Союзное государство РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда. От обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран. Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаимовыгодного развития.

Содержание

Введение
1Предпосылки и история формирования союза России и Беларуси
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Беларуси
1.2 Экономические предпосылки интеграции России и Беларуси
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2 Нормативно-правовая база союза России и Беларуси
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства».
2.3 Органы Союзного государства России и Беларуси
3 Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Беларуси
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Беларуси
3.2 Программы Союзного государства России и Беларуси
3.3 Перспективы союза России и Беларуси
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Союзное государство РБ и РФ.docx

— 108.61 Кб (Скачать)

     Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Беларуси в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и в политическом плане.

 

  1. Нормативно-правовая база союза России и Беларуси
 

     2.1 Основные документы  нормативно-правовой  базы союза 

     Нормативно-правовая база союза базируется на следующих  основных документах:

  1. Договор «О создании Союзного государства»

     Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в  силу 26 января 2000г.

  1. Договор «О равных правах граждан»

     Данный  договор обеспечивает равные права  граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Беларуси; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. 

  1. Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения»

     Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится  к:

     - пособиям по временной нетрудоспособности  и материнству;

     - пособиям по безработице;

     - трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю  потери кормильца, за выслугу  лет и социальным пенсиям;

     - пособиям в случае трудового  увечья или профессионального  заболевания;

     - пособиям для семей с детьми;

     - пособиям на погребение.

  1. Постановление «Об обеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»

     В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.

  1. Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»

     Основная  цель данного решения состоит  в том, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Беларуси или в России.

  1. Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

     На основе данного решения Высшего Совета порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Беларуси и России для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

  1. Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»

     Данное  постановление гарантирует то, что  каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся. [12] 
 
 
 
 

    2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства» 

     8 декабря 1999 года Российская Федерация  и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Беларуси к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзного государства».

     Главы России и Беларуси были убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств, продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об образовании Сообщества России и Беларуси» от 2 апреля 1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России» от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря 1998 года.

     Целями  Союзного государства являются:

  1. обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  2. создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  3. неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  5. формирование единой правовой системы демократического государства;
  6. проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
  8. укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств. [12]

     Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Также оно основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Союзное государство России и Беларуси является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие. [6]

     К исключительному ведению Союзного государства относятся:

  1. создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
  2. единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
  3. единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
  4. объединенные транспортная и энергетическая системы;
  5. разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
  6. единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
  7. единое законодательство об иностранных инвестициях;
  8. разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
  9. управление собственностью Союзного государства;
  10. международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  11. функционирование региональной группировки войск;
  12. пограничная политика Союзного государства;
  13. стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
  14. статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
  15. установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства. [12]
 
 
 
 
 

     2.3 Органы Союзного государства России и Беларуси 

     В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

     Высший  Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы  правительств, руководители палат парламентов  государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

     К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся:

  1. решение важнейших вопросов развития Союзного государства;
  2. образование в пределах своей компетенции органов Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  3. назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  4. утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;
  5. утверждение международных договоров Союзного государства, ратифицированных Парламентом;
  6. утверждение государственной символики Союзного государства;
  7. определение местопребывания органов Союзного государства;
  8. заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

     Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.

     К основным вопросам ведения Парламента относятся:

  1. решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;
  2. одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;
  3. принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  4. принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
  5. внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;
  6. содействие унификации законодательства государств-участников и внесение соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом законодательной инициативы;
  7. обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;
  8. заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
  9. принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении;
  10. ратификация международных договоров, заключаемых от имени      Союзного государства;

Информация о работе Союзное государство РБ и РФ