Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда. От обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран. Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаимовыгодного развития.
Введение
1Предпосылки и история формирования союза России и Беларуси
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Беларуси
1.2 Экономические предпосылки интеграции России и Беларуси
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2 Нормативно-правовая база союза России и Беларуси
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства».
2.3 Органы Союзного государства России и Беларуси
3 Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Беларуси
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Беларуси
3.2 Программы Союзного государства России и Беларуси
3.3 Перспективы союза России и Беларуси
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Объединение
в «Соединенных Штатах Европы» может
рассматриваться в качестве стратегической
перспективы, однако этот сюжет не имеет
прямого отношения к текущим
проблемам и среднесрочным
Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Беларуси речь идет о народах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Беларуси они различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.
Следовательно, специфика отношений России и Беларуси сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.
Для начала реального движения к объединению Беларусь должна сама (хотя и с помощью России) пройти ту часть пути, которую Россия прошла за последнее десятилетие. Речь идет об оздоровлении бюджета, улучшении налоговой системы и таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.
Россия может и должна помочь братскому народу пройти свою часть пути. В самой же России весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству комфортные финансовые условия для существования — будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.
Помощь
нужна Беларуси, прежде всего, в виде
четкой политической позиции России и
ее руководства относительно условий
и направлений сближения двух стран, в
виде технической помощи в осуществлении
стабилизационных мероприятий и структурной
реформы, в виде поддержки российского
бизнеса, готового инвестировать в Беларусь.
И только в данном контексте имеет смысл
обсуждать реальные возможности применения
опыта формирования ЕС для создания союза
России и Беларуси. [1]
Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Беларусь.
В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия.
Исходя
из накопленного опыта интеграции и
учитывая инерционность интеграционных
процессов, дальнейшая стратегия развития
взаимоотношений между
Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу – от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Беларуси путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов. [5]
Новая стратегия экономической интеграции России и Беларуси включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета. [2]
В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения и четкие действия по активизации интеграции, завершение формирования полноценной правовой базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств. [7]
На
сегодняшний день ощутимыми темпами
растет взаимный товарооборот между
Республикой Беларусь и Российской
Федерацией, что является свидетельством
необратимости процесса экономической
интеграции двух стран. Итоги торгово-экономического
сотрудничества России и Беларуси за 2006
год свидетельствуют о том, что, несмотря
на падение показателей в 2005 году, в целом
тенденция последних лет к росту объемов
товарооборота между Россией и Беларусью
укрепилась. Темпы роста взаимной торговли
в отличие от 2005 года, когда ее падение
составило 10,6 %, в 2006 году были высоки и
сопоставимы с темпами роста товарооборота
Республики Беларусь со странами дальнего
зарубежья. (таблица 1)
Таблица
1 - Взаимная торговля России и Беларуси
в 2002-2006 гг., (млн. долл. США)
Товарооборот | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2006 в процентах к 2005 |
Товарооборот в том числе: |
9899,4 | 12481,8 | 17704,2 | 15834,0 | 19944,4 | 126,0 |
экспорт России | 5922,3 | 7601,9 | 11219,2 | 10118,2 | 13099,1 | 129,5 |
импорт России | 3977,1 | 4879,9 | 6485,0 | 5715,8 | 6845,3 | 119,8 |
Сальдо | 1945,2 | 2722,0 | 4734,2 | 4402,4 | 6253,8 | - |
Товарооборот России с Беларусью в 2006 году составил 19,9 млрд. долл. США и вырос на 26% по сравнению с 2005 годом, в том числе экспорт в Беларусь - 13,1 млрд. долл. США (рост на 29,5%), импорт из Беларуси - 6,8 млрд. долл. США (рост на 19,8%). В 2006 году в основном сохранилась сложившаяся в предшествующие годы структура взаимного товарооборота.
По данным Минстата Республики Беларусь, по итогам 2006 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США. [18]
Для построения полноценного альянса России и Беларуси нужно выбрать определенную стратегию развития, лучше всего подходящую для особенностей экономического и политического уклада. Основными принципами должны быть прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.
Заключение
С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству самых экзотических "коалиционеров", сам этот союз для России и Беларуси крайне важен. Сегодня фактически только Беларусь препятствует замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам. [10]
Кроме того, Беларусь исключительно важна для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Беларуси из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции России.
Наконец,
Беларусь и Россия, хотя бы в силу унаследованной
структуры своих хозяйственных комплексов,
являются друг для друга пока незаменимыми
производственно-
В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. [17]
С точки зрения Запада, политика долгосрочного объединения России и Беларуси — дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. [16]
Сегодня существует немало примеров, иллюстрирующих, что объединительные процессы взаимовыгодны для Беларуси и России, они уже сегодня приносят реальные плоды. Это, прежде всего, совместные программы в различных областях. Следствием этого сотрудничества является, появление новых рабочих мест на заводах и фабриках наших стран. Еще недавно многие производственные мощности в Воронеже, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Минске, Лиде, Гродно простаивали, а сегодня они загружены. В этом, в частности, заключается большая социальная значимость интеграционных процессов способствующая повышению уровня занятости квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала. О масштабах белорусско-российской кооперации красноречиво говорит также то, что за последние два года бюджет Союза вырос в четыре раза. Это о свидетельствует о том, что народы, президенты, парламенты и правительства наших стран делают все, чтобы Союзное государство состоялось в полной мере.
Таким
образом, можно с уверенностью сказать,
что интеграция Беларуси и России
является естественным следствием развития
экономических процессов в
Список использованных источников