Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и дать оценку состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и выявить перспективы развития его в стране.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изложить теоретические и методологические аспекты становления и развития малого бизнеса;
изучить и проанализировать нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь;
изучить особенности развития и стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь на примере иностранного предприятия «МАКТИМ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………..7
Сущность, критерии и особенности становления и развития малого бизнеса..7
Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса...12
Методологические подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса…………………………………17

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»……………………………………………….…26
2.1 Общая характеристика иностранного предприятия «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности……..…26
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………37
2.3 Анализ самоокупаемости предприятия малого бизнеса и прогнозирование его банкротства……………………………………….47

ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..52
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………...52
Пути усиления роли государства в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66

Работа содержит 1 файл

Состояние и перспективы.doc

— 940.50 Кб (Скачать)

     Часто разработанная в таких условиях стратегия ориентируется на краткосрочные цели и ответные действия, в большей степени отражает сегодняшние проблемы и не направлена на использование предприятием завтрашних возможностей.

     Подход, связанный с сотрудничеством. При  подобном подходе, занимающем среднее  положение между двумя предыдущими, руководитель привлекает своих основных подчиненных к выработке такой стратегии, которая поддерживалась бы всеми участниками, и поэтому каждый из них старался бы ее успешно реализовать. Главное преимущество такого стиля формирования стратегии состоит в том, что те, кто берет на себя ответственность за создание стратегии, берет на себя ответственность и за ее реализацию. Младшие руководители, внесшие конкретный личный вклад в формирование стратегии, берут на себя обязательства по ее успешному выполнению. Когда подчиненные могут предложить свою часть общей стратегии, их можно рассматривать как ответственных за ее реализацию, и здесь уже не проходят заявления словно первоначально было понятно, что данная идея нереальна.

     Соревновательный  подход. При использовании этого  стиля руководитель не заинтересован ни в значительном персональном участии в разработке деталей стратегии, ни в утомительном и требующем много времени руководстве сотрудниками при участии в «мозговой атаке» или коллективном обсуждении. Идея состоит в стимулировании подчиненных к разработке, защите и реализации сильных стратегий. Предложения поступают к руководству от людей, которых можно было бы отнести к категориям «деятелей» и «следопытов». Руководители выступают в роли судей, оценивающих поданные им стратегические предложения. Такой подход эффективнее всего работает в больших диверсифицированных корпорациях, в которых директор-распорядитель не может лично руководить процессом формирования стратегий каждого из многочисленных бизнесов. Для того чтобы высшие руководители корпорации могли использовать людей, которые видят те стратегические перспективы, которые нельзя установить на корпоративном уровне, они должны делегировать инициативы по формированию стратегии руководителям на уровне бизнеса или филиала. Корпоративные руководители могут сформулировать главные стратегические направления, такие как общеорганизационные принципы стратегического видения, однако ключом к правильному формированию стратегии является стимулирование, поощрение новых стратегических инициатив, разработанных «победителем конкурса», который верит в их возможности и очень хочет их использовать. При таком подходе общая стратегия корпорации представляет собой сумму одобренных инициатив-победителей. [27, с.18]

     Четыре  наиболее часто используемых управленческих подхода, которые были рассмотрены выше, к формированию стратегии проявляют несколько аспектов, связанных с появлением стратегии. В ситуации, когда руководитель лично выполняет функции «главного архитектора»  стратегии,  выбор стратегического курса является результатом его собственной оценки положения компании, его амбиций, духовных ценностей, деловой философии и мнения о том, какие действия должны быть предприняты в будущем.  Сильно централизованное формирование стратегии работает хорошо,  когда руководитель обладает полным пониманием того, что и как необходимо сделать. Главный недостаток такого подхода состоит в том, что сила стратегии всецело зависит от стратегических способностей одного человека. Такой стиль не может использоваться в крупных компаниях, в которых требуются многочисленные инициативы и задача формирования стратегии настолько сложна, что не может быть решена одним человеком, поэтому данный подход целесообразно использовать на малых предприятиях.

     Однако  коллективный метод формирования стратегии  также связан с определенным риском. Часто возникшие в результате компромисса и остановившиеся на полпути стратегии бывают лишены смелых и творческих инициатив. В других случаях они отражают политический консенсус с результатом, определяемым влиятельными подчиненными, мощными функциональными подразделениями или коалициями, заинтересованными в признании их взглядов на то, какой должна быть стратегия. Политические решения и использование власти обычно имеют место в таких ситуациях, когда отсутствует общее мнение относительно того, какую стратегию следует принять. Подход, связанный с сотрудничеством, также создает условия для принятия политических решений, поскольку мощные подразделения и влиятельные специалисты имеют большие возможности для создания консенсуса в отношении предпочтительных для них мнений. [27, с.26] При этом значительную опасность представляет подход, связанный с делегированием полномочий, в связи с недостаточным влиянием сверху вниз и отсутствием стратегического лидерства.

     Соревновательный  подход также имеет свои слабости. Достоинством этого метода является стимулирование подачи предложений и новых идей руководителями более низких организационных уровней. Отдельным людям, подавшим привлекательные стратегические предложения, предоставляются возможности и ресурсы для их реализации. Таким образом, обеспечивается постоянное обсуждение стратегии и поддерживается восприимчивость компании к новым идеям. Однако вряд ли действия «победителей», пришедших из различных частей организации, образуют связную картину или указывают ясное стратегическое направление. При использовании этого метода высший руководитель должен убедиться, что предложения «победителей» увеличивают силу всей стратегии организации, в противном случае стратегические инициативы могут вызывать противоречащие друг другу действия, не имеющие обоснования с точки зрения всей организации. [27, с.28]

     Оценка  и анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет получить всестороннюю картину деятельности, оценить удовлетворены ли ее потребители, персонал, поставщики, общество в целом, на этой основе определить приоритетные направления совершенствования деятельности. [24, с.76]

     Таким образом, все четыре подхода к решению задачи формирования стратегии имеют свои достоинства и недостатки. Все они могут привести к успеху или неудаче в зависимости от того, насколько хорошо осуществлялось руководство и насколько квалифицированные силы и эксперты принимали участие в формировании и оценке предлагаемых стратегий.

 

 

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ  ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»

 

2.1 Общая  характеристика иностранного предприятия  «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности

     Иностранное частное унитарное производственное предприятие  «МАКТИМ» является коммерческой организацией с иностранными инвестициями и зарегистрировано Министерством иностранных дел 27 августа 2001 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Учредителем предприятия является кипрская компания.

     Уставом предприятия, с целью обеспечения  его деятельности, первоначально объявлен Уставный фонд в размере 200,0 тысяч долларов США. По состоянию на 1 января 2002 года объявленный уставный фонд сформирован полностью. В марте и в октябре 2002 года решениями учредителя Уставный фонд иностранного предприятия увеличен до 774,3 тысячи долларов США. в том числе на сумму 587,2 тысячи долларов США в не денежной форме. По состоянию на 1 января 2003 года Уставный фонд сформирован в размере 100 процентов, что подтверждается аудиторским заключением № 6 от 24.03.2003г. выданного АУЧП «Эссей». Учредителем 11 марта 2004 года принято решение об увеличении Уставного фонда на 150 тысяч долларов США путем дополнительного внесения денежных средств. По состоянию на 1 января 2007 года Уставный фонд сформирован полностью. Задолженности Учредителя нет. Указанные изменения зарегистрированы в Миноблисполкоме в новой редакции Устава.

     Предприятием  открыты следующие счета: расчетный  счет (белорусские рубли, доллары  США, евро, российские рубли) № 3012000014772 в ОАО «Белгазпромбанк» г. Минск, код 742. Прочих расчетных и иных счетов, филиалов на территории республики и за ее пределами предприятие не имеет.

     Численность работников составляет 65 человек.

     В соответствии с Уставом предприятия  исполнительным органом является Директор предприятия. В непосредственном подчинении директора находится первый заместитель, а также заместители по снабжению, сбыту, главный бухгалтер и главный инженер.

     В структуре  предприятия имеется  основной производственный цех, заготовительный  участок и участок нестандартных изделий. Заготовительный участок включает в себя сушку и торцовку. Производственный цех состоит из трех участков: механическая обработка, отделка, сортировка и упаковка. В структуре предприятия имеется также служба главного технолога, энерго – механический отдел и бухгалтерия под руководством главного бухгалтера.

     Иностранное предприятие «МАКТИМ» в 2008 году осуществляло производственную деятельность по выпуску плинтуса, паркета штучного массивного и мебели по индивидуальным заказам из древесины твердолиственных пород (дуб, ясень), а также оказывало услуги по переработке давальческого сырья.

    Ассортиментный  перечень производимой продукции отражен  в нижеприведенной таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Ассортиментный перечень

НАИМЕНОВАНИЕ  ТОВАРА КОЛИЧЕСТВО  ВИДОВ
1 Паркет штучный массивный 36
2 Мебель 6
3 Плинтус и погонажные изделия 38
4 Доска паркетная 10
5 Сопутствующие материалы 25

Источник: разработка автора.

 

    Поставщиками  материалов для иностранного предприятия  «МАКТИМ» являются следующие организации:

  1. «Белреголит» - Республика Беларусь – поставка: лак, краска, грунты, отвердитель, красители;
  2. ИП Ретько – Республика Беларусь – поставка: отвердитель, лак, краска;
  3. ИП Тимашев – Республика Беларусь - поставка: обрезной доски;
  4. «Маркус вуд индустрия» – Республика Беларусь – поставка: отвердитель, лак, краска;
  5. «Современное производство и технологии» – Республика Беларусь – поставка обрезной доски;
  6. «Элитные полы» – Российская Федерация – поставка обрезной доски из дуба;
  7. «Элитстиль» – Российская Федерация – поставка давальческого сырья;
  8. «Hermitage Wood Products, Inc» – Чехия – поставка обрезной доски.

       Для производства продукции, указанной в таблице №2.1, используется сухая обрезная и не обрезная доска из древесины ясеня и дуба разных сортов. Сырье на производство поступает в двух качествах: собственное и давальческое. Давальческое сырье в виде сухой обрезной доски или заготовки из древесины дуба и ясеня поступало от предприятия Российской Федерации по договорам давальческой переработки. В результате переработки   давальческого сырья получали паркет штучный массивный шлифованный или лакированный, который впоследствии передавался собственнику сырья.

    В последнее время иностранное  предприятие «МАКТИМ» использует сухую обрезную и не обрезную доску для изготовления паркета и плинтуса. При изготовлении основной продукции (паркета и плинтуса) остается много отходов, которые предприятие так же использует. Отходы основного производства это: дрова, опилки и деловые отходы, т.е. пиломатериалы соответствующих размеров, позволяющих использовать их в дальнейшем производстве. Деловые отходы подлежат сращиванию на линии сращивания и склейке на ваймах. В результате небольшой дополнительной обработке получается мебельный щит, который предприятие реализует как заготовку для производства мебели предприятиям республики по производству мебели, либо использует как заготовку для собственного производства нестандартных изделий по индивидуальным заказам: стеллажи, подставки, комоды, разделочные доски, письменные и журнальные столы, за которую получает дополнительный доход, на что получено определенное разрешение, получен сертификат соответствия на оказание услуг по изготовлению мебели (корпусная мебель, столы, кровати) по чертежам и эскизам населения (разовое производство) выданная Республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт метрологии», а так же декларация о соответствии.

     Дрова и опилки частично используют для  отопления печи, которая используется предприятием для сушки сырья. Излишки  отходов предприятие реализует сотрудникам предприятия и близлежащим колхозам за определенную плату.

     Произведем  анализ затрат на предприятии за декабрь 2008 года.  Проанализируем затраты, которые  были на предприятии как без нестандартных  изделий так и с нестандартными изделиями.

 

 

            Ведомость учета затрат на производство за декабрь 2008 года                          
    Вид продукции
   
    Статьи затрат
Незавершенка  прошлого периода Кол-во

продукции

произведенное в текущем месяце

Кол-во продукции (НЗ

прошлого пер.+пр-во текущее)

Себестоимость 1 м2 (1м3, 1п.м.,1шт) неупакованная без отделки     Вид продукции    
    Материалы
  Уд. вес,% Зарплата  осн.раб. Отчисления Накладные расходы Всего затрат Количество Сумма  
 
  Готовая упакованная   Незавершенка
Наименование Размер упаковка  сырье, исправление брака ДС Материалы + фурнит

Ура

отдали  
 
 
 
 
 
 
 
 
Без отделки С отделкой
    Всего
   
               с отделкой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
кол-во
Себестоимость без отделки  
Кол-во
Себестоимость с отделкой кол-во  
Сумма
Кол-во Сумма
ПМШ дуб 85 85 151643 8 544103 44 055 1 028 106 13.44 1672 386 661377 9 539 486 20 461407 392.081 36 352 631 191.502 583.583 97 354   98 563.49 125.360 106 764.72 125.360 13 384 025 458.223 44 609762
ПМШ дуб 125 125 482090 25 981 414 140 278 3 273 653 42.79 5 325142 2105 929 30 375 234 63827 997 474.371 40 075 977 598.000 1 072.371 96985   98 192,61 399.166 106 394.04 399.166 42 468 884 673.205 65290832
ПМШ дуб 135 135         0.00    
    0
0 57.944 5332 506   57,944 92 029         0.000 0 57.944 5332 506
ПМШ дуб 150 150         0.000    
    0
0 59,540 5 495 249   59.540 92 295         0.000 0 59,540 5 495 249
ПМШ дуб 180 180         0.00    
    0
0 19,854 2 456 868   19.854 123 747         0.000 0 19.854 2456 868
ПМШ ясень 85 85         0.00    
    0
0 30.981 3 378 891   30.981 109 063         0.000 0 30.981 3 378 891
ПМШ ясень 125 125 57172 2304 092 16610 387615 5.07 630 520 249 352 3596 560 6 797134 182.164 15 457 216 71.400 253,554 87 766   88 975.86 47.263 97 177.10 47,263 4 592 881 206.301 18106 256
ПМШ ясень 135 135         0.00    
    0
0 5.408 521016   5,408           0.000 0 5.408 521016
ПМШ орех           0.00    
    0
0 145.214 11271086   145.214 77617         0.000 0 145.214 11 271 066
Услуга+досушка   824146   140 097 7 984 262 37.93 4720 909 1866 974 26 928 618 33 656 598 0,000 0 928.530 928.530 36 247   37 134.77 928,530 45 733.59 928.530 42463 212 0.000 0
Плинтус дуба 60 877 89 500 6 071 47 904 0.13 15762 8 234 89 908 207 475 0.000 0 110.000 110.000 1886   1 894.11 110,000 2 329.60 110.000 256256 0.000 0
Плинтус дуба 70 1 157 165 079 9113 79 685 0.17 20777 8 217 118 514 321700 0,000 0 145,000 145,000 2 219   2 226.60 145.000 2 776.15 145,000 402 542 0.000 0
Плинтус дуба 80 288 41 697 7В6 20148 0,04 5159 2 040 29 42В 79 110 0.000 0 36.000 36.000 2197   2 205,49 36.000 2 765.15 36.000 99 546 0.000 0
Плинтус дуба 90 592 86164 7862 46 037 0,09 10 604 4 193 60 486 169 309 0.000 0 74.000 74,000 2 28В   2 295.97 74,000 2 918,09 74.000 215 938 0.000 0
Плинтус ясеня 60 215 9710 977 16981 0.03 3 869 1530 22 069 38 155 0,000 0 27.000 27,000 1413   1 421.12 27,000 2 050.05 27.000 55351 0,000 0
Плинтус ясеня 70 431 26 596 2188 18 774 0.06 7 738 3060 44 138 83 720 0.000 0 64.000 54.000 1 550   1558.36 54.000 2276.40 54,000 122 925 0.000 0
Плинтус ясеня 80 1 862 11В 776 4 634 188 264 0.27 33 387 13204 190 443 360 444 0,000 0 233.000 233.000 1 547   1 554.96 233,000 2 362,96 233.000 550 570 0.000 0
Итого   1 520 473 37 367131 372 671 13111429 100 12 446 253 4 922110 70 994 885 126 103 050 1 367.557 120 341 440                 104 612132 1 656,670 156 462 466

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь