Совершенствование внутрифирменных отношений в корпорациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.

Работа содержит 1 файл

Диплом Корпорация.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

1. Теоретические аспекты  функционирования  корпораций в РФ 

1.1 Корпорация как система управления  

     В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства  является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.

     Хотя  корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном  значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.

     Корпорации  объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации  производства.

     Они также содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.

     Наиболее  полное определение дано в Большом  коммерческом словаре: "корпорация (corporation - объединение, сообщество) - широко распространенная в странах с  развитой рыночной экономикой форма  предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".

     Корпорация - одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводитель. Она может выступать в форме как отдельного крупного предприятия, так и объединения нескольких предприятий, а также функционировать в форме как простого акционерного общества, так и объединения акционерных обществ, например холдинговой компании. Корпорация представляет собой одну из масштабных форм интеграции компаний путем объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности в целях разработки согласованной политики многопрофильной деятельности.

     Системный подход к организации и управлению корпорацией является способом взаимосвязи  отдельных составляющих в единую композицию.

     Системой  называют совокупность взаимосвязанных  элементов, предназначенную для  достижения определенной цели. Существование и функционирование систем обусловлены рядом закономерностей: целостностью, интегративностью, коммуникативностью, иерархичностью, осуществляемостью и др.

     В практике используют два типа систем - закрытые и открытые. Если для закрытой системы характерны более или менее жестко фиксированные границы и независимость от внешней среды, то открытая система тесным образом взаимодействует с внешней средой, откуда она получает энергию, информацию, материалы. Кроме того, открытая система обладает способностью приспосабливаться к изменениям во внешней среде для самосохранения и дальнейшего функционирования. Корпорация представляет собой открытую систему, поскольку ее выживание зависит от внешнего мира.

     «Системы  разрабатываются и управляются  на основе следующих принципов:

     - функционально-системный, когда  системообразующим фактором является  конечный результат (цель);

     - вероятностно-статистический, основанный  на концепциях фактора массовости  наблюдений и состояний системы,  перехода от изучения частных  явлений к обобщению, взаимосвязанным и общим явлениям;

     - имитационно-моделирующий, позволяющий  выразить структуру корпорации  в виде модели и описать  изменение ее состояний как  системы в зависимости от изменения  критериев оценки и целей;

     - интерактивно-графический, основанный  на экономико-математическом моделировании и применении современных технологических средств обработки информации;

     - инженерно-психологический, позволяющий  учитывать психологическое состояние  человека при принятии решений;

     - инженерно-экономический, обеспечивающий точный прогноз количественных и качественных результатов (прибыль, себестоимость, эффективность и т.д.)»

     Корпорация  представляет собой сложную социально-экономическую  и техническую систему, интегрирующую  разнообразные ресурсы и факторы, людей, предприятия, объединившихся для осуществления совместной деятельности и достижения общих целей. В социально-экономической системе главным и наиболее активным элементом выступает человек. В основе этой системы лежит совокупность общественных, коллективных (групповых) и личных интересов, которая оказывает влияние на ее состояние и развитие. Рациональные системы являются жизнеустойчивыми, подвижными, имеют способность к самоуправлению и самоорганизации.

     Корпорации  относятся к динамическим системам, которые постоянно меняют свои параметры во времени и являются многоуровневыми, состоящими из входящих в них организаций (подразделений). Каждую организацию (подразделение) в свою очередь можно рассматривать как самостоятельную экономическую систему.

     Корпорации  принадлежат к развивающимся системам, в которых одновременно протекают процессы функционирования и развития. В процессе функционирования они реализуют свою основную производственную функцию, в процессе развития проходят качественные преобразования в производственной деятельности.

     Корпорации  относятся к стохастическим системам, поведение которых можно предсказывать  только в вероятностных категориях. Вероятностный характер корпораций обусловлен как общей политической и экономической ситуацией в  стране и другими переменными факторами внешней среды, так и наличием неопределенности в поведении системы и ее элементов.

     Общей целью системы корпоративного управления является обеспечение стабильной эффективной  работы корпорации.

     Структура системы - это совокупность конкретных взаимосвязанных элементов, которые с присущими только им свойствами составляют определенную целостность.

     «Экономические  производственные системы обладают рядом особенностей, отличающих их от иных систем. К таким особенностям можно отнести:

     - нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

     - уникальность и непредсказуемость  системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного  элемента - человека) и вместе с  тем наличие у нее предельных  возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

     - способность изменять свою структуру  и формировать варианты поведения;

     - возможность противостоять энтропийным  (разрушающим систему) тенденциям;

     - способность адаптироваться к  изменяющимся условиям;

     - возможность и стремление к  целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.»

     Состояние системы определяется множеством различных  факторов, описывающих как ее внешнюю, так и внутреннюю среду.

     Корпорация  представляет собой договорные объединения, созданные на основе производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности любому из участников.

     Таким образом, объектами корпоративного управления обязательно являются акционерные  общества, а также та часть обществ с ограниченной ответственностью, в которых управление отдельно от собственности.

     Корпоративное управление - это сложная система  экономических отношений, которая  включает множество внутренних и  внешних элементов. Его субъектами выступают непосредственные собственники корпоративных прав: граждане, юридические лица, государство, которые и осуществляют регулирование их движения.

     Управление  корпорациями имеет свою специфику. Существенным является формирование внешней  среды регулярного действия на корпорации и внутреннего механизма согласованных интересов субъектов корпоративных отношений. Следовательно, можно выделить внешние и внутренние структурные элементы корпоративного управления.

     Значимость  внешней среды стала учитываться  как экономистами-исследователями, так и предпринимателями лишь с конца 60-х годов прошлого века. Немаловажная заслуга в этом принадлежит немецкому исследователю Х. Ульреху, который предложил рассматривать предприятие как открытую систему, обращенную в окружающую среду. Постепенно сформировался подход, согласно которому предприятие может быть вовлечено не только в рыночные структуры, но и в нерыночные сферы общественной жизни.

     Внешняя среда корпорации - это силы, внешние  по отношению к корпорации, которые  воздействуют на ее результативность.

     «К  функциональным областям внешней среды  корпорации относятся:

     - социальная среда - рост населения,  развитие культуры и образования  определяют характер потенциального  рынка, изменение потребностей  в количестве и качестве потребляемых  благ (продуктов, жилья, комфорта), стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья и, как следствие, является мотивацией к изменению производства благ и услуг;

     - правовая среда - корпорации работают  в юридических рамках, нормы права регулируют их поведение и способствуют разрешению конфликтов между ними и обществом в целом, поэтому совершенствуются законодательство, контрастное право, защита потребителя;

     - государственная среда - государство  в экономической сфере может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматическое вмешательство в экономику, т.е. согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (регулируемый рынок);

     - политическая среда - внутренний  рынок находится под влиянием  политических событий и решений,  аналогично этому политические  факторы могут оказывать воздействие  на операции в сфере международного бизнеса;

     - технологическая среда - динамика  спроса и предложения на рынке  труда, ресурсов и финансов  влияет на темпы инновационных  процессов, силы конкуренции стимулируют  развитие технологий;

     - экономическая среда - производство  продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста;

     - ресурсная среда - необходимо  научиться получать неограниченное  количество ресурсов, не нарушая  при этом устойчивости и равновесия  параметров окружающей среды.»

     С точки зрения взаимосвязи с внешней  средой и системного подхода, корпорацию можно рассматривать как механизм преобразования "входов" в "выходы", т.е. материалов, оборудования, энергетических ресурсов, капитала и рабочей силы в соответствующую продукцию. Здесь в наиболее очевидной форме проявляется прямая зависимость корпорации от внешней среды. Как открытая система она должна в максимальном объеме предоставлять другим субъектам собственную информацию, что позволит повысить открытость и прозрачность внешней среды, а следовательно, снизить связанную с ней неопределенность. Для достижения основной цели компании - получение прибыли - необходимо учитывать факторы как внешней, так и внутренней среды.

     Корпорации  создаются людьми, поэтому внутренняя среда является в основном результатом управленческих решений. Ее наряду с сотрудниками составляют цели, структура, задачи, технология. Ключевой параметр внутренней среды корпорации, как и любой организации, - организационная структура. Рациональная организационная структура обеспечивает благоприятные условия для принятия управленческих решений, устойчивость организации и возможность оперативно и успешно реагировать на изменения внутренней и внешней сред.

     Внутренняя  среда корпорации - это ее организационное строение и внутренние ситуационные факторы.

     «К  функциональным областям внутренней среды  корпорации относятся:

     - финансы и бухгалтерский учет - аспекты бизнеса, которые включают  управление средствами (расход, изменение  денежных масс), сбор, обработку и анализ финансовых данных;

     - обеспечение ресурсами - совершенствование  системы материально-технического  снабжения корпорации материалами  и полуфабрикатами, машинами и  энергетическими ресурсами;

Информация о работе Совершенствование внутрифирменных отношений в корпорациях