Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно

Содержание

Каковы цели, задачи и сферы деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций?.........................................................3
Каковы основные характеристики экономического развития отдельных стран североамериканского региона промышленно развитой зоны?..........9
Дайте характеристику места России в глобализации и регионализации хозяйственной жизни………………………………..……………………...15
Список используемых источников…………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Каковы цели, задачи и сферы деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций?.........................................................3
  2. Каковы основные характеристики экономического развития отдельных стран североамериканского региона промышленно развитой зоны?..........9
  3. Дайте характеристику места России в глобализации и регионализации хозяйственной жизни………………………………..……………………...15

    Список  используемых источников…………………………………………….19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.Каковы  цели, задачи и сферы деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций?

     В условиях перехода на рыночные отношения  роль и значение финансово-кредитной  системы резко возрастает. Экономическая  политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей  увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

     Институциональная структура международных валютно-кредитных  и финансовых отношений включает совокупность международных организаций. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межгосударственного обсуждения, согласования интересов и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

      Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать  международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации противоречивой глобализирующейся мировой экономики.

      Международные валютно-финансовые организации создаются  путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:

  • операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
  • межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
  • инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты) инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.) благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

      Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать  международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:

    • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
    • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
    • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

     В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать:

  1. Международный валютный фонд (МВФ) -межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
  2. Группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала - межгосударственных инвестиционных институт, влияющий на темпы и направление экономического развития большинства стран, координирующий политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующий на деятельность других международных экономических организаций и оказывающий техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития.

     А) Международную ассоциацию развития (МАР) -призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР,

     Б) Международную финансовую корпорацию (МФК) выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.

     В) Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.

  1. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций  в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
  2. Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две основные функции:

1) содействовать  сотрудничеству между центральными  банками, обеспечивать благоприятные  условия для международных финансовых  операций;

2) действовать  в качестве доверенного лица  или агента по проведению международных расчетов своих членов.

Основным  источником ресурсов БМР являются краткосрочные  вклады (до трех месяцев) центральных  банков в иностранной валюте или  золоте. Специфика БМР заключается  в строго конфиденциальном характере  его деятельности, как и ежемесячных  заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

  1. Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС)- основным видом деятельности  являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
  2. Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных  с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса..

        Все международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Каковы  основные характеристики экономического развития отдельных стран  североамериканского  региона промышленно  развитой зоны?
 

       В регионе Северной Америки наиболее четко выделяются США и Канада. Они входят в «большую семерку» индустриально развитых стран мира. Интеграционные связи США и Канады начали складываться еще в 20-х годах нынешнего века, когда внешнеэкономические контакты Канады переориентировались со слабеющей Великобритании на США. Предприниматели из США стали интенсивно осваивать экономическое пространство богатой природными ресурсами, но малозаселенной и недостаточно развитой соседней страны. В конце 20-х годов они уже доминировали в ведущих отраслях канадской экономики. В конце 30-х годов в стране «кленового листа» действовало 309 компаний, полностью или частично принадлежавших 187 крупнейшим транснациональным корпорациям (ТНК) Соединенных Штатов Америки.

     К концу второй мировой войны корпорации США вложили в Канаду почта 5 млрд. долл., что составило более 70% всех прямых иностранных инвестиций в этой стране. Весьма важную роль в дальнейшем расширении присутствия США в Канаде сыграла программа привлечения американских инвестиций. В 1957 г. в канадской экономике насчитывалось 632, а в 1967 г. - 962 филиала ведущих фирм Соединенных Штатов. К этому времени и экономические гиганты Канады стали активно инвестировать в экономику южного соседа. Процесс взаимопроникновения собственности канадских и американских предпринимателей достиг высокой отметки, особенно активна и масштабна их взаимная торговля. 

     Кроме северного соседа, у Соединенных  Штатов есть и южный - Мексика, в экономику  которой американский капитал стал проникать в 70-е годы. 
       С 1 января 1994 г. началась реализация соглашения Североамериканской ассоциации свободной торговли, подписанного США, Канадой и Мексикой 17 декабря 1992 года. Новое соглашение явилось логическим продолжением и развитием заключенного в 1988 г. двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой. Мексика в этой ассоциации, как большая страна, открывает путь, к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о снятии не только торговых барьеров, но и либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и других аспектах обеспечения «прозрачности» границ между тремя государствами Северной Америки. Существенная часть этих барьеров уже устранена, остальные будут демонтированы в ближайшие пять лет. Полная их ликвидация и слияние трех национальных рынков прогнозируется через 12-15 лет. Уже к концу нынешнего века в значительной мере сформируется зона свободной торговли с населением, превышающим 375 млн. человек, и совокупным валовым продуктом порядка 8 трлн. долларов США в год. Это, несомненно, окажет заметное влияние на все западное полушарие, вызовет там существенные экономические и политические сдвиги. Тем более что в Североамериканскую ассоциацию свободной торговли намерены войти Чили и ряд других стран Латинской Америки.

     Последние десятилетия лидером в мировой  экономике остаются Соединенные  Штаты Америки. Лидерство США  в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам  и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Информация о работе Мировая экономика