Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и дать оценку состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и выявить перспективы развития его в стране.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изложить теоретические и методологические аспекты становления и развития малого бизнеса;
изучить и проанализировать нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь;
изучить особенности развития и стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь на примере иностранного предприятия «МАКТИМ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………..7
Сущность, критерии и особенности становления и развития малого бизнеса..7
Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса...12
Методологические подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса…………………………………17

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»……………………………………………….…26
2.1 Общая характеристика иностранного предприятия «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности……..…26
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………37
2.3 Анализ самоокупаемости предприятия малого бизнеса и прогнозирование его банкротства……………………………………….47

ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..52
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………...52
Пути усиления роли государства в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66

Работа содержит 1 файл

Состояние и перспективы.doc

— 940.50 Кб (Скачать)

     В последнее время органы государственного управления периодически декларируют  усиление деятельности, направленной на стимулирование развития предпринимательства  в Беларуси.

     Регулирование малого бизнеса в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом от 16 октября 1996 г. N 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», который направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условий оживления экономики Республики Беларусь, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней.

     Закон определяет общие положения в  области государственной поддержки  малого предпринимательства в Республике Беларусь, направленной на создание новых  рабочих мест посредством активизации производственно-хозяйственной деятельности населения, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. [3]

    Необходимо  отметить, что действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, в которые вступают субъекты малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

    Нельзя  оставить в стороне Декрет Президента от 16 января 2009г. №1 о «Государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», который оставил значительный след в развитии предпринимательской деятельности в стране. Благодаря вышеупомянутому декрету упростились процедуры по регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) предприятия.

    До  принятия и вступления в силу Декрета  Президента №1 от 16.06.2009г.  процесс  регистрации и ликвидации осуществлялся  на основании Декрета Президента №11 от 16 ноября 2000 г. «О внесении изменений  и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц», который неоднократно был пересмотрен, изменен и дополнен. 

     В соответствии с этим правовым документом для того, чтобы получить регистрацию предприятия, нужно было пройти ряд процедур, которые отнимали много времени, средств и сил. В свою очередь Декрет Президента №1 от 16. 06. 2009г. все вопросы, касающиеся регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) свел к минимуму, так как все процедуры, в соответствии с Декретом, основываются на заявительном принципе.

     В настоящее время для того, чтобы  получить государственную регистрацию  следует первоначально с соответствующим  государственным органом согласовать  наименование регистрирующейся организации, затем предоставить в соответствующий государственный орган следующий перечень документов:

  1. Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

    - заявление  о государственной регистрации;

     - устав (учредительный договор  - для коммерческой организации,  действующей только на основании  учредительного договора) в двух  экземплярах без нотариального  засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);

     - легализованная выписка из торгового  регистра страны учреждения или  иное эквивалентное доказательство  юридического статуса организации  в соответствии с законодательством  страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

     - копия документа, удостоверяющего  личность, с переводом на белорусский  или русский язык; подпись переводчика  нотариально удостоверяется для  учредителей, являющихся иностранными  физическими лицами;

     - оригинал либо копия платежного  документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

     Истребование  иных документов для государственной  регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

  1. Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

     - заявление о государственной  регистрации;

     - фотография гражданина, обратившегося  за государственной регистрацией;

     - оригинал либо копия платежного  документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. [4]

     Так же изменились суммы формирования уставного капитала, уставного (паевого) фонда.

    До  вступления Декрета Президента от 16.06.2009г. №1 предоставляемых документов нужно  было предоставить значительно больше и многие из них должны были быть заверены у нотариуса, на что уходило, по меньшей мере, 5 дней, в настоящее время на регистрацию организации уходит 1 день, т.к. в день подачи документов, предоставленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Затем представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [4]

    Зарегистрированными считаются:

    1) юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    2) индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Дата  государственной регистрации указывается  в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя датой поступления документов для регистрации организации. Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. [4]

    Что касается ликвидации организации, здесь так же видны и ощутимы изменения. При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган представляются:

    - заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора и решение о ликвидации.

    При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган предоставляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

    На  основании указанных ранее документов, регистрирующий орган в течение  трех рабочих дней со дня получения  этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое  лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее - архивы) о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

    В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления, указанного ранее, в регистрирующий орган представляются:

    - налоговыми органами - справка о  наличии (отсутствии) у юридического  лица (индивидуального предпринимателя)  задолженности перед бюджетом  по взимаемым ими платежам, а  в отношении индивидуальных предпринимателей - также сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

    - органами Фонда социальной защиты  населения Министерства труда  и социальной защиты - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед данным Фондом;

    - таможенными органами - справка о  наличии (отсутствии) у юридического  лица (индивидуального предпринимателя)  задолженности перед бюджетом  по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

    - Белорусским республиканским унитарным  страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Сведения  о ликвидации организации помещается в газете «Республика».

    Согласно  Декрету Президента от 16 марта 1999г. ликвидатор самостоятельно должен был уведомить ликвидирующие органы о своей ликвидации в определенный срок, а как мы видим Декрет Президента от 16.06.2009г. предусматривает, что этой процедурой занимается не ликвидатор, а ликвидирующие государственные органы, в чем можно увидеть преимущество.

     В интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды, государством установлено, что отдельные виды деятельности можно осуществить только после получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии).

     В Республике Беларусь получение лицензии осуществляется в соответствии с  Декретом Президента от 14.07.2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который были неоднократно внесены изменения и дополнения, а так же и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006г. №1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров». Декретом Президента от 14.07.2003г. №17 утверждено положение о лицензировании отдельных видов деятельности и перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Следует отметить, что процедура получения лицензии, в настоящее время, сложна сама по себе, по той причине, что требует больших затрат как материальных так и временных. Трудность в получении лицензии состоит не только в большом количестве необходимых документов, но и в отсутствии единого источника, где можно найти информацию о том, какие документы нужны для получения разрешения на занятие той или иной деятельностью четких требований к соискателю лицензии.

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь