Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства и инструментов ее реализации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики
Введение 3
Глава I. Содержание и механизм реализации структурной политики государства 5
1.1.Понятие структурной политики государства, ее цели и задачи 5
1.2.Инструменты реализации структурной политики государства 8
Глава II. «Голландская болезнь» и роль структурной политики государства в ее преодолении 18
2.1 Признаки «голландской болезни» 18
2.2 Альтернативные механизмы борьбы с «голландской болезнью» 21
Глава III. Структурная перестройка российской экономики: инструментальное обеспечение 25
3.1 Структурные перекосы российской экономики как форма проявления «голландской болезни» 25
3.2 Инструменты структурной перестройки российской экономики 26
Заключение 40
Список использованной литературы 41
В настоящее время основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:
Однако, велико влияние факторов, сдерживающих развитие потенциально конкурентоспособных предприятий, таких как: низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров; низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту; недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т. п.; неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций; недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.
В соответствии с нормативными документами, в настоящее время первоочередными задачами структурной политики становятся:
Улучшение отраслевой структуры российской экономики, направленное на повышение удельного веса в ней обрабатывающих отраслей (а в составе последних - доли машин и оборудования) может быть достигнуто разными путями.
Осуществлением
правительством комплекса целенаправленных
налоговых мер по изъятию основной части
рентного дохода, реализуемого
в топливно-сырьевых отраслях, и перераспределение
его через государственный бюджет в избранные
на основании определенной процедуры
приоритетные обрабатывающие отрасли,
страдающие от «голландской болезни».
Причем национализация ренты у недропользователей
способствует формированию структурно-сбалансированной
экономики еще и потому, что исключает
из дохода сырьевых отраслей «незаработанную»
его часть и тем самым ставит их в относительно
равные условия конкуренции с обрабатывающими
отраслями.
Тем самым формируется благоприятный инвестиционный климат во внутренне ориентированном укладе отечественной экономики (в том числе путем выравнивания отраслевой рентабельности инструментами налоговой политики), который способен сам по себе повысить привлекательность инвестиций в данную сферу производственной деятельности.
Набор отраслей и производств, обеспечивающих высокую конкурентоспособность страны, не универсален. Модернизация отраслевой структуры требует учета уровня развития национальной и мировой экономики, специфики государства, традиций, менталитета и интересов общества, его групп и слоев.
Однако в стратегической перспективе необходимо уменьшать государственное воздействие на экономические процессы. В условиях развитого рынка важнейшее значение приобретают иные факторы, инициирующие структурные преобразования. Как отмечал Й. Шумпе-тер, уравновешенный хозяйственный кругооборот периодически нарушают предприниматели-новаторы, которые используют новые технологии и изобретения, улучшают организацию производства. В результате меняется система издержек, цен и доходов, происходит перелив капиталов, часть предпринимателей разоряется, часть - добивается успеха, при этом в экономике происходят структурные сдвиги. Следовательно, механизм изменения межотраслевых пропорций запускает сам предприниматель.
Поэтому помимо непосредственного воздействия на экономические процессы важнейшей задачей структурной политики государства является создание условий для развития предпринимательства, формирования конкурентной среды и цивилизованного рынка, стимулирование внедрения новаторских идей и новых технологий. Только такой подход позволит обеспечить становление инновационной экономики.
1 Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпорации: учебное пособие / кол. автор.; под ред. В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с.
2 Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпорации: учебное пособие / кол. автор.; под ред. В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с.
3 Постановка задачи разработки концепции экономической политики России (приглашаем к сотрудничеству) / В. И. Якунин, О. Т. Богомолов, В. Л. Макаров и др.; под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2010.
4 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.
5 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.
6 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.
7 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.
8 Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж, Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. М.: Вильямс, 2011. 944 с.
Хайек Ф.Ав., фон. Дорога к рабству / пер. с англ.М.: Новое издательство, 2011. 264 с.
9 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.
10 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.
11 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.
12 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.
Информация о работе Содержание и механизм реализации структурной политики государства