Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства и инструментов ее реализации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики
Введение 3
Глава I. Содержание и механизм реализации структурной политики государства 5
1.1.Понятие структурной политики государства, ее цели и задачи 5
1.2.Инструменты реализации структурной политики государства 8
Глава II. «Голландская болезнь» и роль структурной политики государства в ее преодолении 18
2.1 Признаки «голландской болезни» 18
2.2 Альтернативные механизмы борьбы с «голландской болезнью» 21
Глава III. Структурная перестройка российской экономики: инструментальное обеспечение 25
3.1 Структурные перекосы российской экономики как форма проявления «голландской болезни» 25
3.2 Инструменты структурной перестройки российской экономики 26
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Голландская болезнь — экономический недуг, при котором увеличение экспорта сырьевых ресурсов снижает эффективность экономики.
Симптомы голландской болезни:
Название экономического эффекта Голландская болезнь произошло после событий, с которыми столкнулась Голландия в 1959 году:
Закономерным итогом голландских болезней становится тезис о том, что экономический рост стран с бедными природными ресурсами выше, чем у стран с богатыми природными ресурсами.
Термин "голландская болезнь" возник после известных экономических событий в Голландии, которая владеет крупнейшим в Европе газовым месторождением Гронинген и многими месторождениями в Северном море. В 1960-е годы во время немецкого экономического "чуда" Гронинген, расположенный в 400 км от Рура, оказался истинной золотой жилой. Но вскоре стали проявляться весьма неприятные эффекты: инфляция (вызванная инфляцией издержек), спад производства на фоне экономического роста, безработица. Тогда экономистов и заинтересовала природа данного феномена. Впервые термин "голландская болезнь" был использован в 1977 г. в журнале "The Economist". В 1981 г. это явление подробно описал Эллман, причем его работа была посвящена не столько проблемам обменного курса, сколько неэффективному вложению государством нефтяных доходов в социальную сферу Нидерландов.
Проблема "голландской болезни" имеет, на наш взгляд, теоретическую основу, причем ее причины лежат не столько в монетарных диспропорциях, сколько в структурных. В статье основное внимание уделено рассмотрению влияния бума в одном из секторов на распределение доходов и рентабельность отраслей.
В России голландская болезнь проявляется в том, что денег от продажи нефти много, а способ потратить их неизвестен.
Пример страны,
которые сталкивались с голландской
болезнью:
Голландия, Норвегия, Нигерия, Австралия,
Гвиана, Замбия, Мексика, Саудовская Аравия.
Способы борьбы с голландской болезнью:
С конца 1970-х годов зарубежные ученые (М. Корден, П. Нири, В. Салтер, С. Вайнберген, Д. Дазгупта, Р. Иствуд) (6) вели активные исследования механизма возникновения и протекания "голландской болезни". На основе теорий международной торговли, спроса и предложения факторов производства, макроэкономической динамики была создана и формализована так называемая модель стремительно развивающегося сектора (booming sector model). С точки зрения экономической теории данная модель является универсальным инструментом для описания эффектов, возникающих в связи с бумом в одном из секторов малой открытой экономики. С помощью модели стремительно развивающегося сектора (СРС) экономисты смогли ретроспективно осветить такие известные исторические эпизоды, как спад в испанской промышленности после открытия Америки в XVI в. (приток американских сокровищ), воздействие открытия золота в Австралии в середине XIX в. на ее промышленность и др.
Модель СРС позволяет
Существует ряд основных допущений, с учетом которых строится модель СРС. Национальная экономика является малой и открытой, цены на внутреннем рынке устанавливаются исходя из внутреннего спроса и предложения. Экономика состоит из трех секторов: стремительно развивающегося (или испытывающего бум) - [Б]; отстающего - [О]; сектора, производящего неторгуемые (non-tradable) товары - [Н]. Первые два сектора производят торгуемые (tradable) товары и их цены заданы мировыми рынками. Выпуск в каждом из них происходит за счет фактора, специфического для данного сектора, и труда, который абсолютно мобилен между секторами, так что уровень зарплаты в экономике равновесный. Цены на все факторы производства эластичны, а факторы не мобильны между странами (7). Это означает, во-первых, определение факторных цен на основе соотношения спроса и предложения на внутреннем конкурентном рынке факторов производства и, во-вторых, отсутствие инвестиций и трудовой миграции из-за рубежа.
Стремительно развивающимися секторами, как правило, являются добывающие минеральное сырье или производящие сельскохозяйственную продукцию. Отстающий сектор - блок отраслей, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Однако следует подчеркнуть, что отстающий производственный сектор может производить товары, не обязательно относящиеся к группе промышленных. Так, в Австралии и Нигерии значительная часть торгуемых товаров могла бы производиться в аграрном секторе. В этом случае термин "деиндустриализация" может вводить в заблуждение, поскольку его можно заменить термином "деагрикультуризация". Все товары в модели СРС используются только для конечного потребления. Государственные расходы равны государственным доходам, сальдо текущего платежного баланса равно нулю. Кроме того, отсутствуют искажения на факторных и товарных рынках, в частности, реальная заработная плата абсолютно эластична, что в течение всего времени обеспечивает и поддерживает полную занятость. Это допущение исключает возможность "разоряющего роста" для экономики в целом. Следовательно, бум в одном из секторов должен способствовать повышению потенциального национального благосостояния, что позволяет сосредоточиться на распределении доходов между различными факторами.
Перед тем как исследовать эффекты, связанные с последствиями "голландской болезни" в экономике, необходимо выделить причины, вызывающие данный феномен. Безусловно, главной из них является стремительный рост в одном из секторов экономики и, как следствие, увеличение совокупного дохода от факторов, изначально занятых в данном производстве. Рост в секторе [Б] может быть вызван тремя основными причинами:
- единовременным экзогенным техническим прогрессом в нем, выражающимся в сдвиге производственной функции вверх, причем прогресс происходит только в данной конкретной стране;
- стремительным открытием
новых ресурсов, то есть увеличением
предложения специфического
- экзогенным ростом цены продукции данного сектора на мировом рынке по сравнению с ценами на импорт, если в нем производится только экспортная продукция (без ее реализации на внутреннем рынке).
В своих исследованиях зарубежные экономисты, как правило, рассматривают либо первую, либо вторую причину бума. Российская специфика предполагает комплексность условий возникновения стремительного роста в одном из секторов. Во-первых, высокая прибыльность добывающего сектора позволяет осуществлять крупные инвестиции в технологическое развитие, что повышает уровень производительности труда в данном секторе. Во-вторых, богатство природных ресурсов (поддерживаемое постоянным открытием новых месторождений) можно расценивать как определенный рост специфического фактора производства. В-третьих, высокая доля экспорта в объеме продукции, производимой растущим сектором, дает возможность использовать фактор повышения мировых цен на сырье как причину стремительного роста в добывающих отраслях российской промышленности.
О синдроме «Голландской
болезни», поразившей российскую экономику,
отечественные специалисты
Текущее состояние российской экономики вынуждает искать новые векторы развития государства, а это не возможно без понимания феномена «Голландской болезни», ее специфики в России и путей решения.
Экспорт сырья поднимает курс внутренней валюты в несколько раз по сравнению с ситуацией ее импорта. В результате в несколько раз растет стоимость внутренней продукции относительно внешних конкурентов. Производить становится невыгодно: дешевле импортировать и торговать импортом. Очевидно, что курс рубля – функция цены барреля. «Голландская болезнь» делит экономику на три сектора: сверх рентабельный сырьевой, относительно благополучный сервисный, и депрессивный конкурентный или открытый. По расчетам, чтобы компенсировать падение конкурентоспособности, в последний нужно перераспределять большую часть ренты, извлекаемой в сырьевом, что никогда не будет выполняться по причине невыгодности самому сырьевому сектору. В качестве доказательств этой теории можно привести факт, что самые богатые бизнесмены России создали свой капитал не на производстве или инновациях, а на сырьевой и обрабатывающей базе.
Автомобилестроение далеко не единственная отрасль, где наблюдается подобная тенденция. Множество целых отраслей фактически исчезло за последние 10 – 20 лет. Отечественные телевизоры, тракторы, приемники, холодильники стали либо синонимами нелучшего качества либо вовсе перешли в разряд раритетов. На бюджетные средства вытаскивается из глубокой ямы кризиса судостроение и гражданское авиастроение.
Другой тенденцией стала массированная кампания по стимулированию экономики к восприимчивости инновационного развития со стороны президента и правительства. Однако реальной восприимчивости пока нет и в ближайшее время её появление маловероятно.
Еще один факт – стремительно растущее количество магазинов, парикмахерских и другие сервисных организаций. На фоне явной деградации крупной промышленности (конкурентного сектора) это выглядит странно. В странах, не имеющих сырьевых сверхдоходов, большая часть сервиса жестко зависит от успехов промышленности. В России кризис нанес существенный удар по промышленности, а в сервисном секторе – только замедлил рост. И это также указывает на «Голландскую болезнь».
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т. п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
В настоящее время положение в российской экономике крайне противоречиво. С одной стороны, в последние годы высокими темпами увеличиваются валовые показатели экономического роста. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1999-2011 гг. составили 7 %, объема промышленного производства - 6,1, сельскохозяйственного производства - 3,7, инвестиций в основной капитал - 11,9 % .6
Восемь лет подряд в стране фиксируется профицит федерального бюджета, который в отдельные годы приближался к 10 % ВВП. Резко снизился объем государственного внешнего долга -со 154,7 млрд долл. на конец 1998 г. до 39,6 млрд долл. - на начало 2012 г. Не является пока чрезмерным и государственный внутренний долг.7
Однако существует и другая сторона. Основные ее характеристики: сильная зависимость экономики от энергосырьевых отраслей; примитивизация промышленности; отсутствие реального прогресса в становлении инновационных секторов; острые проблемы в развитии социальной сферы. Иначе говоря, достигнутая стабильность базируется на шаткой основе. Ее может нарушить любой сильный негативный шок как в мировой, так и во внутренней экономике.
Несмотря на, казалось бы, позитивную динамику инвестиций в основной капитал (рост на 21 % в 2011 г.), их объемов явно недостаточно для модернизации экономики. Критического уровня достиг износ основных фондов в промышленности. В области массовой продукции обрабатывающей промышленности Россия теряет не только зарубежные рынки, но и национальный.
Модернизация страны в решающей степени зависит от структурной перестройки ее экономики. Без радикального обновления сферы материального производства нельзя вернуть Россию в «клуб» развитых стран. При этом модернизация экономики, диверсификация ее реального сектора не могут быть осуществлены спонтанно, на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Ставка на эти механизмы в 1990-е гг. оказалась ошибочной. Она не только не привела Россию в «постиндустриальную цивилизацию» и не просто заблокировала решение задач позднеиндустриальной модернизации, но и предопределила стремительную деиндустриализацию одной из ведущих промышленных держав XX в..
Информация о работе Содержание и механизм реализации структурной политики государства