Человеческий капитал в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 05:58, реферат

Описание работы

Не приходится сомневаться, что облик нашей планеты во многом определяется наличием на ней человека. С момента своего появления и отделения от животного мира он беспрестанно пытался познать и с большим или меньшим успехом перекроить по своей мерке окружающий мир. Сегодня наша цивилизация стоит на пороге грандиозных перемен.

Содержание

Введение___________________________________________________________2
Глава1. Подходы к изучению человеческого капитала
1.1. Понятие человеческого капитала____________________________________4
1.2. Классический подход к изучению человеческого капитала______________5
1.3. Современные подходы к изучению человеческого капитала____________10
Глава 2. Типы человеческого капитала_________________________________13
Заключение________________________________________________________17
Список литературы__________________________________________________18

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  экономики, управления и природопользования

Экономический факультет 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Человеческий  капитал в мировой  экономике 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила:

Студентка экономического
факультета  ИЭУиП 3 курса
группы  Э-36
Ляшева  Е.
 
 
Проверила:
 
 

          Черноталова Елена Владимировна 
     
     
     
     
     

Красноярск 2011 

     Содержание

Введение___________________________________________________________2

Глава1. Подходы к изучению человеческого капитала

1.1. Понятие человеческого капитала____________________________________4

1.2. Классический подход к изучению человеческого капитала______________5

1.3. Современные подходы к изучению человеческого капитала____________10

Глава 2. Типы человеческого капитала_________________________________13

Заключение________________________________________________________17

Список литературы__________________________________________________18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

           Не приходится сомневаться, что  облик нашей планеты во многом  определяется наличием на ней  человека. С момента своего появления  и отделения от животного мира  он беспрестанно пытался познать  и с большим или меньшим  успехом перекроить по своей  мерке окружающий мир. Сегодня  наша цивилизация стоит на  пороге грандиозных перемен. Прежде  всего, она вступила в эпоху  глобализации, когда все процессы  и явления приобретают общемировые  масштабы. В наши дни как никогда  ясно, что мы живем в информационном  обществе. Собственно, человечество  изначально развивалось как таковое,  однако сегодня более чем когда-либо  доступ к информации и умение  ею пользоваться определяет ведущих  игроков на мировой арене. Еще  один важный аспект нынешнего  исторического этапа: человечество, на протяжении тысячелетий развивавшееся  в основном количественно, пройдя  через демографический переход,  входит в фазу стабилизации  своей численности, когда на  первый план должны выступить  качественные характеристики населения  и интеллектуальные способности,  физическое и психическое здоровье, нравственные устои и т.д. Особую  важность приобретает качество  человеческого капитала. Пример  тому и небольшие европейские  государства, которые, не располагая  ни бездонными недрами, ни впечатляющей  военной мощью, благоденствуют  благодаря развитым технологиям,  мудрой инновационной политике  и, что немаловажно, действенным  социальным институтам.

           Чем может похвастаться развитое  государство? Землями, недрами,  лесами? Или, может быть, городами, дорогами, заводами? Долгое время  считалось именно так, а основным  показателем состояния экономики  был размер ВВП. Однако если  мыслить широко, главное богатство  государства  его граждане, люди, способные грамотно и умело  распорядиться тем, что дала  им природа, что создано ими  самими, и преумножить свое достояние.  Таким образом, важнейшим источником  процветания страны является  человеческий капитал. Что же это такое? Само понятие появилось не так давно и концепция была сформулирована на рубеже 1950-60-х гг. учеными Чикагского университета. В экономической теории под «человеческим капиталом» понимают совокупность знаний, навыков и способностей, которыми обладает человек и которые он может использовать в производственных или потребительских целях. Следует отметить, что при всей кажущейся абстрактности данного понятия, оно полностью подпадает под принятое в экономике определение капитала. Человеческий капитал - один из основных источников экономического роста, без существенных инвестиций в который невозможно благополучие ни одного государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Подходы к изучению человеческого капитала

     1.1. Понятие человеческого  капитала

     В экономической литературе понятие  человеческого капитала рассматривают  в широком и в узком смысле. В узком смысле одной из форм капитала является образование. Человеческим его  назвали потому, что эта форма  становится частью человека, а капиталом  является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком  смысле человеческий капитал формируется  путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование  и подготовку рабочей силы  на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

     Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление  не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. 
 

     1.2. Классический подход к изучению человеческого капитала

     Пионером  исследования человеческого капитала является лауреат Нобелевской премии Т. Шульц. В эпоху научно-технической  революции объективно требовался пересмотр  роли знания и образования в создании национального дохода и экономическом  росте. Доказывая, что в экономике  США доход от человеческого капитала больше, чем от капитала физического, Т. Шульц призывал развивающиеся  страны делать крупные инвестиции в  образование, здравоохранение и  науку. Развитие этих сфер, по его мнению, важнее для экономического роста, чем  строительство новых фабрик и  заводов.

     А. Смит писал, что совокупный запас  общества составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого  капитала является полезность талантов, приобретённых жителями страны или  членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые  расходы на содержание того, кто  старается приобрести их во всё время  его воспитания, обучения и дальнейшего  образования, и все эти расходы  составляют постоянный капитал. Если эти  дарования составляют часть его  личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства  целого общества, к которому он принадлежит 

     Классическим  сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал" (первое издание - 1964 г., второе - 1975 г.).

     В целом эта концепция лежит  в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и  т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.

     Центральная методологическая установка "чикагской  школы" человеческого капитала - объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов - перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе - ради получения больших доходов в будущем. Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества. К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

     В целом неоклассическая теория рынка труда содержит: 1) теорию спроса на труд, которая включает в себя теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат производственных функций; 2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал.

     Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его  производительной силы. Человеческий капитал, - как определяют его большинство экономистов, - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека.

     Производительные  качества и характеристики работника  были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени  и материальных ресурсов и что  они, подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход.

     Рентабельность  человеческого капитала исчисляется  путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мысли экономистов - неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому капиталу выполняет норма прибыли, а именно - измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение.

     Важнейшими  формами вложений в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве, медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах  и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем  человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а  также увеличивает интенсивность  его использования. Миграция и поиск  информации способствуют перемещению  рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого  капитала выше. Рождение детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении.

     В этой классификации уравнены факторы  разного срока действия и влияющие на разные стороны воспроизводства  рабочей силы. Образование и здравоохранение - это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации - это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в производстве рабочей силы.

     Западные  экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от "инвестора": "Студенты учатся, что представляет собой работу…Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью". Человеческий капитал может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.

     Выдвижение понятия “человеческий капитал” означает осознание того факта, что навыки и способности людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо, и что отмечал Карл Маркс. "Воспроизводство рабочего класса включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение". Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей "можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек".

     Помимо  А Смита и В. Петти, другие известные экономисты - Э. Денисон, Дж.Р. Маккуллох, Н. Сениор, Генри Д. Маклеод, Ирвин Фишер, рассматривающие человеческий капитал на микро- и макроуровнях, утверждали, что люди должны быть включены в категорию капитала. Они аргументировали свою точку зрения следующим: продукт труда работников увеличивает национальное богатство; расходы на человека, которые увеличивают этот продукт, будут увеличивать национальное богатство; затраты на воспитание и образование людей являются реальными затратами.

     Т.Шульц  также призывал других ученых отказаться оттого, что он считал «интеллектуальными ошибками» традиционных экономистов, предлагая делать упор на качество человека как участника производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Современные подходы к изучению человеческого капитала

     А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют  росту его производительности труда  и влияют на рост доходов (заработной платы). Вместе с С.А.Дятловым, Е.Д.Цыреновой он определяют человеческий капитал как часть совокупного капитала, представляющую собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

Информация о работе Человеческий капитал в мировой экономике