. частных инвесторов (около 28% из них - пенсионеры, около 12% - преподаватели и научные работники, более 10% - служащие, домохозяйки, студенты). По такому же пути идет `Внешторгбанк`, Сбербанк, Газпром, Татнефть. Однако, в целом доля публичных корпораций в их общей выручке составляет в России примерно ¼, а в США и ряде других стран - 4/5.
Семейные корпорации Рокфеллеров, Форда, Моргана, Ротшильдов, Сименсов, Байеров, Пежо, Тойота, Аньели сыграли особую роль в создании конкурентоспособной экономики США, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Семейные компании Миттал и Тата из Индии лидируют в черной металлургии, в последние годы они приобрели такие гиганты как Криворожский комбинат (Украина), Arcelor (Люксембург), Corus (Англия). В мебельной промышленности и торговле лидирует IKEA. В 2002-2006 гг. по данным Credit Suisse капитализация семейных корпораций, росла на 8%, а в технологическом секторе - на 44,5% в год - быстрее, чем у публичных. Однако за рубежом уже почти не осталось компаний, которые на 100% (как `Базовый элемент` О.Дерипаске) или в преобладающей части (как АФК `Система` В.Евтушеннову, ГТК `Норильский никель` В.Потанину, `Северсталь-групп` - А.Мордашову, группа Новолипецкий металлургический комбинат - В.Лисину, `Ренова` - В.Вексельбергу и т.д.) принадлежали бы одному человеку.
По
характеру специализации
В странах, где точное исполнение контрактов обеспечивается развитым законодательством, независимой судебной системой и деловой этикой, слияния и поглощения идут в основном по горизонтали. Нефтяные корпорации продают НПЗ, АЗС и т.д., пользуются услугами специализированных буровых, ремонтных и сбытовых фирм. В России `Лукойл` также продал свое буровое подразделение, танкерный флот и т.д. Однако, многие корпорации владеют непрофильными активами - морскими портами, телестанциями, газетами, футбольными командами и т.д.
По масштабу деятельности выделяются локальные, национальные и транснациональные корпорации (ТНК). По оценке Boston Consulting Group в России в 2007 г. действовало 7 ТНК - Газпром, Лукойл, РусАл, Северсталь, Норникель, Вымпелком и МТС. В Бразилии таких ТНК 12, в Индии - 21, в Китае - 44, в США, ЕС и Японии - по нескольку сотен. В последние годы российские корпорации все более активно приобретают активы в ближнем и дальнем зарубежье. Это позволяет выйти на новые рынки, получить передовые технологии, обойти таможенные барьеры.
Особое значение имеет создание стратегических альянсов - цепочек создания стоимости на базе совместных инновационно-инвестиционных проектов, позволяющих разделить риски, но не требующих объединения основных активов и создания громоздких управленческих структур. Так, соглашение о стратегическом партнерстве группы ГАЗ, корпораций `Русские машины` и Magna International Europe AG предусматривает совместную разработку дизайна, инжиниринг, подготовку выпуска, производство и логистику автокомпонентов (приборные панели, панели кузова, модули интерьера и эктерьера, пластиковые детали, оснастка и штампы). Сборка кузовных узлов и деталей в Нижнем Новгороде остается самостоятельным бизнесом.
Альянсы,
в которые вступают даже злейшие
конкуренты, представляют качественно
новую форму корпоративных отношений.
Они позволяют планомерно осуществлять
прорывы в технологии (плазменные панели,
транспортировка сжиженного газа, двигатели
на альтернативном и водородном топливе
и т.д.) и преобразование пропорций в экономике.
1.2.
Нормативное регулирование
функций корпоративных
структур РФ (антимонопольный
закон)
Предпринимательство в целом не имеет какого-либо механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно функционировать и проявлять социальную жизнеспособность. Это не под силу даже корпоративной экономике. Она не может самостоятельно создать такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках. Дело в том, что механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Отсюда потребность в системе государственных средств управления, поддерживающих всю систему бизнеса.
Информация о работе Совершенствование внутрифирменных отношений в корпорациях