Содержание и механизм реализации структурной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства и инструментов ее реализации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики

Содержание

Введение 3
Глава I. Содержание и механизм реализации структурной политики государства 5
1.1.Понятие структурной политики государства, ее цели и задачи 5
1.2.Инструменты реализации структурной политики государства 8
Глава II. «Голландская болезнь» и роль структурной политики государства в ее преодолении 18
2.1 Признаки «голландской болезни» 18
2.2 Альтернативные механизмы борьбы с «голландской болезнью» 21
Глава III. Структурная перестройка российской экономики: инструментальное обеспечение 25
3.1 Структурные перекосы российской экономики как форма проявления «голландской болезни» 25
3.2 Инструменты структурной перестройки российской экономики 26
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Структурная политика государства и инструменты ее реализации.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

В настоящее время основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

  1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
  2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.
  3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики «переходного типа» (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.
  4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Однако, велико влияние факторов, сдерживающих развитие потенциально конкурентоспособных предприятий, таких как: низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров; низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту; недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т. п.; неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций; недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

В соответствии с нормативными документами, в настоящее время первоочередными задачами структурной политики становятся:

  • повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
  • стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
  • снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
  • прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
  • окончательное снятие с предприятий бремени содержания некоммерческих звеньев;
  • сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
  • повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержеками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;
  • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.12

Улучшение отраслевой структуры российской экономики, направленное на повышение удельного веса в ней обрабатывающих отраслей (а в составе последних - доли машин и оборудования) может быть достигнуто разными путями.

Осуществлением правительством комплекса целенаправленных 
налоговых мер по изъятию основной части рентного дохода, реализуемого 
в топливно-сырьевых отраслях, и перераспределение его через государственный бюджет в избранные на основании определенной процедуры приоритетные обрабатывающие отрасли, страдающие от «голландской болезни». Причем национализация ренты у недропользователей способствует формированию структурно-сбалансированной экономики еще и потому, что исключает из дохода сырьевых отраслей «незаработанную» его часть и тем самым ставит их в относительно равные условия конкуренции с обрабатывающими отраслями.

Тем самым формируется благоприятный инвестиционный климат во внутренне ориентированном укладе отечественной экономики (в том числе путем выравнивания отраслевой рентабельности инструментами налоговой политики), который способен сам по себе повысить привлекательность инвестиций в данную сферу производственной деятельности.

 

Заключение

 

Набор отраслей и производств, обеспечивающих высокую конкурентоспособность страны, не универсален. Модернизация отраслевой структуры требует учета уровня развития национальной и мировой экономики, специфики государства, традиций, менталитета и интересов общества, его групп и слоев.

Однако в стратегической перспективе необходимо уменьшать государственное воздействие на экономические процессы. В условиях развитого рынка важнейшее значение приобретают иные факторы, инициирующие структурные преобразования. Как отмечал Й. Шумпе-тер, уравновешенный хозяйственный кругооборот периодически нарушают предприниматели-новаторы, которые используют новые технологии и изобретения, улучшают организацию производства. В результате меняется система издержек, цен и доходов, происходит перелив капиталов, часть предпринимателей разоряется, часть - добивается успеха, при этом в экономике происходят структурные сдвиги. Следовательно, механизм изменения межотраслевых пропорций запускает сам предприниматель.

Поэтому помимо непосредственного воздействия на экономические процессы важнейшей задачей структурной политики государства является создание условий для развития предпринимательства, формирования конкурентной среды и цивилизованного рынка, стимулирование внедрения новаторских идей и новых технологий. Только такой подход позволит обеспечить становление инновационной экономики.

 

Список использованной литературы

 

  1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  2. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Виль-ямс, 2005. 608 с.
  3. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж, Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. М.: Вильямс, 2011. 944 с.
  4. Хайек Ф.Ав., фон. Дорога к рабству / пер. с англ. 
    М.: Новое издательство, 2011. 264 с.
  5. Борисова И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. 2008. № 2.
  6. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.
  7. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (проект) - 2010.
  8. Постановка задачи разработки концепции экономической политики России (приглашаем к сотрудничеству) / В. И. Якунин, О. Т. Богомолов, В. Л. Макаров и др.; под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2010.
  9. Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.
  10. Капканщиков С.Г  «Ограничение роста Российской экономики механизм преодоления». М.: Инфра-М, 2009. 156 с.
  11. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире. // Вопросы экономики, №5, 2003.
  12. Гуриев С., Сонин К. Экономика «ресурсного проклятия». // Вопросы экономики, №4, 2008.
  13. Забелина О. Российская специфика «голландской болезни». // Вопросы экономики, №11, 2009. ЭКО, №12, 2011, с. 25.
  14. Фетисов Г. Альтернативы «сырьевой» модели развития российской экономики. // Российский экономический журнал, 9-10, 2007.
  15. Фетисов Г. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни». // Вопросы экономики, №3, 2008.

 

1 Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпорации: учебное пособие / кол. автор.;  под ред. В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с.

2 Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпорации: учебное пособие / кол. автор.;  под ред. В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с.

3 Постановка задачи разработки концепции экономической политики России (приглашаем к сотрудничеству) / В. И. Якунин, О. Т. Богомолов, В. Л. Макаров и др.; под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2010.

4 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.

5 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.

6 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.

7 Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? («Круглый стол» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации независимых центров экономического анализа. Москва, 26 июня 2011 г.) // Вопросы экономики. 2011. № 11.

8 Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж, Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. М.: Вильямс, 2011. 944 с.

Хайек Ф.Ав., фон. Дорога к рабству / пер. с англ.М.: Новое издательство, 2011. 264 с.

9 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.

10 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.

11 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.

12 Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.


Информация о работе Содержание и механизм реализации структурной политики государства