Совершенствование механизма выравнивания регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обеспечение социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан, создания в них благоприятных условий для притока и размещения отечественного и иностранного капитала, широкого использования современных зарубежных технологий, углубления рыночных реформ следовало бы предусмотреть создание в регионах республики зон экономического благоприятствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Особенности социально-экономического развития,

как фактор выравнивания региона Республики Башкортостан……………...5

1.1 Основное содержание выравнивания региона

Республики Башкортостан……………………………………………………..5

1.2 Механизмы реализации концепции социально-экономического

развития Республики Башкортостан…………………………………………..8

2 Социально-экономическое выравнивание

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан…………………..15

2.1 Экономическое положение

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан ………………….15

2.2 Анализ деятельности администрации района по выравниванию

социально-экономического развития региона………………………………35

3 Совершенствование уровня выравнивания региона………………………42

3.1 Предложения по выравниванию региона………………………………...42

3.2 Основные рекомендации по нормативному

совершенствованию выравнивания региона…………………………………44

Заключение……………………………………………………………………..45

Библиографический список…………………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

фаил.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Особенности социально-экономического развития,

как фактор выравнивания региона Республики Башкортостан……………...5

1.1 Основное содержание выравнивания региона

Республики  Башкортостан……………………………………………………..5

1.2 Механизмы реализации концепции социально-экономического

развития Республики Башкортостан…………………………………………..8

2 Социально-экономическое  выравнивание 

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан…………………..15

2.1 Экономическое  положение 

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан ………………….15

2.2 Анализ деятельности администрации района по выравниванию

 социально-экономического развития региона………………………………35

3 Совершенствование  уровня выравнивания региона………………………42

3.1 Предложения  по выравниванию региона………………………………...42

3.2 Основные  рекомендации по нормативному 

совершенствованию выравнивания региона…………………………………44

Заключение……………………………………………………………………..45

Библиографический список…………………………………………………...46 

 

      Введение 

     Приоритетными направлениями экономического и социального развития регионов, как выравнивание региона Российской Федерации - Республики Башкортостан являются выравнивание уровня социального развития регионов в целях обеспечения в них гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов. Это исходит из необходимости реализации конституционных прав граждан республики, установленных Конституцией Республики Башкортостан, что обуславливает актуальность исследования.

     Предмет исследования представлен социально-экономическими и управленческими отношениями выравнивания региона, связанными с процессами становления нового регионального экономического пространства.

     Объект  исследования представлен региональным уровнем управления развитием социально-экономических  подсистем Республики Башкортостан и субъектов Сегородской округ город Уфа, Орджоникидзеского района.

     Цель  исследования - обеспечение социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан, создания в них благоприятных условий для притока и размещения отечественного и иностранного капитала, широкого использования современных зарубежных технологий, углубления рыночных реформ следовало бы предусмотреть создание в регионах республики зон экономического благоприятствования.

     Задачи:

  1. Рассмотреть особенности социально-экономического развития регионов, как фактор выравнивания региона;
  2. Что является наиболее важным приоритетом в формировании механизмов социально-экономического развития регионов Башкортостана;
  3. Подробно описать механизмы реализации концепции социально-экономического развития регионов.

 

      Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные разработки российских и зарубежных ученых в области  региональной экономики и управления региональным экономическим пространством. В частности, по таким проблемам как основные закономерности и тенденции развития региональных социально-экономических подсистем, формирование и совершенствование регионального экономического пространства, оценка целей, задач и эффективности регионального развития и управления.

     Проблемам привлечения инвестиций в региональную и муниципальную экономику, разработки многофакторных региональных моделей инноваций, формирования региональных инновационных систем и финансово-инвестиционных комплексов посвятили свои работы Абыкаев Н., Антипова О., Бард B.C., Бернштам Е., Гибало Н.П., Елисеева Т.П., Мамаев В.К., Россинская М.В., Рубинштейн Е.И., Савватеев Е.В., Семилютина Н.Г., Чекмарев В.В., Шершунов В.А. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности социально-экономического  развития,

как фактор выравнивания региона Республики Башкортостан

     1.1 Основное содержание выравнивания региона Республики Башкортостан 

     По уровню социально-экономического развития, характеру отраслевой структуры и направлениям производственной специализации хозяйств во внутри республиканском и межрайонном разделении с учетом природно-экономических условий и сложившихся производственно-экономических связей хозяйственный комплекс Республики Башкортостан подразделяется на 7 экономических регионов — Центральный, Южный, Западный, Северо-западный, Северо-восточный, Уральский, Северный[5].

     Центральный регион объединяет города:

  • Уфу, Благовещенск, Бирск;

     - районы Архангельский, Бирский,  Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский, Мишкинский, Уфимский, Чишминский.

     Южный регион – города:

  • Стерлитамак, Мелеуз. Ишимбай, Салават, Кумертау;

     - районы - Аургазинский, Гафурийский,3ианчуринский, Ишимбайский, Кугарчинский. Куюргазинский.  Мелеузовский, Стерлибашев-ский, Стерлитамакский,  Федоровский.

     Западный  регион – города:

  • Октябрьский, Туймазы, Белебей, Давлеканово, Дюртюли;

     - Районы - Альшеевский, Бижбулякский, Благоварский, Буздякский, Давлекановский, Дюртюлинский, Ермсксевский, Илишев-ский, Миякинский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский.

     Северо-западный регион города Нефтекамск, Агидель, Янаул; районы- Бураевский, Калтасинский, Краснокамский, Янаульский.

     Северо-восточный - районы Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Мечетлинский. Салаватский;

  • Уральский регион - города Белорецк. Учалы, Сибай, Баймак;

     - районы - Абзелиловский, Баймакский, Белорецкий, Бурзянский, Зилаирский, Учалинекий, Хайбуллинский.

  • Северный регион - районы Аскинский, Балтачевский, Караидельс-кий, Нуримановский, Татышлипский.

     В социально-экономическом развитии регионов Республики Башкортостан сложились  следующие основные тенденции:

     • специализация отраслей промышленности республики преимущественно на производстве сырьевых, полупродуктовых ресурсов, комплектующих изделии, при существенно  низком уровне развития отраслей, выпускающих  потребительские товары;

  • монопольное положение крупных, так называемых градообразующих предприятий в экономике регионов республики, с которыми связано развитие производств, работающих, главным образом, для собственных нужд этих предприятий;
  • затратный характер экономики, имеющей низкий уровень технологии и прямые потери ресурсов при чрезмерной нагрузке на окружающую среду:
  • диспропорция между отраслями сферы материального производства, производственной и социальной инфраструктурой, которая в Республике Башкортостан и ее регионах более глубока, чем в России[2].

     Регионы Республики Башкортостан существенно  различаются между собой по уровню социально-экономического развития.

     Наиболее  высоким уровнем социально-экономического развития и многоотраслевой структурой промышленности выделяются Центральный, Южный, Западный и Северо-западный регионы. Так, в 2010 г. в Центральном регионе произведено 42,4%, Южном - 28,9, Западном - 10,1, Северо-западном 11.8, Уральском - 6,5, Северо-восточном - 0,2, Северном - 0,1% общего объема промышленной продукции республики. Эти районы специализируются на машиностроительной и металлообрабатывающей, топливно-энергетической, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. В отличие от них Уральский, Северный и Северо-восточный регионы Республики Башкортостан имеют узкую отраслевую структуру. Участие этих регионов в промышленном производстве Башкортостана обеспечивается, главным образом, за счет фондоемких отраслей черной и цветной металлургии, лесозаготовительной промышленности - в Уральском, лесозаготовительной и пищевой - в Северном и Северо-восточном регионах[3].

     Более высокий уровень промышленного  развития Центрального, Южного, Западного  и Северо-западного регионов Республики Башкортостан является основой более быстрого социального развития этих регионов, по сравнению с Северо-восточным, Северным и Уральским регионами, по объему товарооборота на душу населения Северный, Уральский и Северо-восточный регионы.

     Так, основных фондов непроизводственного назначения в Центральном регионе на одного жителя приходится в 1,2, а в Южном и Западном регионах - в 1,1 раза больше, чем в среднем по республике. В Северо-западном регионе этот показатель находится на уровне республики, в Уральском - на 10, Северо-восточном и Северном регионах- на 20% ниже средне - республиканского уровня. Дифференциация регионов по стоимости основных фондов непроизводственного назначения на одного жителя более значительна, если учесть социальную инфраструктуру расположенных на их территории городов[10].

     Для районов Башкортостана характерна существенная дифференциация сельскохозяйственного  производства.

     Так, в Центральном регионе произведено 19,4 %, в Южном - 23,4, Западном - 38,6, Северо-западном - 5,6, Северо-восточном - 6,7, Уральском - 1,1, Северном -5,2 % от общего объема валовой продукции сельского хозяйства республики[25].

 

      1.2 Механизмы реализации концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан 

     Обеспечение эффективного социально-экономического развития Республики Башкортостан должно способствовать выравниванию уровня социально-экономического развития отстающих регионов, созданию условий для равного обеспечения населения всех регионов республики общественными благами[8].

     На  этом этапе должны сформироваться и на практике подтвердить свою эффективность все элементы современной рыночной экономики:

  • регулирование отношений собственности;
  • структурная перестройка хозяйства регионов;
  • рыночные формы организации производства;
  • свободные экономические зоны;
  • региональная политика государства, направленная на обеспечение стабилизации и роста экономики, выравнивание стартового уровня социально - экономического развития депрессивных регионов[15].

     Наиболее  важным приоритетом в формировании механизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостана является создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическое развитие регионов республики[12].

     Можно выделить наиболее значимые рыночно  ориентированные механизмы, которые  способствовали бы экономическому росту  в регионах Республики Башкортостан. Основными из них являются:

     • обеспечение структурной перестройки экономики регионов, ориентированной на эффективную специализацию предприятий, повышение доли конечной продукции в общем объеме производства;

  • ускорение внедрения новейших достижении научно - технического прогресса, в том числе импорта прогрессивных технологий, сделав это направление центральным в достижении жизнеспособности регионов в рыночных условиях;
  • сокращение сложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы для повышения уровня и качества жизни населения;
  • переход к распределению средств республиканского фонда финансовой поддержки регионов (а в регионах - их субъектов) с учетом уровня их социально-экономического развития на основе нормативного подхода;
  • разработка системы региональных приоритетов и целевых про грамм для эффективного использования ограниченных финансов и материальных ресурсов;
  • усиление государственного регулирования финансово - кредитного воздействия на стабильное развитие предприятий регионов;
  • стимулирование частных инвестиций (за счет собственных средств предприятий, а также за счет ресурсов, аккумулируемых в финансовой системе) посредством создания благоприятных условий, прежде всего, в экономически отсталых регионах. Оно может осуществляться через установление льготных процентных ставок по кредитам, предоставляемым на проекты, снижение налоговых ставок (прежде всего по федеральным налогам) при реинвестировании прибыли и т.д.;
  • поддержка процесса частного инвестирования за счет финансиро вания части затрат (как правило, не более 20%) по проектам из бюджета. Она должна осуществляться за счет средств бюджета развития, создаваемого с 2009 г. Бюджетная часть финансирования должна осуществляться на конкурсной основе;
  • создание благоприятных предпосылок для инвестиций в приоритетные регионы, предусматривающие, прежде всего, гарантию прав собственности на объекты вложений (в том числе на землю), возможность заключения соглашения о разделе продукций, обеспечение процедуры отвода-земель и размещения предприятий;
  • развитие объектов инфраструктуры в регионах как важнейшей предпосылки для эффективного размещения производства. Оно предлагает сосредоточение основной части бюджетных вложений за счет бюджета развития в инфраструктурных объектах (транспортная сеть, энерго- и теплоснабжение, телекоммуникации и т.д.): поскольку частные инвестиции в такие сферы часто неэффективны, основная часть вложений здесь должна быть государственной;
  • обеспечение экологической безопасности территории за счет инвестиций местного, республиканского и федерального бюджетов и собственных средств предприятий и их объединений;
  • осуществление мероприятий по приватизации существующих, а также санация экономически неблагополучных предприятий. Приватизация должна обеспечить привнесение новым инвесторам современных технологий, эффективного управления, внедрение новых каналов и механизмов продвижения продуктов на рынках. Эти условия (помимо стоимости, вносимой инвестором на аукционе) должны быть основными при принятии решения о приватизации[22].

Информация о работе Совершенствование механизма выравнивания регионального развития