Союзное государство РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда. От обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран. Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаимовыгодного развития.

Содержание

Введение
1Предпосылки и история формирования союза России и Беларуси
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Беларуси
1.2 Экономические предпосылки интеграции России и Беларуси
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2 Нормативно-правовая база союза России и Беларуси
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства».
2.3 Органы Союзного государства России и Беларуси
3 Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Беларуси
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Беларуси
3.2 Программы Союзного государства России и Беларуси
3.3 Перспективы союза России и Беларуси
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Союзное государство РБ и РФ.docx

— 108.61 Кб (Скачать)

     Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

     На  заседания Совета Министров могут  приглашаться руководители центральных  банков и министры государств-участников.

     Функции Совета Министров, его состав, а также  порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным  Советом. Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

     Совет Министров в соответствии со своей  компетенцией, определенной Договором  «О создании союзного государства» и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи:

  1. разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
  2. вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;
  3. вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
  4. обеспечивать контроль над выполнением положений Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
  5. разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
  6. рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
  7. осуществлять управление собственностью Союзного государства;
  8. обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единых финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
  9. координировать процесс унификации законодательства государств-участников;
  10. способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

     Совет Министров в пределах своей компетенции  издает постановления, директивы и  резолюции. Решение Совета Министров  может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом. [12]

     Таким образом, нормативно-правовая база союза России и Беларуси соответствует международным стандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзного государства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют свои функции.

 

  1. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Беларуси
 

     3.1 Внешняя и внутренняя  политика союза  России и Беларуси 

     Значение cоюза России и Беларуси выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

     Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства  можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире. [3]

     В комплексе российско-белорусских  отношений центральное место, несомненно, принадлежит экономическим отношениям. Экономическое взаимодействие России и Беларуси является важным фактором развития обеих дружественных стран, хозяйственные комплексы которых  тесно связаны, взаимозависимы и  взаимодополняемы, и дает им весомые выгоды - особенно в долговременном плане.

     Сложившаяся в течение многих десятилетий  специализация хозяйств Беларуси и  России явилась основой взаимодополняемости экономик двух стран. Используя взаимовыгодное экономико-географическое положение, наличие высокотехнологичного производственного и квалифицированного трудового потенциалов, Беларусь и Россия при рациональной специализации хозяйства обеих стран в состоянии эффективно развивать отрасли и производства, выпускающие конкурентоспособную продукцию не только в пределах своего рынка потребления, но и для поставки в другие страны, избегая при этом дублирования производства и ненужной конкуренции между собой.

     Беларусь  может поставлять в Россию многие необходимые ей виды продукции. Производственные мощности белорусских предприятий  позволяют поставлять в Россию 50-55% общего производства грузовых автомобилей, 20-25% металлорежущих станков, 40-45% химических волокон и пластмасс, от 12 до 50% различных видов продукции электротехнической, радиоэлектронной, приборостроительной промышленности, необходимые России сельскохозяйственные машины и оборудование, изделия легкой, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, продукцию пищевой промышленности и сельского хозяйства. В свою очередь, Беларусь заинтересована в поставках из России топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ), по которым она полностью зависит от России (100% в общем объеме импорта этих ресурсов), проката черных металлов (51%), сырья для химической и нефтехимической промышленности (апатитовый концентрат, циклические углеводороды), синтетического каучука (76%), кальцинированной (40%) и каустической соды (72%), машин и технологического оборудования для различных отраслей народного хозяйства, которые в Беларуси не производятся, зерна (35%).

     Активно развиваются российско-белорусские  торгово-экономические связи. Товарооборот между Россией и Республикой Беларусь по итогам 2008 года составил 845 млрд рублей. [23]Объем товарооборота Республики Беларусь с Российской Федерацией в первом полугодии 2008 года увеличился на 60,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 18 млрд долларов. Объем экспорта из Беларуси в Россию вырос на 42% до уровня 5,6 млрд долларов, а импорт из Российской Федерации в Республику Беларусь – на 70,8% и составил 12,4 млрд долларов.  Республика Беларусь остается одним из основных партнеров Российской Федерации (шестое место во внешнеторговом обороте России по итогам 2007 года).[23] В структуре взаимного товарооборота России и Беларуси в 2008 году преобладают топливно-энергетические товары, металлы, продукция химической промышленности, машины, оборудование, транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. При этом структура экспорта и импорта в 2008 году в целом не изменилась, что позволило сделать вывод о том, что рост товарооборота обусловлен не только ростом цен на энергоносители, но и увеличением взаимных поставок машин, оборудования и конечной продукции предприятий других обрабатывающих отраслей. Наиболее активно в этот процесс сегодня вовлечены Тюменская область, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Смоленская, Свердловская и Нижегородская области.

     Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.

     Расширению  экономического сотрудничества содействует  образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".

     Также важное экономическое значение имеет сложившееся за несколько десятилетий тесное взаимодействие предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) России и Беларуси. Около 180 российских оборонных предприятий поддерживают контакты со 120 белорусскими заводами. Доля поставок из Беларуси в оборонном заказе России составляет 15%, причем это главным образом высокотехнологичная продукция, в том числе авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи и др.

     Предприятия оборонных отраслей промышленности России заинтересованы в сохранении и развитии научно-технического и  производственного сотрудничества с предприятиями Республики Беларусь в областях радиоэлектроники, ракетно- космической техники, авиа- и судостроения, промышленности вооружений и средств  связи

     Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное  сотрудничество. В настоящее время  все 6 белорусских областей и Минск  связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Беларуси.

     Также ведется активная работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования. [8]

     Осуществляется  тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Беларусь выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Беларуси, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.

     Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск.

     В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Беларуси, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Беларуси и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

     Интенсивный характер носят связи между Россией и Беларусью в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. – Год культуры России в Беларуси. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар". [16] 
 
 
 

3.2 Программы Союзного государства России и Беларуси 

     Интеграционная  направленность экономического взаимодействия России и Беларуси наиболее ярко проявляется  в реализации совместных экономических  и научно-технических программ и  проектов, финансируемых из бюджета  Союзного государства.

     Российско-белорусские  программы, охватывающие различные  отрасли экономики, науки и техники, а также связанные с развитием  социальной сферы, экологией, правоохранительной деятельностью, обеспечением национальной безопасности и др., регулярно разрабатываются  и реализуются с 1996 г., а с 1998 г. – финансируются из союзного бюджета.

     Основным  документом, регулирующим порядок разработки и реализации союзных программ, является Постановление Совета министров  Союзного государства от 11 октября 2000 г. № 7. В соответствии с этим постановлением союзные программы включают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных  и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам осуществления

     К основным программам союза России и Беларуси относятся следующие:

Информация о работе Союзное государство РБ и РФ