Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и дать оценку состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и выявить перспективы развития его в стране.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изложить теоретические и методологические аспекты становления и развития малого бизнеса;
изучить и проанализировать нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь;
изучить особенности развития и стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь на примере иностранного предприятия «МАКТИМ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………..7
Сущность, критерии и особенности становления и развития малого бизнеса..7
Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса...12
Методологические подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса…………………………………17

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»……………………………………………….…26
2.1 Общая характеристика иностранного предприятия «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности……..…26
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………37
2.3 Анализ самоокупаемости предприятия малого бизнеса и прогнозирование его банкротства……………………………………….47

ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..52
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………...52
Пути усиления роли государства в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66

Работа содержит 1 файл

Состояние и перспективы.doc

— 940.50 Кб (Скачать)
 
 

 

ГЛАВА 1

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

     1.1 Сущность, критерии и особенности  становления и развития малого  бизнеса

 

     Малые предприятия объективно существуют и развиваются как самостоятельный сектор современной рыночной экономики, так как имеют важное социально-экономическое значение, поскольку обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчить последствия структурных изменений, быстрее адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, создают и распространяют технические и организационные нововведения.

     Важными целями предпринимательства являются повышение имиджа и статуса предпринимателя. Предпринимательство необходимо рассматривать как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления, где каждая из составляющих обладает определенными качественными особенностями.

     Первое  письменное сообщение о малом  бизнесе появилось много лет назад. Это было описание того, как банкиры ссужают деньги под проценты. Малый бизнес процветал почти во всех древних культурах. Арабы, вавилоняне, египтяне, иудеи, греки, римляне отличались в этом деле. Во многом благодаря малому бизнесу цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. [29, с.65]

     Говоря  о малом бизнесе, первоначально  следует дать определение понятию  бизнес. В переводе с английского языка бизнес означает «дело, деятельность, занятие». В русском языке в качестве синонима слову «бизнес» используется понятие «предпринимательство». [35, с.4] Следовательно, бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в любой форме. [22, с.6] Можно встретить еще одно из наиболее точных определений понятия бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – это  деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. [37, с.14]

     Малый бизнес не поддается простому определению. Существуют значительные различия в официальных определениях малых предприятий и используемой терминологии.

     Определения малых предприятий рознятся не только по странам, но и внутри стран по отраслям и территориям. Наиболее часто применяются следующие количественные показатели: численность персонала, объем валовой продукции или оборота капитала (продаж), совокупные активы, объем производственных фондов, годовая прибыль. [37, с.14]

     Малое предпринимательство или малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных условиях, установленных законодательством страны. [29, с.65]

     Малый бизнес - это форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. В свою очередь предпринимателями являются граждане или физические лица не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности. [19, с.17]

     Согласно  правовому положению субъектов  малого предпринимательства определенному  Законом Республики Беларусь от 16.10.1996 N 685-XIII "О государственной поддержке  малого предпринимательства", среднесписочной  численностью работников составляет:

     - в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

     - в сельском хозяйстве, включая  фермерские (крестьянские) хозяйства,  и в научно-технической сфере  - до 60 человек;

     - в строительстве и оптовой  торговле - до 50 человек;

     - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;

     - в других отраслях непроизводственной  сферы - до 25 человек. [3]

       К малому бизнесу относятся  фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и доминируют в своей сфере деятельности. [29, с.69]

     В одном из современных экономических  словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом: «Малое предприятие – небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое  прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». [21, с.351]

     Сущность  малого бизнеса проявляется в  том, что он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, а так же он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. [37, с.84] Не стоит забывать, что малый бизнес считается одним из основных источников налоговых поступлений. [23, с.215]

     Так же малый бизнес придает экономике  маневренность, способствует формированию социального слоя собственников, владельцев предприятий как гаранта социальной стабильности; активизации научно-технического прогресса. [40, с.11]

     Малый бизнес играет заметную роль в занятости  населения, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Именно на малых предприятиях охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых малыми предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения старого либо вновь рожденного спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.

     Таким образом, малое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

     Когда речь идет о малом предпринимательстве  или малом бизнесе, имеют в  виду предпринимательство в рамках малых предприятий, обладающее рядом специфических черт и особенностей.

     К малому бизнесу относят те предприятия, которые отвечают хотя бы двум из приведенных ниже характеристик:

  1. независимое управление;
  2. собственный капитал;
  3. локальный район действий;
  4. относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом. [38, с.8]

     В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия или фирмы. Прежде всего, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Кроме того, разграничение малых, средних и крупных предприятий, в принципе, может служить различным целям, что предопределяет невозможность применения единых критериев. Даже сам принцип единства критериев предполагает использование количественных показателей, что позволило бы избежать неточностей и искажений в зависимости от местной культуры. Вместе с тем качественные критерии играют большую роль в определении малого бизнеса.

     Среди количественных критериев выделения  малых предприятий используют:  среднесписочную численность работающих; годовой оборот (объем продаж);  балансовую стоимость активов и т.п. Эта группа критериев используется, как правило, для целей статистики и законодательства, которые требуют формального определения малого предприятия. [32, с.32]

     Среди качественных показателей используются следующие:  незначительная доля рынка компании в сфере ее деятельности;   ее независимость;  управление фирмой ее владельцами; особенности организационной структуры (непосредственное общение всех членов организации, матричный тип структуры, значимость межличностных связей) и др. В целом качественные критерии можно разделить на две основные группы: формальные и неформальные. К формальным показателям можно отнести юридические и экономические критерии отнесения, к неформальным – критерии, которые непосредственно затрагивают организационную культуру. [32, с.34]

     Как правило, наиболее общими критериями, на  основе  которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

       1) численность персонала; 

       2) размер уставного капитала;

       3) величина активов;

       4) объем  оборота  (прибыли или  дохода).

       По  данным Мирового  банка,  общее  число  показателей,  по  которым предприятия относятся  к  субъектам  малого  предпринимательства  (бизнеса), превышает 50.

       Каждый  критерий имеет свои достоинства, но как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Он информационно устойчив, на него не влияют колебания покупательной способности валюты, его легко определять и понимать, он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли, по нему легко получить данные от предприятия. [29, с.65]

     В малом бизнесе можно выделить определенные, характерные для него  особенности, при помощи которых можно говорить о его становлении и развитии, это:

     - самостоятельная деятельность дееспособных  граждан и их объединений;

     - инициативная деятельность, направленная  на реализацию своих способностей и удовлетворение общественных потребностей;

     - активный поиск решений;

     - рисковый характер предпринимательства;

     - процесс (не разовая сделка), направленный  на систематическое извлечение прибыли;

     - законная деятельность, осуществляемая  как физическими, так и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных или коллективных предпринимателей в установленном гражданским законодательством порядке. [35, с.4]

     Можно выделить следующие признаки предпринимательской  деятельности:

  1. независимость предприятий и предпринимательских структур и их экономическая самостоятельность;
  2. личная экономическая заинтересованность;
  3. личная ответственность за результаты своей деятельности;
  4. новаторство и творческий поиск;
  5. хозяйственный риск. [28, с.4-5]

     Как вывод, следует отметить, что важным фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство или малый бизнес, поскольку он активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку. В результате расширения малого бизнеса формируется средний класс - основа социальной стабильности. Не следует забывать о том, что именно малые предприятия ведут ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, поэтому они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, так как чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы получать достойную прибыль от своей деятельности.

 

1.2 Нормативно-правовые  основы регулирования малого  бизнеса

 

     Законодательство, регулирующее создание и осуществление предпринимательской деятельности, является одним из главных факторов, определяющих его развитие в той или иной стране. Уровень развития страны, макроэкономическая стабильность, платежеспособность населения, налоговая нагрузка так же играют важную роль. [33, с.214] Однако сами процедуры создания частного бизнеса и их стоимость, получение различных разрешений (лицензий, сертификатов и другое), регулирование цен на готовую продукцию и ставок аренды – все это во многом предопределяет динамику и интенсивность ведения и развития бизнеса в стране.

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь