Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и дать оценку состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и выявить перспективы развития его в стране.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изложить теоретические и методологические аспекты становления и развития малого бизнеса;
изучить и проанализировать нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь;
изучить особенности развития и стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь на примере иностранного предприятия «МАКТИМ»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………..7
Сущность, критерии и особенности становления и развития малого бизнеса..7
Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса...12
Методологические подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса…………………………………17
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»……………………………………………….…26
2.1 Общая характеристика иностранного предприятия «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности……..…26
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………37
2.3 Анализ самоокупаемости предприятия малого бизнеса и прогнозирование его банкротства……………………………………….47
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..52
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………...52
Пути усиления роли государства в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66
В последнее время органы государственного управления периодически декларируют усиление деятельности, направленной на стимулирование развития предпринимательства в Беларуси.
Регулирование малого бизнеса в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом от 16 октября 1996 г. N 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», который направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условий оживления экономики Республики Беларусь, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней.
Закон
определяет общие положения в
области государственной
Необходимо отметить, что действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, в которые вступают субъекты малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Нельзя оставить в стороне Декрет Президента от 16 января 2009г. №1 о «Государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», который оставил значительный след в развитии предпринимательской деятельности в стране. Благодаря вышеупомянутому декрету упростились процедуры по регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) предприятия.
До принятия и вступления в силу Декрета Президента №1 от 16.06.2009г. процесс регистрации и ликвидации осуществлялся на основании Декрета Президента №11 от 16 ноября 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц», который неоднократно был пересмотрен, изменен и дополнен.
В соответствии с этим правовым документом для того, чтобы получить регистрацию предприятия, нужно было пройти ряд процедур, которые отнимали много времени, средств и сил. В свою очередь Декрет Президента №1 от 16. 06. 2009г. все вопросы, касающиеся регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) свел к минимуму, так как все процедуры, в соответствии с Декретом, основываются на заявительном принципе.
В
настоящее время для того, чтобы
получить государственную регистрацию
следует первоначально с
- заявление о государственной регистрации;
-
устав (учредительный договор
- для коммерческой организации,
действующей только на
-
легализованная выписка из
-
копия документа,
-
оригинал либо копия
Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.
- заявление о государственной регистрации;
-
фотография гражданина, обратившегося
за государственной
-
оригинал либо копия
Так же изменились суммы формирования уставного капитала, уставного (паевого) фонда.
До вступления Декрета Президента от 16.06.2009г. №1 предоставляемых документов нужно было предоставить значительно больше и многие из них должны были быть заверены у нотариуса, на что уходило, по меньшей мере, 5 дней, в настоящее время на регистрацию организации уходит 1 день, т.к. в день подачи документов, предоставленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Затем представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [4]
Зарегистрированными считаются:
1) юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2) индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Дата
государственной регистрации
Что касается ликвидации организации, здесь так же видны и ощутимы изменения. При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган представляются:
- заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора и решение о ликвидации.
При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган предоставляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
На
основании указанных ранее
В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления, указанного ранее, в регистрирующий орган представляются:
-
налоговыми органами - справка о
наличии (отсутствии) у юридического
лица (индивидуального
-
органами Фонда социальной
-
таможенными органами - справка о
наличии (отсутствии) у юридического
лица (индивидуального
-
Белорусским республиканским
Сведения о ликвидации организации помещается в газете «Республика».
Согласно Декрету Президента от 16 марта 1999г. ликвидатор самостоятельно должен был уведомить ликвидирующие органы о своей ликвидации в определенный срок, а как мы видим Декрет Президента от 16.06.2009г. предусматривает, что этой процедурой занимается не ликвидатор, а ликвидирующие государственные органы, в чем можно увидеть преимущество.
В интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды, государством установлено, что отдельные виды деятельности можно осуществить только после получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии).
В Республике Беларусь получение лицензии осуществляется в соответствии с Декретом Президента от 14.07.2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который были неоднократно внесены изменения и дополнения, а так же и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006г. №1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров». Декретом Президента от 14.07.2003г. №17 утверждено положение о лицензировании отдельных видов деятельности и перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Следует отметить, что процедура получения лицензии, в настоящее время, сложна сама по себе, по той причине, что требует больших затрат как материальных так и временных. Трудность в получении лицензии состоит не только в большом количестве необходимых документов, но и в отсутствии единого источника, где можно найти информацию о том, какие документы нужны для получения разрешения на занятие той или иной деятельностью четких требований к соискателю лицензии.
Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь