Состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике.

Для достижения работы необходимо решить ряд задач:

характеристика экономики Италии
оценка основных хозяйствующих отраслей
связи Итили с другими странами

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика экономики Италии 5
1.1. Структура экономики Италии 5
1.2. Современная экономика 18
1.3. Особенности модели государственного регулирования экономики в Италии 21
Глава 2. Основные хозяйствующие отрасли Италии 24
2.1. Нефтеперерабатывающая промышленность 25
2.2. Металлургия 28
2.3. Машиностроение 30
2.4. Химическая промышленность 33
2.5. Текстильная промышленность 35
2.6. Сельское хозяйство 41
2.7. Транспорт 45
2.8. Туризм 48
Глава 3 Связи Италии с другими странами 49
3.1. Место Италии в мировом и европейском хозяйстве 49
3.2. Внешнеэкономические связи Италии 52
3.3. Взаимоотношения Италии и России.........................................................53
Заключение.............................................................................................................55
Список использованной литературы...................................................................

Работа содержит 1 файл

экономика Италии..doc

— 326.50 Кб (Скачать)

      С каждым годом в стране растет потребление  нефтепродуктов, особенно мазута, который  находит себе все более широкое применение. В настоящее время почти все тепловые электростанции Италии работают на мазуте. Рост автомобильного и тракторного парков также способствует увеличению потребления основных нефтепродуктов. Интенсивно развивающаяся и тесно связанная с нефтепереработкой нефтехимическая промышленность также стимулировала развитие нефтеперерабатывающей промышленности.

      Одним из важнейших факторов развития этой в сущности новой для Италии отрасли  промышленности явилось географическое положение страны: Италия, расположенная на путях от нефтяных месторождений Ближнего Востока к промышленным районам Западной Европы, стала "нефтеперерабатывающим цехом" континента, обслуживающим к тому же и все западное Средиземноморье.

      В 2009 г. в Итaлии действовало более 40 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 120 млн. т сырой нефти в год, что составляет около 6% суммарной мощности всех нефтеперерабатывающих заводов капиталистического мира. По мощности нефтеперерабатывающей промышленности Италия опередила все остальные капиталистические страны Европы и стоит на третьем месте в капиталистическом мире после США и Японии. Большинство предприятий имеет мощность до 5 млн. т сырой нефти в год, в то время как при современном уровне техники оптимальными считаются заводы, способные переработать более 10 млн. т нефти в год. Однако, несмотря на сравнительно небольшую величину заводов, нефтеперерабатывающая промышленность Италии по техническому оснащению является одной из лучших в Европе.

      Эта отрасль хозяйства развивается при значительном участии иностранного капитала, главным образом американского.

      Нефтеперерабатывающие заводы Италии работают в основном на импортной нефти. В послевоенные годы собственная добыча не обеспечивала и десятой доли потребности страны, и доля итальянской нефти в общем потреблении нефти в стране с каждым годом уменьшается в связи с ростом нефтеперерабатывающей промышленности и относительной бедностью местной сырьевой базы. Нефть ввозится из Кувейта, Саудовской Аравии, Ирака и других стран. В последние годы увеличился импорт ее из РФ — почти до 20 % общего количества ввозимой в Италию нефти.

      Преимущественная  ориентация на ввозимую морским путем  нефть и экспортное назначение большой  части продукции определили общую  картину размещения нефтеперерабатывающих заводов. Большинство их расположено па морском побережье близ портов, в особенности заводы, построенные до второй мировой войны. В послевоенные годы с развитием трубопроводного транспорта новые нефтеперерабатывающие заводы строились уже не только на побережье, но и ближе к потребителю — в наиболее развитых промышленных районах, в основном в Ломбардии, особенно вокруг Милана. Кроме того, возникли три новых района нефтепереработки, базирующиеся на открытых в 50-х годах месторождениях Паданской равнины, Сицилии и Аланно в Абруццах. Эти заводы используют и привозную нефть, доставляемую автомобильным транспортом и по нефтепроводам и морем.

      Основную  продукцию нефтеперерабатывающих  заводов составляет мазут. Тяжелый  мазут составляет 60% потребляемых в  стране Нефтепродуктов. В 2009 г. нефтеперерабатывающие заводы Италии, переработав 95 млн. т сырой нефти, выпустили 44,8 млн. т мазута, 13,3 млн. т бензина, 17,8 млн. т газойля, 4,3 млн. т керосина.

      

        Продукция нефтеперерабатывающих заводов превышает собственные потребности страны, и избыток готовых нефтепродуктов идет на экспорт.

      Росту нефтеперерабатывающей промышленности Италии способствует усиленное развитие трубопроводного транспорта. Общая  длина трубопроводов Италии превышает 1000 км. Важнейшие из них — Генуя—Ро, Триест—Ингольштадт, и некоторые другие. Развитие трубопроводного транспорта способствует продвижению нефтеперерабатывающей промышленности во внутренние районы страны.

 

2.2. Металлургия

 

      Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75 % — металлолома, 2/3 — марганцевой руды, а также руды легирующих металлов. Добыча железной руды в самой Италии (на острове Эльба и в долине р. Аосты) невелика по своим масштабам (185 тыс. т в год).

      В стране производят в год 12 млн. т  чугуна и 24,6 млн. т стали. Металлургия  тяготеет главным образом или  к портам, через которые ввозятся сырье и топливо для отрасли, или к крупным центрам машиностроения, т. е. к рынкам сбыта.

      Наиболее  крупные и технически совершенные заводы принадлежат государственному объединению "Финсидер". Ядро отрасли составляют четыре крупных металлургических комбината полного цикла, все они расположены в портовых центрах — в Генуе, Неаполе, Пьомбино и Таранто. Два южных металлургических комплекса — Таранто и Баньоли (Неаполь) дают около половины всей выпускаемой в стране стали. Основная продукция, которая идет на мировой рынок, — это тонкая холоднокатаная листовая сталь и стальные трубы. В производстве цветных и легких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т. е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.

      По  производству алюминия Италия занимает четвертое место среди капиталистических  стран Европы. Используются в основном привозные бокситы и лишь частично местные. Большинство алюминиевых заводов Италии расположено на северо-востоке страны, в материковых пригородах Венеции и в городах Больцано, Мори, Фельтре. Крупный алюминиевый завод находится в Порто-Весме, на Сардинии. Основной центр производства вторичного алюмидyя — Милан.

      Италия  стоит на четвертом месте в  Западной Европе по производству цинка  и свинца. Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические  руды и местные, поступающие из месторождений  на острове Сардиния и в Альпах. Выплавка цинка как более энергоемкое производство тяготеет к крупным тепловым электростанциям или к крупным ГЭС (Кротоне). Свинцовоплавильные заводы расположены в основном вблизи сардинских месторождений полиметаллических руд.

      В последние годы по экологическим  причинам Италия почти не использует свои богатейшие месторождения киновари, и уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Одно из первых мест в мире Италия занимает по производству магния. Сырье для этой отрасли встречается здесь почти повсеместно. Производство магния, использующее энергию альпийских рек, целиком сосредоточено на единственном заводе электролиза магния в Больцано.

      Известна  Италия и своими месторождениями  сурьмяной руды — антимонита, из которой получают около 1 тыс. т сурьмы в год на горно-металлургическом комбинате в Манчано, близ Гроссето, работающем на руде с ближайших тосканских месторождений антимонита.

 

2.3. Машиностроение

 

      Ведущая отрасль итальянской индустрии  — машиностроение. Оно в состоянии  обеспечить почти все основные потребности  страны в машинах.

      Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. По техническому оснащению важнейших заводов, по качеству и особенно по экономичности  выпускаемых автомобилей итальянская  автомобильная промышленность занимает одно из первых мест в мире, а по размерам производства — пятое место после Японии, США, Германии и Франции. Италия — один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили (1,3 млн. машин в 2009 г.).

      Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ — самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших автомобильных монополий мира. На многочисленных заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили (главным образом малолитражные и микролитражные), но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, металлургическую продукцию, дизельные локомотивы, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Концерн ФИАТ владеет также несколькими компаниями в области промышленного строительства, автотранспорта и судоходства и пр. Ему принадлежит видная туринская газета «Стампа», а также гостиницы, торговые, рекламные предприятия и многое другое. Это настоящая «империя» внутри Итальянской Республики.

      Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях, близ Новары и в Ломбардии. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии — в Поджореале, близ Неаполя, и в Термини-Имерезе, около Палермо. Специалисты ФИАТа участвуют в строительстве автозаводов во многих странах мира.

      Заводы  остальных, менее значительных автомобильных  фирм — «Феррари» и «Мазерати», выпускающие гоночные автомобили, «Ланча», государственной компании Альфа-Ромео  и др. расположены на севере —  в Милане, Турине, Кивассо, Больцано, Модене, а также близ Неаполя.

      Италия  — родина мотороллера. Итальянские  мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения  и известны во многих странах мира.

      Географические  условия и исторические причины  объясняют традиционность для Италии судостроения. Около 90% всех судостроительных мощностей страны принадлежат трем крупным государственным судостроительным компаниям во главе с «Италкантьери». На Адриатическом море важнейшие центры судостроения — Монфальконе, где находятся самые крупные в стране верфи, Триест, Венеция с пригородом Порто-Маргера и Анкона. Лигурийское побережье с судоверфями в городах Генуе, Рива-Тригозо, Специи, Ливорно, Марина-ди-Карра-ра — старейший район итальянской су-достроительной промышленности. На Юге судостроение развито в портовых городах — в Неаполе, Кастелламмаре-ди-Стабия, Таранто, Мессине, Палермо.

      Немалых успехов добилась Италия в традиционной для нее электротехнической промышленности, особенно в новой ее отрасли —  производстве электронной техники.

      Быстро  растет производство электрооборудования для бытового потребления. В частности, по выпуску холодильников и стиральных машин Италия выдвинулась на первое место среди стран Европы и на третье — в мире. Самый мощный в стране узел электротехнического производства — Миланская провинция вместе с провинциями Варесе, Бергамо и Комо. В последние годы строительство электротехнических предприятий сдвинулось на Юг, в районы городов Неаполя и Бари.

      Электронная промышленность Италии — сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль. Важнейший центр этого производства — Милан. В Центральной Италии выделяется Римская провинция, на Юге — Неаполь и его ближайшее окружение.

      Италия  стоит на одном из первых мест в  мире по производству пишущих и счетных  машин и другого конторского  оборудования. Это производство сосредоточено в основном в руках компании «Оливетти», заводы которой находятся в пьемонтском городе Ивреа.

      В крупнейших промышленных центрах Ломбардии  и Пьемонта почти полностью сосредоточено  производство станков и шарикоподшипников. Итальянская промышленность производит токарные, фрезерные, шлифовальные станки, кузнечнопрессовое оборудование.

      Разнообразную и сложную продукцию (фотоаппараты, часы, различные оптические приборы) выпускают многочисленные, большей  частью небольшие по размерам приборостроительные предприятия, сконцентрированные в крупнейших промышленных городах — Турине, Милане, Генуе, Флоренции, Риме, Болонье.

      Развивается сельскохозяйственное машиностроение. Преобладание сельскохозяйственных угодий, расположенных на склонах холмов и гор, объясняет высокий удельный вес производства гусеничных тракторов. Это особенность сельскохозяйственного машиностроения Италии, ее международная специализация. В наибольшей мере тракторостроение развито в важнейшем сельскохозяйственном районе страны — Эмилии-Романье, в городах Реджо-нель-Эмилия, Модена, Болонья, Пьяченца, Судзара.

      На  мировом рынке Италия известна и  как производитель машин и  оборудования для переработки пластмасс  и для резиновой промышленности. Международную специализацию Италии составляет также производство оборудования для текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности.

      В целом машиностроительные предприятия  сосредоточены на индустриальном Севере.

 

2.4. Химическая промышленность

 

      Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов, калийных солей, серы и др.

      Лицо  отрасли определяют прежде всего предприятия органической химии: крупные нефтехимические комбинаты и отдельные заводы, работающие на нефтепродуктах и природном газе. Важнейшие в стране центры нефтехимической промышленности сосредоточены на Севере: в Миланском индустриальном районе, в Мантуе, Порто-Маргере, Равенне, Ферраре. Главный центр нефтехимии в Центральной Италии - город Терни. Химическая промышленность Южной Италии почти целиком специализируется на производстве продуктов органического синтеза из нефти и природного газа. Здесь построено несколько крупных нефтехимических комбинатов: в портовых городах Бриндизи, Приоло, Джела, Неаполе, Кальяри, Порто-Торресе, а также на основе местного природного газа — в Пистиччи.

Информация о работе Состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике