Совершенствование механизма выравнивания регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обеспечение социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан, создания в них благоприятных условий для притока и размещения отечественного и иностранного капитала, широкого использования современных зарубежных технологий, углубления рыночных реформ следовало бы предусмотреть создание в регионах республики зон экономического благоприятствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Особенности социально-экономического развития,

как фактор выравнивания региона Республики Башкортостан……………...5

1.1 Основное содержание выравнивания региона

Республики Башкортостан……………………………………………………..5

1.2 Механизмы реализации концепции социально-экономического

развития Республики Башкортостан…………………………………………..8

2 Социально-экономическое выравнивание

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан…………………..15

2.1 Экономическое положение

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан ………………….15

2.2 Анализ деятельности администрации района по выравниванию

социально-экономического развития региона………………………………35

3 Совершенствование уровня выравнивания региона………………………42

3.1 Предложения по выравниванию региона………………………………...42

3.2 Основные рекомендации по нормативному

совершенствованию выравнивания региона…………………………………44

Заключение……………………………………………………………………..45

Библиографический список…………………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

фаил.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

       Потребительский рынок

       В целом по району оборот розничной  торговли  района составил 327,4 млн. руб., что на  19,8 млн. руб. больше уровня 2009 года или составляет 106%.

       Индекс  физического объема розничной торговли составил 100%.

       Оборот  общественного питания  за первый квартал 2010 год составил  10148 тыс. руб.,  что на  828,9  тыс. руб. больше соответствующего периода 2009 года. Темп роста в физических ценах  к соответствующему периоду прошлого года составил   109%. Индекс физического объема общественного питания составил 100,1%.

       Розничный товарооборот в расчете на душу населения составляет 15386,4 руб., что на 935 руб.  больше уровня прошлого года, оборот общественного питания  477 руб. или на 106 руб. больше чем в соответствующем периоде 2009 года.

       Занятость населения 

       Происходящие  в районе демографические, миграционные процессы играют определяющую роль  в формировании трудового потенциала района.

       По  состоянию на  1 июля 2010 года, число  безработных составило 300  человек, из них: уволенных по ликвидации и  сокращению  численности работающих на предприятиях и в организациях -35 чел., уволенных по собственному желанию -98 чел. Из общего количества безработных, в возрасте от 16 до 30 лет – 60 чел., пред песионного возраста – 38 чел. Общая численность граждан, ищущих работу впервые составляет 109  чел., число граждан, желающих возобновить  трудовую деятельность  после длительного (более года) перерыва –136  чел. 

       Уровень безработицы составляет    2,86%;

       С начала 2009 года  уровень безработицы  снизился на 1,21%, количество зарегистрированных безработных граждан  уменьшилось  на 130 чел.

       Предприятиями и организациями с начала года было заявлено  в органы  службы занятости  138  вакансий. Наибольшую  потребность в рабочих испытывают предприятия АПК, которым требуются  рабочие специальности, ветеринарный врач, зоотехник,  имеются 8 заявленных вакансий ЦРБ на врачей с высшим образованием.

       Коэффициент напряженности (численность не занятых  граждан, зарегистрированных в ЦЗН  и претендующих на одну вакансию) составил  4,23 человек.

       В первом полугодии 2010 года за предоставлением  государственных услуг в Центр занятости населения обратилось 594 человек. Всего трудоустроено на  существующие вакансии 419 чел, из них 161 – несовершеннолетних граждан.

       За  истекший период текущего года признано безработными 594 человек.

       В целях предоставления безработным гражданам  на период поиска работы  дополнительной материальной поддержки    общественными работами было охвачено  67 человек, направлено 59 безработных граждан на переобучение. На досрочную пенсию  оформлено 6 человек.

       Во  исполнение  республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда РБ  приняли участие 17 человек, общая сумма расходов составила 603 тыс. руб.

         На организацию собственного дела было выделено 1528,8 тыс. руб., проплачено 646,8 тыс. руб. 5 индивидуальным предпринимателям, в том числе 2 – АПК, 3- на открытие свадебного салона, автосервиса и  физкультурно- оздоровительная деятельность.  Сумма в количестве 882 тыс. руб.  в процессе оформления.

       Всего выплачено за 6 месяцев 2010 года 5104,8 тыс. руб. пособий по безработице. Средний размер пособия  на человека в месяц составляет  2483  руб..

       Малое предпринимательство

       По  состоянию на 01.07.2010 года на территории района зарегистрировано 453 субъекта малого и среднего предпринимательства, в  том числе 2 средних предприятия, 8 малых предприятий, 65 микро предприятий, 316 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, 62  крестьянско – фермерских хозяйств, из них 60 – индивидуальные предприниматели.

             За первое полугодие 2010 года общая численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица уменьшилось на 13 единиц.

       Объем налоговых поступлений в местный  бюджет от субъектов малого предпринимательства  на 01.07.2010г.  составил 3,0 млн. руб. или 9,2% от общего поступления собственных доходов в районный бюджет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налогов увеличилось на 800,0  тыс. руб[19].

       В соответствии с муниципальной  Программой поддержки малого и среднего предпринимательства по району на 2010 год планируется выделение средств из муниципального бюджета на развитие предпринимательской деятельности на начальной стадии становления бизнеса в объеме 300 тыс. руб. 

3 Совершенствование  уровня выравнивания  региона

3.1 Предложения по выравниванию региона

     Наиболее  существенными результатами, содержащими  элементы совершенствования выравнивания региона являются следующие положения:

     - расширить, на основе анализа теоретических обобщений, трактовка категории региональной экономики посредством введения в предметное содержание основных характеристик регионального пространства, что способствует развитию системообразующих функций (институциональной, регулирующей, синхронизирующей, корректирующей, оптимизирующей и информационной) и позволяет более адекватно отражать состояние ее институциональной среды, уровня фрактальности, степени неоднородности и возможности самоорганизации, имеющих существенное значение для принятия и реализации управленческих решений; 

     - уточнить, на основе системного подхода, категория регионального экономического пространства как многоуровневой системы социально-экономических и организационно-экономических отношений, отражающих взаимодействие территориальных, ресурсных, социально-культурных, нормативно-правовых, инфраструктурных, финансовых и др. элементов, и базирующихся на сложившихся формах собственности на ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационных формах предпринимательства, свойствах хозяйственного механизма и специфике конкретных экономических связей между хозяйствующими субъектами, что позволяет систематизировать процесс управления модернизацией региональной экономики;

     - разработать методика оценки экономического и социального развития регионального пространства, основывающаяся на составлении комплекса индексов (независимости консолидированных бюджетов субъектов федерации, наличия безубыточных организаций по регионам, объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, численности безработных, доли работающего населения в трудоспособном возрасте, изменения численности населения за счет миграции, уровня подушевых денежных доходов населения, удельного веса детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, численности студентов), расчете соответствующих агрегированных индексов и модифицированной формуле для расчета коэффициента корреляции Пирсона;

     - выявить, на основе структурно-функционального анализа, тенденции производства валового регионального продукта на душу населения по федеральным округам с учетом показателей их удельного веса в совокупном валовом региональном продукте и совокупной численности населения, дана оценка динамики показателей основных фондов и денежных доходов в расчете на душу населения и определена связь между показателями экономического и социального развития регионов и уровнем производства валового регионального продукта на душу населения, что позволило определить положение субъектов Северо-Кавказского федерального округа в российском экономическом пространстве и выявить основные противоречия стратегии развития округа;

     - обосновать целесообразность создания регионального холдинга с частной управляющей компанией и наблюдательным советом, формируемым из представителей региональных и муниципальных органов власти, собственность которого, образованная в рамках деятельности по реализации стратегии развития бизнеса на территории, будет распределена между региональным и муниципальным уровнями власти, что позволит оптимизировать бизнес-процессы за счет устранения посреднических организаций и создать предпосылки формирования адекватного рыночным требованиям регионального экономического пространства;

     - предложить функциональная схема управления муниципальными объектами смешанной собственности, интегрирующая процессы разработки инвестиционных проектов по реструктуризации и возведению новых муниципальных объектов смешанной собственности и организации привлечения заемных средств на возвратной и безвозмездной основах из различных источников финансирования, формирующая управленческие основы комплексного развития регионального экономического пространства.  

3.2 Основные рекомендации  по 

     совершенствованию выравнивания региона

     В целях качественного повышения  выравнивания в регионах  России представляется необходимым:

  • усилить многофункциональную регулирующую роль государства в деле социальной защиты населения с ориентацией на особенности развития регионов;
  • сочетать в государственной политике бюджетные методы социального инвестирования с правовой защитой от рыночной абсолютизации денежных целей;
  • повысить обеспечение социальной ориентации экономики регионов;
  • уменьшить поляризацию населения регионов по доходам;
  • определить социально-экономические приоритеты регионов с учетом специфики территорий;
  • повысить среднемесячную заработную плату работникам бюджетной сферы и сельского хозяйства;
  • улучшить пенсионное обеспечение населения в регионах.

      Необходимость внедрения разработанных мер  обусловлена тем, что государственная социальная политика России пока еще осуществляется слабо, тогда как от ее успешной реализации в регионах России зависит построение социально ориентированной рыночной экономики в стране и воспроизводство высококачественного трудового потенциала и его важнейшей части – человеческого капитала. Вследствие этого воспроизводство и дальнейшее развитие человеческого потенциала в регионах страны должно стать стратегическим, фундаментальным итогом трансформации общества, а также главной целью проводимых социальных реформ и осуществления целевых программ.

     Проведенное исследование дает основание утверждать, что имеющиеся взгляды на концепцию трудового потенциала и его воспроизводства в ПФО содержат некоторые особенности, связанные с его содержанием и формой. В связи с этим, проблемы воспроизводства и эффективного использования трудового потенциала приобретают все большую актуальность в России.

     Заключение 

     Из  всего вышесказанного можно сказать, что основными целями выравнивания в Республике Башкортостан являются:

  • обеспечение социально-экономического, политического, государтвенно-правового развития республики на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;
  • достижение более комплексного и динамичного развития народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан путем преодоления имеющихся межотраслевых диспропорций, совершенствования структуры экономики ее регионов, городов и районов посредством улучшения размещения производительных сил;
  • реализация конституционных прав граждан
  • республики, установленных Конституцией Республики Башкортостан, на основе выравнивания уровня социально-экономического развития регионов республики, рационального размещения производительных сил, комплексного раз вития их экономики, обеспечения в регионах гарантированных государством единых социальных стандартов и социальной защиты;
  • ускоренное социально-экономическое развитие регионов, имеющих важное стратегическое значение для Республики Башкортостан;
  • обеспечение экологической безопасности регионов республики;
  • расширение полномочий органов местного самоуправления в решении социально-экономических проблем развития городов и районов республики;

     Можно сказать, что наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики.  

Библиографический список

    а) литература

  1. Васильев, В.И.. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы [Текст] : учебное пособие // В.И. Васильев.- М.: Городец, 2007. - 288 с.
  2. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление. [Текст] : учебник // А.И. Гаврилов.- М.: ЮНИТИ, 2007.-302 с.
  3. Ковачев, А.Р Правовое обеспечение региона [Текст] : учебник // А.Р.  Ковачев.- М.: ИНФРА, 2009.-473 с.
  4. Миронов, В.Н. Правовой статус высшего должностного лица исполнительной власти субъекта Российской Федерации [Текст] : В.Н. Миронов.- Санкт-Петербург, 2008.- 289 с.
  5. Морозова, Т.Г. Региональная экономика [Текст] : учебник // Т.Г. Морозова - М.: ЮНИТИ, 2004.- 322 с.
  6. Орлова, Е.М. Региональные парламенты в современной России   [Текст] : учебник // Е.М. Орлова.-М., ИНФРА, 2008.- 331 с.
  7. Родионова, И.А. Региональная экономика для студентов экономических специальностей [Текст] : учебное пособие // И.А. Родионова И.А.- М.: ИНФРА, 2009.- 234 с.
  8. Сурков, Д.Л. Правовое регулирование компетенции законодательного органа государственной власти в уставах субъектов федерации: общее и особенное [Текст] : учебник // Д.Л. Сурков.- М.: КНИГА, 2008.- 405 с.
  9. Тарасов, О.Р. Правовой статус региона [Текст] : учебное пособие // О.Р. Тарасов.- С.Петербург,2009.-189 с.
  10. Тяглов, С.Р. Региональная экономика для студентов ВУЗов [Текст] : учебник // С.Р. Тяглов.- М.:Феникс, 2006.- 235 с.
  11. Фетисов,  Г.Г. Региональная экономика и управление   [Текст] : учебник // Г. Г. Фетисов.-М., ИНФРА, 2009.- 415 с.
  12. Щербакова, Н.В. К вопросу о сущности представительной власти [Текст] : учебник // Н.В. Щербаков.- М.,2007.-328 с.

Информация о работе Совершенствование механизма выравнивания регионального развития