Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать и дать оценку состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и выявить перспективы развития его в стране.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изложить теоретические и методологические аспекты становления и развития малого бизнеса;
изучить и проанализировать нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь;
изучить особенности развития и стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь на примере иностранного предприятия «МАКТИМ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………..7
Сущность, критерии и особенности становления и развития малого бизнеса..7
Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса...12
Методологические подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса…………………………………17

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МАКТИМ»……………………………………………….…26
2.1 Общая характеристика иностранного предприятия «МАКТИМ». Диагностика эффективности производственной деятельности……..…26
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………37
2.3 Анализ самоокупаемости предприятия малого бизнеса и прогнозирование его банкротства……………………………………….47

ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..52
Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………...52
Пути усиления роли государства в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66

Работа содержит 1 файл

Состояние и перспективы.doc

— 940.50 Кб (Скачать)

     - субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

     3. Банками Республики Беларусь льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков. [9]

     К настоящему времени сложилась и  функционирует единая система поддержки  предпринимательства, имеющая следующую  структуру: Департамент по предпринимательству  Министерства экономики, как государственный  орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.

     Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует  Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах Республики Беларусь созданы советы индивидуальных предпринимателей.

     Следует отметить, что в Республике Беларусь ежегодно проходит конкурс «Лучший  предприниматель года». Конкурс способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны. Так же конкурс направлен на выявление и поощрение наиболее эффективных компаний, ведущих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь. Одним из таких поощрений является освобождение от плановых проверок и ревизий государственными органами и иными организациями в течение двух лет.

     Еще одной из важных ролей государства  в развитии малого бизнеса в Республике Беларусь это развитие его в сельской местности, на что в государстве  делается особое «ударение». Нельзя не отметить тот факт, что развитие малого бизнеса непосредственно в сельской местности имеет массу положительных моментов, как для государства, так и для человека, развивающего свой частный бизнес. Предприниматель, развивая свой бизнес в сельской местности, пользуется определенными льготами, которые закреплены определенными Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, а так же обеспечивает местное население рабочими местами, что выгодно государству. 

     В Республике Беларусь существует Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 года №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности», который вступил в силу с 1 января 2008 года. В рамках данного декрета в целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов установлено то, что организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее - организации), и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений в соответствии с вышеуказанным Декретом №9. [8]

     В Декрете №9 от 20 декабря 2007 года указано, что организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право  на применение особого порядка налогообложения  с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года освобождаются от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности.

     Так же уплачивают государственную пошлину  за выдачу специального разрешения (лицензии) в размерах 50 процентов (организации) и 25 процентов (индивидуальные предприниматели) от установленного законодательством размера за его выдачу, освобождаются от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию). [8]

     Организации, имеющие право на применение особого  порядка налогообложения, при осуществлении в сельской местности деятельности в области строительства не производят с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года отчисления от себестоимости строительных, в том числе ремонтно-строительных, а также специальных и монтажных работ в инновационные фонды, образуемые согласно законодательным актам.

     Нужно отметить, что освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологическое оборудование, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров из Российской Федерации) в качестве вклада в уставный фонд организаций, имеющих право на применение особого порядка налогообложения.

     В соответствии с Декретом №9 от 20 декабря 2007 года банки вправе выдавать кредиты  организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим право на применение особого порядка налогообложения и реализующим инвестиционные проекты, прошедшие в установленном порядке экспертизу облисполкома (Минского горисполкома), в сельской местности, в размере, эквивалентном сумме не более 20 000 евро, без обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, заключаемому банком. [8]

     Как итог следует отметить, что в Республике Беларусь правительство делает особое ударение на развитие предпринимательской  деятельности, в частности малого бизнеса. Сегодня малый бизнес, действующий  в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров и услуг. Изучение спроса и быстрый чет его изменений позволяют небольшим специализированным фирмам держаться на «острие» коммерческой активности. В условиях падения спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам небольших, но хорошо оборудованных фирм, поэтому сегодня общепринятым стало понимание необходимости развития малого бизнеса не только как средство увеличения занятости, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования среднего класса, как источника долгосрочного, устойчивого экономического роста, новых знаний и новых технологий.

     Как отметил Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко: «Бизнесу нужно не столько помогать, сколько не мешать». Данные слова очень актуальны для состояния, в котором находится малый бизнес в стране. Малый бизнес это своего рода небольшое отдельное «государство», у которого свои цели и видение. Частые проверки, штрафы за малейшие неточности тормозят и ухудшают деятельность предпринимательства в стране. Государство, надеясь получать выгоду от наличия и развития малого бизнеса в стране не должно препятствовать его развитию, а наоборот «идти» с малым бизнесом в одном направлении.

     Вновь принимаемые законы не во всех случаях положительно влияют на развитие бизнеса в стране, в некоторых случаях наоборот ограничивают его развитие. Когда издается новый закон, указ или декрет следует тщательно рассмотреть все положительные и отрицательные моменты, с которыми могут столкнуться бизнесмены. В данной работе была отражена либерализация, которая произошла в законодательстве, касающаяся развития малого бизнеса в стране. На бумаге больше положительных моментов, чем отрицательных, но хотелось бы, чтобы те положительные моменты, которые правительство сумело выявить и внедрить в законодательстве для развития предпринимательской деятельности, были отражены и в реальной деятельности развития предприятия, что будет способствовать не только получению прибыли частным лицом, но и государством.

     Не  следует забывать, что государству  необходимо оказывать господдержку тех мероприятий, касающихся малого бизнеса, которые дают очевидный  положительный результат. Таких мероприятий, как семинары для предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, оказывающие консультационные услуги начинающим бизнесменам, а так же индивидуальное консультирование, особенно в правовых проблемах, с которыми почти постоянно сталкиваются предприниматели.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Малый бизнес в рыночной экономике - это ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, так как, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, а так же играет заметную роль в занятости населения.

     Предпринимательство необходимо рассматривать как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления, где каждая из составляющих обладает определенными качественными особенностями, так же активизирует творчество и предприимчивость, позволяет самореализоваться человеку

     Когда речь идет о развитии малого бизнеса  в Республике Беларусь, следует отметить, что существует ряд положительных  и отрицательных моментов.

     Государство играет значимую, но не основную роль в развитии малых предприятий. Нужно отметить, что со стороны правительства в 2010 году было произведено много изменений. В данной работе была отражена либерализация, которая произошла в законодательстве, касающаяся развития малого бизнеса в стране. На бумаге больше положительных моментов, чем отрицательных, и хочется, чтобы те положительные моменты, которые правительство сумело выявить и внедрить в законодательстве для развития предпринимательской деятельности, были отражены и в реальной деятельности предприятий. В настоящее время упрощена процедура по регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) предприятия, что сокращает затраты времени и средств. Снижены суммы формирования уставного капитала (уставного (паевого) фонда). Внесены изменения в налоговое законодательство.

     Правительством  оказывается весомая и значимая поддержка субъектом малого бизнеса со стороны Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, Облисполкома и Минского горисполкома, банков Республики Беларусь, это: предоставление субсидий, льготных кредитов. Так же ежегодно проводится конкурс «Лучший предприниматель года», победитель которого получает поощрения, которые касаются его деятельности. Так же со стороны государства оказываются некоторые действия для заинтересованности предпринимателей развивать свой бизнес в сельской местности, предоставляя определенные льготы.

       Нужно отметить, что маленькими  шагами достигают большого успеха. Многие бизнесмены укоряют правительство  в том, что издавая новый  или внося какие-либо изменения в старый закон, указ или еще какой-то правовой документ тем самым не упрощают, но усложняют деятельность развития предприятия.  Но не следует забывать о том, что любое предприятие нуждается в постоянном и тщательном анализе своей хозяйственной деятельности для того, чтобы увидеть все достижения или упущения и найти новые способы их устранения, а главное новые выходы и завоевание новых рынков сбыта, как на отечественном рынке, так и за рубежом.

     В данной работе было рассмотрено иностранное предприятие «МАКТИМ» как пример предприятия, которое занимается  внешнеэкономической деятельностью. Иностранное предприятие «МАКТИМ» имеет статус малого в силу небольшого количества работников и относительно небольших объемов производства продукции. При написании данной работы был произведен анализ хозяйственной деятельности иностранного предприятия «МАКТИМ». Несмотря на то, что предприятие смело можно отнести к прибыльному, исходя из расчетов и анализа проделанного в работе иностранному предприятию «МАКТИМ» для еще более прибыльной деятельности можно внедрить некоторые предложенные нововведения. Предложение состоит в замене сырьевой базы. Из анализа и расчетов, проделанных в работе, очевидно, что предложение является экономически выгодным, так как позволяет снизить себестоимость продукции, оставить ее прежнего качества, значительно минимизировать производственные отходы.

     Еще одним из предложений по расширению рынков сбыта это проследить используют ли предприятия-конкуренты все свои каналы сбыта продукции. Так же сделать более интересным сайт предприятия, а так же обратить внимание на развитие маркетинговой деятельности на предприятии.

     Очевидно, что иностранное предприятие  «МАКТИМ» является прибыльным и успешным, но замена материальной базы, совершенствование каналов сбыта это небольшие шаги, которые могут привести к большому успеху. В Республике Беларусь масса малых предприятий, которые могут успешно развиваться в том случае, если периодически будут производить тщательный анализ своей хозяйственной деятельности.

     Еще одно из предложений это усовершенствование законодательной базы, в частности  налогового законодательства, и возвращение  льгот для предприятий с иностранными инвестициями.

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь