Совершенствование механизма выравнивания регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обеспечение социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан, создания в них благоприятных условий для притока и размещения отечественного и иностранного капитала, широкого использования современных зарубежных технологий, углубления рыночных реформ следовало бы предусмотреть создание в регионах республики зон экономического благоприятствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Особенности социально-экономического развития,

как фактор выравнивания региона Республики Башкортостан……………...5

1.1 Основное содержание выравнивания региона

Республики Башкортостан……………………………………………………..5

1.2 Механизмы реализации концепции социально-экономического

развития Республики Башкортостан…………………………………………..8

2 Социально-экономическое выравнивание

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан…………………..15

2.1 Экономическое положение

Орджоникидзевского района Республики Башкортостан ………………….15

2.2 Анализ деятельности администрации района по выравниванию

социально-экономического развития региона………………………………35

3 Совершенствование уровня выравнивания региона………………………42

3.1 Предложения по выравниванию региона………………………………...42

3.2 Основные рекомендации по нормативному

совершенствованию выравнивания региона…………………………………44

Заключение……………………………………………………………………..45

Библиографический список…………………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

фаил.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Санация предприятий должна происходить не за счет средств бюджета, а за счет средств инвестора:

  • необходимо внедрять новые процедуры приватизации, позволяющие, прежде всего, снижать стоимость приватизируемых объектов с тем, чтобы облегчить доступ частных инвесторов;
  • использовать при приватизации процедуры отнесения задолженности предприятий на их имущество и т.д.;
  • использование мероприятий по стабилизации рынка труда с целью преодоления негативных тенденций при переходе к новой структуре хозяйства[25].

     Необходимо  учитывать, что нынешние тенденции в социально-экономическом развитии регионов Республики Башкортостан ведут к тому, что в большинстве регионов республики, отдаленных от промышленных центров, происходят деиндустриализация, упрощение технологий, используемых в производстве, дальнейшая утеря конкурентоспособности продукции. В связи с этим при разработке механизмов необходимо учитывать, что для обеспечения социально-экономического развития отстающих регионов понадобится период форсированного роста инвестиций[24].

     Для решения этой проблемы необходимо последовательно  осуществлять приоритеты:

  • активное стимулирование инвестиций на высоком уровне;
  • повышение конкурентоспособности предприятий;
  • создание предпосылок для возобновления производства, прежде всего через приватизацию и санирование;
  • стимулирование внедрения новых технологий и процессов в производство.

     В целях обеспечения в регионах Республики Башкортостан гарантированных  государством единых минимальных социальных стандартов необходимо создать «Фонд  выравнивания социального развития регионов».

     Этот  фонд может состоять из двух частей: средств (дотаций), предназначенных  на финансирование текущих расходов бюджетов городов и районов; средств (субсидий), направляемых на социально-экономическое  развитие регионов.

     Финансирование текущих расходов местных бюджетов целесообразно осуществлять равномерно в течение года (ежемесячно в размере 1/12 части годового плана). Средства, предназначенные на финансирование социально-экономического развития городов и районов, должны иметь строго целевой характер и перечисляться по мере реализации программы развития региона. Основным принципом выравнивания бюджетных диспропорций городов и районов республики может стать соотношение расходных статей местных бюджетов не только со сложившимися их доходными источниками (собственными и привлеченными из вышестоящего бюджета), но и с учетом возможностей дополнительного вовлечения в бюджетный процесс доходного потенциала каждого города и района[30].

     Недостаток  собственных средств предприятий  регионов для реализации инвестиционных программ может восполняться за счет долгосрочного кредита банков и займов инвестиционных, лизинговых и прочих компаний. Хозяйствам отстающих в социально-экономическом развитии Уральского, Северо-восточного и Северного регионов кредиты банков и займы различных компаний должны предоставляться на льготных условиях в целях доведения их стартового социально-экономического положения до среднереспубликанского уровня.

     Инвестиционные  программы межхозяйственного, межрайонного, межрегионального значения должны финансироваться за счет объединенных средств ряда предприятий, лизинговых компаний и других коммерческих структур, населения, иностранных фирм (внебюджетные фонды). Эти средства должны формироваться для целевого использования преимущественно за счет коммерческих банков[19].

     Необходимо  также привлечение банковского  капитала в развитие и реконструкцию  предприятий регионов под гарантию акций и имущества, а в долгосрочной перспективе - и в развитие производственной базы сельских производителей. В долгосрочной перспективе необходимо образовать сеть локальных и региональных кооперативных банков, уставной капитал которых должен создаваться за счет первоначальных льготных кредитов и других источников. Они станут источником первоначального капитала для малого бизнеса в регионе, призванного решить проблемы инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в регионах.

     Одним из основных направлений специализированного  кредита станет лизинг (долгосрочная аренда машин и оборудования). В этих целях необходимо создать сеть региональных лизинговых компаний с участием коммерческих банков, предприятий и организаций. Им должна быть оказана государственная финансовая поддержка (частично). Необходимо завершить создание национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей всех форм собственности. Она должна объединить сеть страховых, лизинговых, ипотечных инвестиционных компаний, кооперативных банков[17].

     В числе организационных факторов реализации концепции является создание в регионах республики дополнительных зон экономического благоприятствования, которые призваны обеспечить устойчивый экономический рост на базе отдельных конверсионных предприятий путем максимального задействования научно-технического потенциала.

     Их задача - с помощью системы льгот привлечь отечественные и зарубежные инвестиции для вывода экономики из состояния депрессии.

     В целях законодательного и нормативного обеспечения социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан необходимо:

  • совершенствовать правовой (конституционный) механизм осуществления активного воздействия республиканских управленческих структур на выравнивание социально-экономического развития регионов;
  • внести коррективы в Закон о местном самоуправлении для расширения прав и повышении ответственности районных органов власти в решении задач социально-экономического развития городов и районов;
  • для развития агропромышленного комплекса в регионах республики необходимо внести коррективы в закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных чужд в Республике Башкортостан» в целях обеспечения стабильного функционирования агропромышленного комплекса, паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и товары производственно-технического на значения и услуги, повышения ответственности поставщиков и заготовителей за выполнение договорных обязательств в полном объеме.

     Необходимо  принять закон «О свободных экономических  зонах в Республике Башкортостан». 

 

      2 Социально-экономическое выравнивание Орджоникидзевского района Республики Башкортостан

     2.1 Экономическое положение Орджоникидзевского района Республики Башкортостан

      Орджоникидзевский район — это район нефтепереработки и нефтехимии, здесь сосредоточены предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, энергетической, машиностроительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности и строительной индустрии.  Доля района в общем объеме промышленного производства Уфы составляет более 44 %[11].

      Наиболее  крупные промышленные предприятия  района:

  • Нефтеперерабатывающие заводы
  • ОАО «Уфахимпром» (ныне закрыт)
  • «Башкирский троллейбусный завод»
  • «Уфимский электроламповый завод СВЕТ»
  • «Башэлектроремонт»
  • ОАО «Уфимская косметическая фирма „Чародейка“»
  • ОАО «Уфимская фабрика спортивных изделий»
  • Теплоэлектроцентрали ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4
  • ОАО «Уфимский железобетонный завод № 1»
  • ОАО «Бельский ДОК»

      Строительно-монтажные  организации:

  • ОАО «Трест № 21»,
  • ОАО «Башнефтезаводстрой»,
  • ОАО «Нефтехимремстрой»,
  • ООО «Спецсевис-ремонт»,
  • ОАО «Востокнефтезаводмонтаж»,
  • ОАО «Элеваторспецстрой».
 
 

      Район — крупный научный центр в области разработки и проектирования процессов нефтепереработки, нефтехимии, микробиологии, химических средств защиты растений и промышленного строительства.   Всего в районе 15 отраслевых научно-исследовательских, проектных институтов и предприятий.

      Орджоникидзевский район с расположенными на его  территории гигантами нефтехимии был  и остается оплотом экономики  республики[13].

      Инвестиционная  политика в районе нацелена на развитие производственной инфраструктуры. За последние годы на предприятиях района проведена масштабная модернизация установок, открыты новые котельные и газовая автозаправочная станция. Особое внимание уделяется экологии, введены новые механические очистные сооружения. Сегодня на всех предприятиях нефтехимии района действует уникальная система производственной безопасности «Страж». Территориальная близость предприятий позволяет им сотрудничать между собой, дополняя друг друга сырьем для производства.

      В совокупности такая благоприятная инфраструктура является условием для оживления реального сектора экономики, соответственно позволяет привлечь инвестиции в приоритетные отрасли экономики. Интерес партнеров не случаен - они рассматривают район, как имеющий большой потенциал развития.

      Модельный ряд троллейбусов ОАО «Башкирский  троллейбусный завод» поставляются в города России и страны ближнего зарубежья. За разработку и освоение производства троллейбусов с энергосберегающим  приводом завод был удостоен Государственной премии Республики Башкортостан в области науки и техники. В 2009 году совместно с Акционерным обществом «НефАЗ» разработан и выпущен новый троллейбус на базе городского автобуса «Нефаз»

      ООО Научно-производственное предприятие  «Буринтех», которое в 2009 году отметило 10-летие со дня основания, является разработчиком и производителем технологий и техники для бурения и ремонта скважин. ООО «Полекс-Урал» выпускает упаковочные материалы и одноразовую посуду.

      На  территории Орджоникидзевского района базируются крупнейшие строительно-монтажные организации республики, такие как ОАО «Строительная компания Трест № 21», подразделения генподрядного треста «Башкортостаннефтезаводстрой», ОАО «АК «Востокнефтезаводмонтаж», ОАО «Нефтехимремстрой», ООО «СУ №10», группа компаний «ПСК №6».

      Строительный  комплекс района представлен также  предприятиями-производителями строительных материалов и конструкций, крупнейшими  из которых являются ОАО «Бельский  деревообрабатывающий комбинат», НПО  «Полимер», ООО «Корпорация «Уралтехнострой», ООО «Стройконструкция», ЗАО «Метаком».

      Строительные  предприятия района возводят объекты  на территории всей республики и за ее пределами. В рамках реализации национального  проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» особое внимание уделяется строительству жилых комплексов. В 2009 г. приняты в эксплуатацию 3 многоквартирных жилых дома, общей площадью 23170 кв. м., а также 298 домов индивидуальных застройщиков площадью 17065 кв.м. Всего за прошлый год построено жилья 35051 кв.м. За первое полугодие 2010 года приняты в эксплуатацию три многоквартирных жилых дома площадью более 16 тысяч кв.м. и дома индивидуальных застройщиков более 10 тысяч кв.м[28].

      Большой объем работ ведется по реконструкции  и капитальному ремонту учреждений образования и здравоохранения. За последние годы отремонтированы здания лицея №62, татарской гимназии №65, школы №61, ГКБ №10, ГДКБ №17, ГКБ №18, поликлиники №32. Завершена реконструкция Дежневского путепровода – одной из транспортных магистралей, соединяющих северную часть столицы с южной. В первом полугодии 2010 года завершен комплексный капитальный ремонт главного корпуса ГДКБ №17, начата реконструкция поликлиники ГКБ №8.

      Введены в эксплуатацию крытый спортивный зал  по ул.Суворова, учебный корпус №2 УГНТУ, религиозно-культурный центр по ул. Блюхера, пристрой к школе №145 в пос. Старые Турбаслы и другие объекты. Осенью 2009 года было открыто новое административное здание в поселке Тимашево, в котором работают специалисты территориального отдела Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы, отделение связи №51, социально-профилактический центр и пост участкового милиционера.

      Научные и проектные институты - особая гордость района.

      Институт  нефтехимии и катализа УНЦ РАН - это  научный центр, занимающийся разработкой  новых и усовершенствованием существующих каталитических процессов и катализаторов для химической и нефтехимической промышленности. ГУП «Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан» занимается разработкой практически всего спектра технологий нефтепереработки – от фундаментальных исследований до строительства установок. В мае 2009 года Институту приказом Министерства промышленности и внешнеэкономических связей РБ присвоен статус технопарка сроком на десять лет.

Информация о работе Совершенствование механизма выравнивания регионального развития