Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и дать оценку состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и выявить перспективы развития его в стране.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изложить теоретические и методологические аспекты становления и развития малого бизнеса;
изучить и проанализировать нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь;
изучить особенности развития и стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь на примере иностранного предприятия «МАКТИМ»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………..7
Сущность, критерии и особенности становления и развития малого бизнеса..7
Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса...12
Методологические подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса…………………………………17
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»……………………………………………….…26
2.1 Общая характеристика иностранного предприятия «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности……..…26
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………37
2.3 Анализ самоокупаемости предприятия малого бизнеса и прогнозирование его банкротства……………………………………….47
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..52
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………...52
Пути усиления роли государства в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66
Часто разработанная в таких условиях стратегия ориентируется на краткосрочные цели и ответные действия, в большей степени отражает сегодняшние проблемы и не направлена на использование предприятием завтрашних возможностей.
Подход, связанный с сотрудничеством. При подобном подходе, занимающем среднее положение между двумя предыдущими, руководитель привлекает своих основных подчиненных к выработке такой стратегии, которая поддерживалась бы всеми участниками, и поэтому каждый из них старался бы ее успешно реализовать. Главное преимущество такого стиля формирования стратегии состоит в том, что те, кто берет на себя ответственность за создание стратегии, берет на себя ответственность и за ее реализацию. Младшие руководители, внесшие конкретный личный вклад в формирование стратегии, берут на себя обязательства по ее успешному выполнению. Когда подчиненные могут предложить свою часть общей стратегии, их можно рассматривать как ответственных за ее реализацию, и здесь уже не проходят заявления словно первоначально было понятно, что данная идея нереальна.
Соревновательный подход. При использовании этого стиля руководитель не заинтересован ни в значительном персональном участии в разработке деталей стратегии, ни в утомительном и требующем много времени руководстве сотрудниками при участии в «мозговой атаке» или коллективном обсуждении. Идея состоит в стимулировании подчиненных к разработке, защите и реализации сильных стратегий. Предложения поступают к руководству от людей, которых можно было бы отнести к категориям «деятелей» и «следопытов». Руководители выступают в роли судей, оценивающих поданные им стратегические предложения. Такой подход эффективнее всего работает в больших диверсифицированных корпорациях, в которых директор-распорядитель не может лично руководить процессом формирования стратегий каждого из многочисленных бизнесов. Для того чтобы высшие руководители корпорации могли использовать людей, которые видят те стратегические перспективы, которые нельзя установить на корпоративном уровне, они должны делегировать инициативы по формированию стратегии руководителям на уровне бизнеса или филиала. Корпоративные руководители могут сформулировать главные стратегические направления, такие как общеорганизационные принципы стратегического видения, однако ключом к правильному формированию стратегии является стимулирование, поощрение новых стратегических инициатив, разработанных «победителем конкурса», который верит в их возможности и очень хочет их использовать. При таком подходе общая стратегия корпорации представляет собой сумму одобренных инициатив-победителей. [27, с.18]
Четыре наиболее часто используемых управленческих подхода, которые были рассмотрены выше, к формированию стратегии проявляют несколько аспектов, связанных с появлением стратегии. В ситуации, когда руководитель лично выполняет функции «главного архитектора» стратегии, выбор стратегического курса является результатом его собственной оценки положения компании, его амбиций, духовных ценностей, деловой философии и мнения о том, какие действия должны быть предприняты в будущем. Сильно централизованное формирование стратегии работает хорошо, когда руководитель обладает полным пониманием того, что и как необходимо сделать. Главный недостаток такого подхода состоит в том, что сила стратегии всецело зависит от стратегических способностей одного человека. Такой стиль не может использоваться в крупных компаниях, в которых требуются многочисленные инициативы и задача формирования стратегии настолько сложна, что не может быть решена одним человеком, поэтому данный подход целесообразно использовать на малых предприятиях.
Однако коллективный метод формирования стратегии также связан с определенным риском. Часто возникшие в результате компромисса и остановившиеся на полпути стратегии бывают лишены смелых и творческих инициатив. В других случаях они отражают политический консенсус с результатом, определяемым влиятельными подчиненными, мощными функциональными подразделениями или коалициями, заинтересованными в признании их взглядов на то, какой должна быть стратегия. Политические решения и использование власти обычно имеют место в таких ситуациях, когда отсутствует общее мнение относительно того, какую стратегию следует принять. Подход, связанный с сотрудничеством, также создает условия для принятия политических решений, поскольку мощные подразделения и влиятельные специалисты имеют большие возможности для создания консенсуса в отношении предпочтительных для них мнений. [27, с.26] При этом значительную опасность представляет подход, связанный с делегированием полномочий, в связи с недостаточным влиянием сверху вниз и отсутствием стратегического лидерства.
Соревновательный подход также имеет свои слабости. Достоинством этого метода является стимулирование подачи предложений и новых идей руководителями более низких организационных уровней. Отдельным людям, подавшим привлекательные стратегические предложения, предоставляются возможности и ресурсы для их реализации. Таким образом, обеспечивается постоянное обсуждение стратегии и поддерживается восприимчивость компании к новым идеям. Однако вряд ли действия «победителей», пришедших из различных частей организации, образуют связную картину или указывают ясное стратегическое направление. При использовании этого метода высший руководитель должен убедиться, что предложения «победителей» увеличивают силу всей стратегии организации, в противном случае стратегические инициативы могут вызывать противоречащие друг другу действия, не имеющие обоснования с точки зрения всей организации. [27, с.28]
Оценка и анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет получить всестороннюю картину деятельности, оценить удовлетворены ли ее потребители, персонал, поставщики, общество в целом, на этой основе определить приоритетные направления совершенствования деятельности. [24, с.76]
Таким образом, все четыре подхода к решению задачи формирования стратегии имеют свои достоинства и недостатки. Все они могут привести к успеху или неудаче в зависимости от того, насколько хорошо осуществлялось руководство и насколько квалифицированные силы и эксперты принимали участие в формировании и оценке предлагаемых стратегий.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»
2.1 Общая
характеристика иностранного
Иностранное
частное унитарное
Уставом предприятия, с целью обеспечения его деятельности, первоначально объявлен Уставный фонд в размере 200,0 тысяч долларов США. По состоянию на 1 января 2002 года объявленный уставный фонд сформирован полностью. В марте и в октябре 2002 года решениями учредителя Уставный фонд иностранного предприятия увеличен до 774,3 тысячи долларов США. в том числе на сумму 587,2 тысячи долларов США в не денежной форме. По состоянию на 1 января 2003 года Уставный фонд сформирован в размере 100 процентов, что подтверждается аудиторским заключением № 6 от 24.03.2003г. выданного АУЧП «Эссей». Учредителем 11 марта 2004 года принято решение об увеличении Уставного фонда на 150 тысяч долларов США путем дополнительного внесения денежных средств. По состоянию на 1 января 2007 года Уставный фонд сформирован полностью. Задолженности Учредителя нет. Указанные изменения зарегистрированы в Миноблисполкоме в новой редакции Устава.
Предприятием открыты следующие счета: расчетный счет (белорусские рубли, доллары США, евро, российские рубли) № 3012000014772 в ОАО «Белгазпромбанк» г. Минск, код 742. Прочих расчетных и иных счетов, филиалов на территории республики и за ее пределами предприятие не имеет.
Численность работников составляет 65 человек.
В соответствии с Уставом предприятия исполнительным органом является Директор предприятия. В непосредственном подчинении директора находится первый заместитель, а также заместители по снабжению, сбыту, главный бухгалтер и главный инженер.
В
структуре предприятия имеется
основной производственный цех, заготовительный
участок и участок
Иностранное предприятие «МАКТИМ» в 2008 году осуществляло производственную деятельность по выпуску плинтуса, паркета штучного массивного и мебели по индивидуальным заказам из древесины твердолиственных пород (дуб, ясень), а также оказывало услуги по переработке давальческого сырья.
Ассортиментный перечень производимой продукции отражен в нижеприведенной таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Ассортиментный перечень
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА | КОЛИЧЕСТВО ВИДОВ |
1 Паркет штучный массивный | 36 |
2 Мебель | 6 |
3 Плинтус и погонажные изделия | 38 |
4 Доска паркетная | 10 |
5 Сопутствующие материалы | 25 |
Источник: разработка автора.
Поставщиками материалов для иностранного предприятия «МАКТИМ» являются следующие организации:
Для производства продукции, указанной в таблице №2.1, используется сухая обрезная и не обрезная доска из древесины ясеня и дуба разных сортов. Сырье на производство поступает в двух качествах: собственное и давальческое. Давальческое сырье в виде сухой обрезной доски или заготовки из древесины дуба и ясеня поступало от предприятия Российской Федерации по договорам давальческой переработки. В результате переработки давальческого сырья получали паркет штучный массивный шлифованный или лакированный, который впоследствии передавался собственнику сырья.
В последнее время иностранное предприятие «МАКТИМ» использует сухую обрезную и не обрезную доску для изготовления паркета и плинтуса. При изготовлении основной продукции (паркета и плинтуса) остается много отходов, которые предприятие так же использует. Отходы основного производства это: дрова, опилки и деловые отходы, т.е. пиломатериалы соответствующих размеров, позволяющих использовать их в дальнейшем производстве. Деловые отходы подлежат сращиванию на линии сращивания и склейке на ваймах. В результате небольшой дополнительной обработке получается мебельный щит, который предприятие реализует как заготовку для производства мебели предприятиям республики по производству мебели, либо использует как заготовку для собственного производства нестандартных изделий по индивидуальным заказам: стеллажи, подставки, комоды, разделочные доски, письменные и журнальные столы, за которую получает дополнительный доход, на что получено определенное разрешение, получен сертификат соответствия на оказание услуг по изготовлению мебели (корпусная мебель, столы, кровати) по чертежам и эскизам населения (разовое производство) выданная Республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт метрологии», а так же декларация о соответствии.
Дрова и опилки частично используют для отопления печи, которая используется предприятием для сушки сырья. Излишки отходов предприятие реализует сотрудникам предприятия и близлежащим колхозам за определенную плату.
Произведем
анализ затрат на предприятии за декабрь
2008 года. Проанализируем затраты, которые
были на предприятии как без
Ведомость учета затрат на производство за декабрь 2008 года | |||||||||||||||||||||||
|
|
Незавершенка прошлого периода | Кол-во
продукции произведенное в текущем месяце |
Кол-во продукции
(НЗ
прошлого пер.+пр-во текущее) |
Себестоимость 1 м2 (1м3, 1п.м.,1шт) неупакованная без отделки | Вид продукции | |||||||||||||||||
|
Уд. вес,% | Зарплата осн.раб. | Отчисления | Накладные расходы | Всего затрат | Количество | Сумма
|
Готовая упакованная | Незавершенка | ||||||||||||||
Наименование | Размер | упаковка | сырье, исправление брака ДС | Материалы
+ фурнит
Ура |
отдали
|
Без отделки | С отделкой |
|
с отделкой | ||||||||||||||
кол-во |
Себестоимость без отделки | Кол-во |
Себестоимость с отделкой | кол-во | Сумма |
Кол-во | Сумма | ||||||||||||||||
ПМШ дуб 85 | 85 | 151643 | 8 544103 | 44 055 | 1 028 106 | 13.44 | 1672 386 | 661377 | 9 539 486 | 20 461407 | 392.081 | 36 352 631 | 191.502 | 583.583 | 97 354 | 98 563.49 | 125.360 | 106 764.72 | 125.360 | 13 384 025 | 458.223 | 44 609762 | |
ПМШ дуб 125 | 125 | 482090 | 25 981 414 | 140 278 | 3 273 653 | 42.79 | 5 325142 | 2105 929 | 30 375 234 | 63827 997 | 474.371 | 40 075 977 | 598.000 | 1 072.371 | 96985 | 98 192,61 | 399.166 | 106 394.04 | 399.166 | 42 468 884 | 673.205 | 65290832 | |
ПМШ дуб 135 | 135 | 0.00 |
|
0 | 57.944 | 5332 506 | 57,944 | 92 029 | 0.000 | 0 | 57.944 | 5332 506 | |||||||||||
ПМШ дуб 150 | 150 | 0.000 |
|
0 | 59,540 | 5 495 249 | 59.540 | 92 295 | 0.000 | 0 | 59,540 | 5 495 249 | |||||||||||
ПМШ дуб 180 | 180 | 0.00 |
|
0 | 19,854 | 2 456 868 | 19.854 | 123 747 | 0.000 | 0 | 19.854 | 2456 868 | |||||||||||
ПМШ ясень 85 | 85 | 0.00 |
|
0 | 30.981 | 3 378 891 | 30.981 | 109 063 | 0.000 | 0 | 30.981 | 3 378 891 | |||||||||||
ПМШ ясень 125 | 125 | 57172 | 2304 092 | 16610 | 387615 | 5.07 | 630 520 | 249 352 | 3596 560 | 6 797134 | 182.164 | 15 457 216 | 71.400 | 253,554 | 87 766 | 88 975.86 | 47.263 | 97 177.10 | 47,263 | 4 592 881 | 206.301 | 18106 256 | |
ПМШ ясень 135 | 135 | 0.00 |
|
0 | 5.408 | 521016 | 5,408 | 0.000 | 0 | 5.408 | 521016 | ||||||||||||
ПМШ орех | 0.00 |
|
0 | 145.214 | 11271086 | 145.214 | 77617 | 0.000 | 0 | 145.214 | 11 271 066 | ||||||||||||
Услуга+досушка | 824146 | 140 097 | 7 984 262 | 37.93 | 4720 909 | 1866 974 | 26 928 618 | 33 656 598 | 0,000 | 0 | 928.530 | 928.530 | 36 247 | 37 134.77 | 928,530 | 45 733.59 | 928.530 | 42463 212 | 0.000 | 0 | |||
Плинтус дуба | 60 | 877 | 89 500 | 6 071 | 47 904 | 0.13 | 15762 | 8 234 | 89 908 | 207 475 | 0.000 | 0 | 110.000 | 110.000 | 1886 | 1 894.11 | 110,000 | 2 329.60 | 110.000 | 256256 | 0.000 | 0 | |
Плинтус дуба | 70 | 1 157 | 165 079 | 9113 | 79 685 | 0.17 | 20777 | 8 217 | 118 514 | 321700 | 0,000 | 0 | 145,000 | 145,000 | 2 219 | 2 226.60 | 145.000 | 2 776.15 | 145,000 | 402 542 | 0.000 | 0 | |
Плинтус дуба | 80 | 288 | 41 697 | 7В6 | 20148 | 0,04 | 5159 | 2 040 | 29 42В | 79 110 | 0.000 | 0 | 36.000 | 36.000 | 2197 | 2 205,49 | 36.000 | 2 765.15 | 36.000 | 99 546 | 0.000 | 0 | |
Плинтус дуба | 90 | 592 | 86164 | 7862 | 46 037 | 0,09 | 10 604 | 4 193 | 60 486 | 169 309 | 0.000 | 0 | 74.000 | 74,000 | 2 28В | 2 295.97 | 74,000 | 2 918,09 | 74.000 | 215 938 | 0.000 | 0 | |
Плинтус ясеня | 60 | 215 | 9710 | 977 | 16981 | 0.03 | 3 869 | 1530 | 22 069 | 38 155 | 0,000 | 0 | 27.000 | 27,000 | 1413 | 1 421.12 | 27,000 | 2 050.05 | 27.000 | 55351 | 0,000 | 0 | |
Плинтус ясеня | 70 | 431 | 26 596 | 2188 | 18 774 | 0.06 | 7 738 | 3060 | 44 138 | 83 720 | 0.000 | 0 | 64.000 | 54.000 | 1 550 | 1558.36 | 54.000 | 2276.40 | 54,000 | 122 925 | 0.000 | 0 | |
Плинтус ясеня | 80 | 1 862 | 11В 776 | 4 634 | 188 264 | 0.27 | 33 387 | 13204 | 190 443 | 360 444 | 0,000 | 0 | 233.000 | 233.000 | 1 547 | 1 554.96 | 233,000 | 2 362,96 | 233.000 | 550 570 | 0.000 | 0 | |
Итого | 1 520 473 | 37 367131 | 372 671 | 13111429 | 100 | 12 446 253 | 4 922110 | 70 994 885 | 126 103 050 | 1 367.557 | 120 341 440 | 104 612132 | 1 656,670 | 156 462 466 |
Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь