Союзное государство РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда. От обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран. Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаимовыгодного развития.

Содержание

Введение
1Предпосылки и история формирования союза России и Беларуси
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Беларуси
1.2 Экономические предпосылки интеграции России и Беларуси
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2 Нормативно-правовая база союза России и Беларуси
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства».
2.3 Органы Союзного государства России и Беларуси
3 Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Беларуси
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Беларуси
3.2 Программы Союзного государства России и Беларуси
3.3 Перспективы союза России и Беларуси
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Союзное государство РБ и РФ.docx

— 108.61 Кб (Скачать)

     1. «Создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

     Задачами программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных контрольных устройств, предоставляющих полную информацию о ходе технологического процесса в реальном времени для системы управления качеством.

     Социально-экономическая  значимость программы состоит в  следующем:

     - сохранение и развитие научно-технического  потенциала в области оптико-электронного  приборостроения специального и  гражданского назначения России  и Белоруссии, совершенствование  их интеграционных связей;

     -обновление  оптического производства новым  компьютеризированным программно-переналаживаемым  и экологически чистым оборудованием;

     - развитие производства и обеспечения  оптико-механическими и оптико-электронными  приборами отраслей народного  хозяйства;

     -  создание на базе данного оборудования  новых форм организации производства  оптической элементной базы оптико-электронных  систем и комплексов «двойного»  назначения, максимально адаптированных  к условиям рынка.

     2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»

     В программе участвуют белорусские автомобильные заводы и ярославские заводы по производству двигателей и аппаратуры, вошедшие в состав МФПГ «БелРусАвто».

     Основная  цель – создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

     Основные  задачи программы: разработка конструкций  и организация производства различных  видов большегрузной автомобильной  техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности, экономичности  и надежности.

     Программой  предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости – в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.

       В результате реализации программы ожидается:

     - активизация и повышение эффективности  экономики Российской Федерации  и Республики Беларусь на основе  развития производства на предприятиях  автомобильной промышленности и  в смежных отраслях;

     - организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим  требованиям по экологии, безопасности  и надежности, в количествах, удовлетворяющих  основные потребности внутреннего  рынка и государственные нужды;

     - создание новых рабочих мест.

     3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»

       Цель программы – создание конструкции и освоение производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностью двигателя 210-280 л.с.

     Программа решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счет обеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо 150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.

     Программа реализуется в два этапа. Первый этап – проведение НИР и ОКР  по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а также высокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведение испытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап – подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларуси и России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионах России и Беларуси.

     Применение  комплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторного  парка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократить расход топлива  на 25-30%, вдвое уменьшить потребность  в мощных дизельных двигателях, создать  дополнительные рабочие места  на предприятиях России и Беларуси.

     4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники»

     Основная  цель – насыщение продовольственных  рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах  и ассортименте, позволяющих удовлетворить  покупательский спрос, повысить качество питания населения.

     Для достижения этой цели необходимо реализовать  такие конкретные задачи, как:

     - разработка прогрессивных, экологически  безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

     - создание на их основе новой  современной техники и освоение  ее серийного производства;

     - оснащение новой техникой белорусских  и российских хозяйств и предприятий  плодоовощной отрасли. 

     Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте. [12]

     5. В число приоритетных включены две новые программы – «Карьерный транспорт» и «Самолетостроение». В проект программы «Карьерный транспорт», рассчитанной на 5 лет, заложено налаживание производства дизельных двигателей мощностью до 2100 кВт и самосвалов грузоподъемностью 135-320 т, предназначенных для эксплуатации в глубоких карьерах. Реализация программы позволит Союзному государству завоевать более 50% мирового рынка карьерных самосвалов. Уже сейчас белорусские машины занимают около трети этого рынка. Стоимость самосвалов, произведенных по программе, будет, как предполагается, на 30% ниже, чем у зарубежных аналогов.

     В рамках программы по самолетостроению предполагается модификация парка  самолетов ТУ-134. С этой целью создается  совместное предприятие при участии  Минского авиаремонтного завода, ОАО  «Туполев», авиакомпаний России и Беларуси. В результате выполнения двуэтапной программы должен появиться самолет ТУ-134М с улучшенными летно-эксплуатационными характеристиками и экологическими показателями, полностью соответствующими международным нормам, что позволит совершать полеты за рубеж без ограничений.

     Однако  совместные программы пока далеко не в полной мере выполняют возложенные  на них задачи. Проблемы многообразны, и значительная часть их связана  с финансовыми трудностями. Вот основные из них:

  1. Политика заниженных цен на конечную продукцию, производимую в рамках ряда союзных программ, наряду с очевидными выгодами, связанными с повышением конкурентоспособности этой продукции по ценовому фактору, имеет и оборотную сторону, выражающуюся в уменьшении финансовых ресурсов для развития производства. С этой проблемой столкнулись, в частности, участники МФПГ «БелРусАвто» при реализации программы «Развитие дизельного автомобилестроения». Низкие цены на грузовики МАЗ при росте стоимости металла и комплектующих снизили инвестиционные возможности предприятий и стали одной из причин возникновения задолженности перед союзным бюджетом.
  2. Серьезным препятствием на пути реализации многих программ является недостаточная согласованность действий между участниками, что в значительной мере связано с неясностью отношений собственности на произведенный продукт и отсутствием единого экономического интереса. По этой причине произошел сбой в реализации программы «Союзный телевизор». В 2002 г. сократились поставки высококачественных телевизоров из Беларуси в Россию. Ниже ожидаемого уровня оказались и закупки российскими телезаводами белорусских компонентов.
  3. Союзные программы пока слабо увязаны с общим состоянием экономического сотрудничества двух стран. Их формирование и реализация осуществляются в отрыве от решения таких ключевых задач интеграции, как формирование эффективного таможенного союза, создание равных условий субъектам хозяйствования и др. Так, программа «Союзный телевизор» испытывает негативное воздействие различий в таможенном регулировании двух стран. Если в Беларуси отечественные производители телеаппаратуры реально ощущают протекционизм со стороны государства, то в Россию, благодаря низким ставкам таможенных пошлин, хлынул поток дешевых телевизоров из-за рубежа.

     Для того, чтобы союзные программы  стали более действенным инструментом российско-белорусской интеграции, необходимы совместные целенаправленные усилия обеих сторон по решению имеющихся проблем.

Так как  по мере продвижения России и Беларуси к формированию полноценного Союзного государства роль совместных программ в развитии взаимодействия двух стран, очевидно, будет возрастать. Поэтому разработка и реализация таких программ (прежде всего в экономической и научно-технической сферах) в ближайшие годы останется одним из ключевых направлений взаимного сотрудничества. 
 
 
 
 

     
    1. Перспективы союза России и Беларуси
 

     Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку отношение к «братской республике» и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

     В принципе, существует четыре сценария сближения России и Беларуси:

     1) полное поглощение,

     2) продолжение нынешнего сближения на базе союзного договора,

     3) сближение по типу ЕС,

     4) самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в «Соединенных Штатах Европы».

     Поглощение Россией Беларуси по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические издержки для России, однако, когда речь идет о стремлении братских народов к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической алгеброй. От такого развития событий более всего выиграл бы белорусский народ, получив шанс улучшить свое экономическое положение.

     Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Беларуси, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Информация о работе Союзное государство РБ и РФ