Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:13, курсовая работа
Цель работы – определить состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике.
Для достижения работы необходимо решить ряд задач:
характеристика экономики Италии
оценка основных хозяйствующих отраслей
связи Итили с другими странами
Введение 3
Глава 1. Характеристика экономики Италии 5
1.1. Структура экономики Италии 5
1.2. Современная экономика 18
1.3. Особенности модели государственного регулирования экономики в Италии 21
Глава 2. Основные хозяйствующие отрасли Италии 24
2.1. Нефтеперерабатывающая промышленность 25
2.2. Металлургия 28
2.3. Машиностроение 30
2.4. Химическая промышленность 33
2.5. Текстильная промышленность 35
2.6. Сельское хозяйство 41
2.7. Транспорт 45
2.8. Туризм 48
Глава 3 Связи Италии с другими странами 49
3.1. Место Италии в мировом и европейском хозяйстве 49
3.2. Внешнеэкономические связи Италии 52
3.3. Взаимоотношения Италии и России.........................................................53
Заключение.............................................................................................................55
Список использованной литературы...................................................................
Большинство традиционных бобовых культур теперь все больше идет на корм скоту, только благородный зеленый горошек сохраняет не только пищевое, но и экспортное значение. Во многих районах страны и особенно широко в Кампании выращивают картофель.
В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытом грунте и в теплицах выращивают самые разнообразные овощи: помидоры, капусту, салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры. Основное внимание уделяется помидорам, которые ежегодно составляют значительную часть сбора овощей. Большая часть томатов консервируется, перерабатывается в пасту и идет на экспорт. Товарное овощеводство более всего распространено в Эмилии-Романье, Кампании и Апулии.
В низовьях По, особенно в провинции Ровиго, собирают более половины всего урожая сахарной свеклы, важнейшей технической культуры Италии.
"Первый сад Европы", как нередко называют Италию, дает ежегодно множество разнообразных фруктов: яблок, груш, персиков, инжира, черешни и пр. Около 60% всех фруктов выращивается на Севере Италии, в основном в специализированных фермерских хозяйствах площадью от 3 до 10 га с очень небольшим применением наемного труда. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук.
Италия - один из крупнейших в мире и в Средиземноморье производитель цитрусовых. Почти весь урожай дают небольшие плантации в южных областях, прежде всего на Сицилии и в Калабрии. Выращиваются не только широко известные апельсины, лимоны, мандарины и грейпфруты, но и менее распространенные виды - бергамот, дающий ценнейшую бергамотовую эссенцию, кинотто, лиметта и некоторые другие виды.
Средиземноморье - родина винограда. Эта культура выращивается в Италии с незапамятных времен в мелких крестьянских хозяйствах. Из 246 сортов винограда, известных в Италии, наиболее распространены 17. Без виноградников нельзя себе представить итальянского пейзажа. По сборам винограда Италия постоянно соперничает с Францией за первое место в мире. Почти весь урожай перерабатывается в вино.
Другая характерная итальянская культура, такая же древняя и распространенная, как виноград, - олива. Ее не встретишь только в Пьемонте, Аосте и высокогорной части Трентино-Альто-Адидже. По сбору оливок Италия уступает только Испании. Около 90% всего сбора приходится на южные области, особенно Апулию.
В последние годы важной экспортной отраслью стало цветоводство, прежде всего на Лигурийской Ривьере и в Лацио, а также в Пьемонте, Калабрии и на Сицилии. За границу вывозятся живые цветы и сырье для парфюмерной промышленности, семена и луковицы.
В последние годы в итальянском сельском хозяйстве происходят важные структурные изменения: повышается значение животноводства, которое, однако, еще продолжает играть второстепенную роль, прежде всего из-за недостатка кормовой базы. Продукты животноводства составляют 42% общей стоимости сельскохозяйственной продукции страны. В Италии редко увидишь крупное стадо коров: около 70% хозяйств имеют не больше 10 голов крупного рогатого скота.
Молочное и мясное животноводство преобладает на Севере, где сосредоточено около половины всех лугов Италии. Главная овцеводческая область - Сардиния. На отходах сахароварения в Эмилии-Романье и Ломбардии разводят свиней. В последние десятилетия вблизи больших городов были построены крупные птицефермы, и теперь в Западной Европе Италия занимает одно из ведущих мест по производству мяса птицы.
Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных добывается в адриатических водах.
Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и Сицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременно на берегах, особенно сицилийских, растет число заводов по производству разнообразных морских продуктов (замороженных улиток и прочих "фрутти ди маре", как их называют итальянцы). В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными стоками речных и озерных вод.
В
связи с вытянутостью страны с
севера на юг ее сеть железных и автомобильных
дорог развивалась
В Италии исключительно велика роль автомобильного транспорта: на него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов. Общая длина автомобильных дорог достигает почти 300 тыс. км, причем около половины их приходится на Северную Италию, на Юге же страны густота дорожной сети значительно меньше.
В 1924 г. в Италии была построена первая в мире автострада (Милан — Варесе). Сейчас по протяженности автострад (5,9 тыс. км) Италия занимает второе место после ФРГ среди капиталистических стран Европы. Наиболее густая сеть автострад на Севере. Огромное значение имеет основная транспортная ось страны — автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, Флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний юг, к городу Реджо-ди-Калабрия. На развитии автомобильного транспорта в целом и, в частности, на дорожном строительстве отрицательно сказался топливно-энергетический кризис.
Железные дороги уступают по значению автомобильным. Железнодорожный транспорт Италии развит слабее, чем в других капиталистических странах. Однако в последние годы в железнодорожное строительство стало вкладываться капитала больше, чем в автотранспортное. По техническому оснащению резко выделяются некоторые главные линии, модернизированные в конце 60-х годов. В результате этой модернизации, например, на линии Рим — Флоренция поезд может развивать скорость до 200 км/ч. Протяженность железных дорог Италии превышает 20 тыс. км. Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на средиземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линий, наличием островов в составе страны. На берегах Италии расположено 144 порта.
Морским транспортом перевозится 90% импортируемых в страну товаров и 60—65 % — экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом. Важный источник валютных поступлений Италии — международный фрахт. Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей промышленностью.
В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырье. Самый крупный итальянский порт Генуя с ежегодным грузооборотом свыше 50 млн. т — один из важнейших во всем Средиземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо-Запада Италии, а также для, Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря. Главный соперник и конкурент Генуи на Адриатике — Триест, второй в Италии по грузообороту (42 млн. т) и один из важнейших нефтяных портов Европы. Кроме того, это главный в Европе пункт по перевалке кофе. Через Триест Северо-Восточная Италия связывается с другими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Средиземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест преимущественно транзитный порт в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии. Развитию Венецианского порта в последние годы способствовало увеличение торговли Италии с Российской Федерацией, странами Азии и Африки.
За
последние десятилетия
Один из крупнейших пассажирских портов страны — Неаполь является главным центром каботажных связей Апеннинского полуострова с Сицилией, Сардинией и другими островамик. В последние годы Неаполитанский порт испытывает тяжелый кризис, вызванный прежде всего сокращением международных пассажирских морских перевозоколо
Полуостровную Италию связывают с ее островами, а также с некоторыми югославскими и греческими портами морские паромы. Особенно напряженна паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским полуостровом. Поэтому ставится вопрос о строительстве тоннеля или моста через Мессинский пролив.
Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек. Развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стимулировало в Италии распространение трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс. км. Наиболее густая сеть трубопроводов на Севере. Некоторые из них имеют международное значение, например газопровод, по которому поставляется природный газ из России на Север Италии.
Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны — Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса и Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалиний. Почти весь авиатранспорт находится в руках государственной компании "Алиталиа" — одной из наиболее крупных авиатранспортных компаний мира.
Италия – крупнейший центр международного туризма. Количество иностранных туристов, посетивших страну в 2009 году, возросло до 45,7 млн. человек (+5,7% к показателю 2008 года)
Наибольшим интересом в 2008 году пользовались такие регионы Италии как Ломбардия, Лацио, Венето, Тоскана, и Эмилия-Романья. На данные регионы приходится 67,5% от общего объема расходов иностранных туристов.
С точки зрения посещаемости наибольший рост зафиксирован в Валле д`Аоста, на островах Сицилия и Сардиния. При этом сокращение туристических потоков отмечено в Молизе, Фриули-Венеции-Джулии и Эмилии-Романьи.
Глава 3 Связи Италии с другими странами
Италия - индустриально развитая страна, член ОЭСР, ЕС, «большой семерки», активно участвует в мирохозяйственных связях.
Развитие экономики Италии тесным образом связано с внешним фактором. Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора пути экономических преобразований: экспортировать, чтобы выжить. Это определило место Италии в международном разделении труда.
Как уже было отмечено выше, лидирующие позиции занимает машиностроение, особенно такие отрасли, как производство сельскохозяйственной техники, металлообрабатывающего оборудования (четвертое место в мире по объему выпуска и третье место — по его экспорту), деревообрабатывающего оборудования, упаковочного (на экспорт идет 80%) и пищевого оборудования. Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного (70% - экспорт) и электротехнического производств.
Внешнеторговый баланс Италии на протяжении последних десяти лет имеет положительное сальдо. Среднегодовой объем экспорта товаров составляет 240—245 млрд. долл., импорта - 230— 235 млрд. долл. В товарной структуре экспорта на продукцию обрабатывающей промышленности приходится 97,2%, в том числе на долю машиностроения — 40,8%, текстильную и швейную продукцию - 10,5%, кожевенные и обувные изделия - 5,4%, химикаты и химволокно — 9,4%.
Увеличение масштабов итальянского экспорта явилось следствием:
Информация о работе Состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике