Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и дать оценку состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и выявить перспективы развития его в стране.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изложить теоретические и методологические аспекты становления и развития малого бизнеса;
изучить и проанализировать нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь;
изучить особенности развития и стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь на примере иностранного предприятия «МАКТИМ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………..7
Сущность, критерии и особенности становления и развития малого бизнеса..7
Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса...12
Методологические подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса…………………………………17

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»……………………………………………….…26
2.1 Общая характеристика иностранного предприятия «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности……..…26
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………37
2.3 Анализ самоокупаемости предприятия малого бизнеса и прогнозирование его банкротства……………………………………….47

ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..52
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………...52
Пути усиления роли государства в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66

Работа содержит 1 файл

Состояние и перспективы.doc

— 940.50 Кб (Скачать)

     Начиная с 1 января 2010 года вместо одного налога за использование природных ресурсов (экологический налог) (Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 N 1335-XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» вводится два самостоятельных налога: экологический и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, то есть данный налог предприятие выплачивает исходя из рода деятельности которым занимается. Одновременно отменен экологический налог от передвижных источников. [1]

    Отменен налог с продаж в розничной  торговле с 1 января 2010 года.

    Что касается иностранного предприятия  «МАКТИМ» изменения в налоговом  законодательстве произвели некоторые  трудности. Предприятия «МАКТИМ» является иностранным предприятием с иностранными инвестициями. Ранее вся выручка иностранного предприятия «МАКТИМ», которая образовывалась за счет реализации услуг и продукции собственного производства освобождалась от уплаты налога на прибыль в течении 3 лет с момента объявления о прибыли. Подтверждением работ (услуг), товаров собственного производства являлись сертификаты: сертификат работ и услуг собственного производства, сертификат продукции собственного производства, выданные Белорусской торгово-промышленной палатой.

     Если  предприятие с иностранными инвестициями производит особо важную для Республики Беларусь продукцию, то Совет Министров Республики Беларусь вправе согласно установленному им списку уменьшить еще на срок до 3 лет ставки налога на прибыль на 50%. Необходимо отметить, что на иностранном предприятии «МАКТИМ» мебель была утверждена  в качестве особо важной продукции, что способствовало использованию данной льготы. В соответствии с изменениями в новом налоговом законодательстве данная льгота по налогу на прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями отменена, что может не благоприятно отразиться на развитии предприятия, это касается как иностранного предприятия «МАКТИМ» так и всех предприятий с иностранными инвестициями. Если ранее для развития иностранного предприятия были предоставлены какие-то льготы, то на данный период времени предприятия с иностранными инвестициями развиваются без каких-либо льгот, это своего рода минус.

     Иностранное предприятие «МАКТИМ», которое было рассмотрено в данной работе в качестве примера предприятия занимающегося внешнеэкономической деятельностью с Российской Федерацией, следует обратить внимание на развитие таможенных отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Существует Соглашение о таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, которое вступило в силу 30 ноября 1995 года, было подписано в городе Минске 6 января 1995 года в двух подлинных экземплярах на белорусском и русском языках, оба текста имеют одинаковую силу. [11] В данном соглашении указано, что Правительство Республики Беларусь и Правительство Российской Федерации, стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, признавая международные общепринятые нормы в экономических отношениях, подтверждая приверженность к свободному развитию взаимного экономического сотрудничества, выражая намерения продолжить реализацию положений Договора о создании Экономического союза путем перехода к поэтапному формированию Таможенного союза, заключили вышеуказанное соглашение.

     Цели  создания Таможенного союза следующие:

     - обеспечение совместными действиями  социально-экономического прогресса  своих стран путем устранения  между ними разделяющих препятствий  для свободного экономического  взаимодействия между хозяйствующими  субъектами;

     - гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

     - укрепление координации экономической  политики своих стран и обеспечение  всестороннего развития национального  народного хозяйства;

     - создание условий для формирования  общего экономического пространства;

     - создание условий для активного  выхода государств - членов Таможенного  союза на мировой рынок. [11]

     Необходимо  отметить, что таможенный союз является экономическим объединением государств. Это режим, при котором единая таможенная территория создается не путем слияния таможенных территорий, а путем замены двух или нескольких таможенных территорий единой, на которой действуют единые таможенные правила и процедуры, единая внешнеторговая политика. Свободная торговля внутри этой группировки может одновременно защищаться по внешнему торговому периметру от недобросовестной иностранной конкуренции.

     Для дальнейшего развития единого таможенного пространства, было принято Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». [5] В соответствии с данным решением с 1 января 2010 года вступил в силу следующий документ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2010 года «О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности». [39]

     Происходят  серьезные изменения при развитии единого таможенного пространства между Республикой Беларусь и  Российской Федерацией. С 25 февраля 2010 года на автомобили с белорусскими номерами в России больше не придется оформлять удостоверения временного ввоза. [18] Теперь белорусским автоперевозчикам нужно заполнять только пассажирскую таможенную декларацию. А после того, как Кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана вступит в силу, гражданам Беларуси и Казахстана не нужно будет оформлять в Российскую Федерацию даже пассажирскую таможенную декларацию, автомобилисты стран смогут свободно въезжать в Россию. Помимо положительных сторон следует обратить внимание и на отрицательные стороны, которые могут появиться при вступлении в силу Таможенного союза. После формирования Таможенного союза, очевидно, что цены на территории трех стран-участников будут постепенно выравниваться. Не следует забывать, что в Беларуси они выше по многим позициям, а при выравнивании могут возрасти еще выше.

     Изменится и положение так называемых добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Дело не только в том, что они станут называться уполномоченными экономическими операторами. Главное в том, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора участники должны будут предоставлять обеспечение в размере 1 миллиона евро, чего нет в настоящее время в Республике Беларусь.

     При организации внешнеэкономической производственной деятельности между предприятиями участниками заключаются внешнеторговые контракты или внешнеторговые договоры. На иностранном предприятии «МАКТИМ» заключаются 2 вида внешнеторговых контрактов  (договоров): на поставку продукции собственного производства и на оказание услуг собственного производства. После заключения контракта оформляется паспорт сделки, который является первичным документом по внешнеэкономическим контрактам. Без наличия паспорта сделки запрещено проводить какие-либо операции от оплаты до отгрузки. Контракты заключаются на условиях последующей оплаты, но не позднее 90 календарных дней в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». [10]

     По  договорам на оказание услуг собственного производства осуществляется переработка  давальческого сырья. На договоры по оказанию услуг паспорт сделки не заключается. Поступление давальческого  сырья для переработки по вышеуказанным договорам от зарубежных заказчиков регистрируются импортной статистической декларацией, оформляемой Минской региональной таможней. Минская региональная таможня осуществляет контроль по вывозу с территории Республики Беларусь давальческого сырья путем оформления экспортной грузовой таможенной декларацией в течении 7 дней после отгрузки продукции изготовленной из давальческого сырья. В те же сроки оформляется экспортная грузовая таможенная декларация при отгрузке продукции собственного производства за пределы Республики Беларусь.

     Отгрузка  продукции собственного производства должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, выдаваемым  государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

     Можно сделать вывод, что определенные договоренности со стороны Республики Беларусь и Российской Федерацией существенно упрощают перемещение и таможенное оформление автотранспортных средств с обеих сторон, что, в свою очередь, ускоряет развитие как экономического, так и гуманитарного взаимодействия между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Сокращается время на оформления документации при экспорте или импорте товаров.

     Как итог следует отметить, что государство играет важную роль в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь, но необходимо дальнейшее усовершенствование законодательства в особой мере налогового.

       Инвестиции это всегда какой-то  вклад материальный либо вещественный, грубо говоря, дополнительный приток денег в экономику страны. Целесообразно вернуть льготы иностранным предприятиям с иностранными инвестициями, так как это вызовет интерес предприятий из-за рубежа инвестировать и не только получать прибыль, но и способствовать развитию белорусского бизнеса.

 
 

3.2. Пути  усиления роли государства в  развитии малого бизнеса в Республике Беларусь

 

     Развитие  малого бизнеса увеличивает число собственников, а значит способствует формированию среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, который содействует развитию разноплановой экономической структуры, усилению инновационного потенциала экономики, а также стимулированию внешней торговли. [20] Когда речь идет о развитии малого бизнеса нельзя не отметить важность роли государства, так как непосредственно при государственном вмешательстве, при помощи указов, декретов, постановлений, появляется своего рода возможность развивать малый бизнес. Так же не следует забывать о важности анализа эффективности и правильности ведения хозяйственной деятельности на предприятии.

    Главной целью государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих его динамичному и устойчивому развитию, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию ее развития в малых городских поселениях и сельской местности. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04 ноября 2006г. №1475 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-1015 годы» в 2011 - 2015 годах должна быть продолжена работа по следующим направлениям:

    1) формирование устойчивой финансово-экономической базы развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей многократное увеличение инвестиций и позволяющей решить финансовые проблемы реструктуризации действующих организаций;

    2) активизация инновационной деятельности;

    3) облегчение доступа субъектов малого, среднего предпринимательства к большим инвестициям, содействие стартовым капиталам;

    4) оказание субъектам малого и среднего предпринимательства адресной целевой поддержки, направленной главным образом на создание высокоэффективных рабочих мест.

    Реализация  данных мероприятий будет способствовать устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности его функционирования. Удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров, работ и услуг по народному хозяйству, предусматривается довести в 2010 году до 30 процентов, в 2015 году - до 35 - 40 процентов. [14]

     В Республике Беларусь роль государства  в развитии малого бизнеса очень  значима и велика, так как без государственной поддержки мудро принятых законов, способствующих развитию малого бизнеса, речи о развитии предпринимательства быть не может. Законодательная база является стартовым началом любого коммерческого начинания.

     В целях развития малого бизнеса и  повышения эффективности оказания ему государственной поддержки  на основании Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 года №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» установлено, что государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается:

     1. Субъектам малого предпринимательства путем предоставления Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:

     - финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

     - имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);

     - гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

     2. Облисполкомами и Минским горисполкомом:

     - финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

     - субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

     - субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь