Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства и инструментов ее реализации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики
Введение 3
Глава I. Содержание и механизм реализации структурной политики государства 5
1.1.Понятие структурной политики государства, ее цели и задачи 5
1.2.Инструменты реализации структурной политики государства 8
Глава II. «Голландская болезнь» и роль структурной политики государства в ее преодолении 18
2.1 Признаки «голландской болезни» 18
2.2 Альтернативные механизмы борьбы с «голландской болезнью» 21
Глава III. Структурная перестройка российской экономики: инструментальное обеспечение 25
3.1 Структурные перекосы российской экономики как форма проявления «голландской болезни» 25
3.2 Инструменты структурной перестройки российской экономики 26
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Содержание
Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечения сбалансированного развития экономики, технического совершенствования производства на основе использования достижений науки и техники, социальной защиты населения и рост его благосостояния. Государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует оптимальное их соотношение.
Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования.
Следовательно, структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.
В современной России,
где целью экономических реформ
является переход к социально-
Объект исследования – национальная экономика.
Предмет исследования – структурная политика.
Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства и инструментов ее реализации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные
цели, задачи и направления
- описать методы
реализации структурной
- проанализировать
этапы и инструменты
При написании курсовой работы использовалась научная и учебная литература, источники периодической печати по исследуемой теме, материалы официальных сайтов.
Структурная политика представляет собой процесс соучастия государства в адаптации экономики к изменяющимся условиям. Задача государства — оказывать поддержку определенным структурным элементам экономики и сглаживать возникающие издержки. Если конъюнктурная политика помогает приспособить экономику к краткосрочным переменам, то задача структурной — поддержать адаптацию экономики к переменам долгосрочного характера.1
В отношении структурной политики можно обозначить цели, методы, инструменты. При этом отметим, что в странах с развитой экономикой государство комплексно подходит к проведению структурных мер. Отобразим их в виде таблицы 1:
Таблица 1 – Цели, методы и инструменты структурной политики2
Структурная политика государства | ||
Цели |
Методы |
Инструменты |
1. Усиление адаптационности национальной экономики к требованиям времени |
Ускорение структурных перемен (для успеха в национальной и международной конкуренции) |
Субсидии на стартовом этапе формирования бизнеса. Помощь частному сектору в осуществлении научных исследований |
2. Сглаживание издержек, связанных с негативными последствиями структурных сдвигов в экономике |
Замедление структурных изменений в отсталых регионах (для смягчения неизбежных потерь) |
Поддержка спроса на продукцию ряда отраслей Воздействие на цены ряда отраслей (без такой поддержки фирмы данных отраслей могли бы быстро разориться) |
Как видно из таблицы 1, цели структурной политики государства обладают противоречивой природой. С одной стороны, государство стремится ускорить развитие наиболее перспективных секторов экономики для обеспечения экономического роста и высокой конкурентоспособности. В то же время, стремясь сохранить оптимальную структуру всей совокупности регионов в стране, государство вынуждено иногда замедлять структурные сдвиги в отсталых регионах (отраслях), с тем, чтобы определенные производства не были «вымыты» конкуренцией (что неизбежно увеличивает численность безработных). Данное противоречие структурной политики решается путем выстраивания определенной иерархии в списке целевых задач.
В России структурная проблема экономики носит свой, специфический характер. Но при этом острота этой проблемы обращает на себя внимание. Проанализируем реальную ситуацию с помощью методического приема case study.
В США сегодня предпочтение отдается разработке компьютеров и различных информационных технологий, а также авиационной и аэрокосмической отрасли, уникальному машино- и автомобилестроению. Объем государственной поддержки корпорации «Боинг», накопленной ею к 2005 г., оценивается примерно в 25 млрд долл., а европейского концерна «Аэробус» - в 15 млрд долл. Взаимные упреки менеджмента данных фирм в избыточном уровне государственных инвестиций в их развитие, которые укрепляют их и без того высокую конкурентоспособность, связаны с достигнутым в 1992 г. соглашением между ними, по которому доля правительственных субсидий не должна превышать одной трети от собственных инвестиций частных авиастроителей. Структурная перестройка экономики КНР все еще осуществляется в направлении расширения производства дешевой массовой продукции (прежде всего одежды, обуви, бытовой техники), хотя правительство стремится все более смещать акценты в пользу интеллектуализации хозяйственной деятельности жителей Поднебесной.
Оборотной стороной любого нацеливания, своего рода платой за его осуществление являются деинвестирование и сворачивание определенных секторов национальной экономики вплоть до их уничтожения. Поэтому не случаен тот факт, что структурные изменения сопровождаются конфликтными политическими процессами и постоянным поиском компромиссов. Таким образом, структурная политика в условиях ограниченности ресурсов является и политикой «выбраковки», доведения до банкротства целого ряда нежизнеспособных, сдерживающих экономический рост производств.
Структурное регулирование осуществляется путем проведения соответствующей бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Например, проводится конкурсное распределение бюджетных субсидий (грантов), которые обычно достаются компаниям, доказавшим свою способность к технологическим прорывам. Налоговые схемы структурной политики построены так, чтобы сумма налоговых выплат предпринимателями, инвестирующими капитал в отрасли, которые государство считает наиболее значимыми, сокращалась. Корпорациям, занимающимся развитием приоритетных отраслей, государственные банки предоставляют кредит на более длительный срок и за меньшую плату. Если так поступают частные банки, то их прибыль подлежит льготному налогообложению. Используются и бюджетные ассигнования - целевым маршрутом в соответствующие секторы экономики, развитие которых требуется ускорить. Однако обычно государство делает лишь то, что оказывается не по силам самому частному бизнесу. Так; в эффективно функционирующей рыночной экономике инвестиционная деятельность государства ограничена рамками зоны естественных монополий, и выход за ее пределы осуществляется лишь в особых случаях и на временной основе.
Структурная политика государства является, по-видимому, единственно возможным радикальным способом преодоления «голландской болезни». Никакие действия Центрального Банка по приобретению избыточной валютной выручки экспортеров не в состоянии избавить российское общество от рецидивов этого тяжелого заболевания, поскольку они провоцируют лишь переход вероятной безработицы во вполне гарантированную инфляцию. Заведомо не могут привести к окончательному успеху и любые попытки правительства вытолкнуть укрепляющую реальный курс рубля иностранную валюту за границу - будь-то в форме погашения внешнего долга страны либо путем поощрения фирм-экспортеров к скупке зарубежных активов. Ведь все эти финансовые ресурсы могли бы быть плодотворно использованы для проведения назревших и в самой нашей стране качественных сдвигов в национальной экономике в направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей.
Вследствие глобализации национальные экономики становятся все более открытыми для внешнего мира и испытывают влияние протекающих в нем процессов, хотя и сохраняют свою специфику. Отраслевая структура любой национальной экономики не является случайным образованием, но представляет собой функцию от целого ряда переменных (факторов). Поскольку в нынешних условиях трансформации подвергается именно отраслевая структура, ее изучение видится делом весьма актуальным в свете задач модернизации экономики России.
Все факторы, определяющие структурные сдвиги в национальных экономиках, можно разделить на две большие группы: интернациональных и национальных.
Идея особых экономических зон (ОЭЗ) — формирование точек роста на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. В России определены три типа ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. В ближайшее время должны появиться и портовые зоны. Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административньгх барьеров. Статус особой экономической зоны присваивается по результатам федерального конкурса, на котором рассматриваются заявки регионов.
Уже первые конкурсы на создание ОЭЗ показали значительный интерес субъектов Федерации и инвесторов к этому инструменту. Например, в ходе подготовки заявки Ставропольского края на туристско-рекреацион-ную ОЭЗ нашей проектной группе удалось подписать 40 соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами, которые ранее не считали этот регион привлекательным для вложений. Всего же в конкурсе участвовало 28 субъектов Федерации. Мировой опыт также свидетельствует об эффективности особых экономических зон.
Тем не менее, этот инструмент требует серьезной доработки.
В России определена слишком жесткая типизация ОЭЗ, что сильно ограничивает возможности формирования эффективных кластеров. Например, инновационная экономика подразумевает тесную связь научно-технических разработок и производства, но эти виды деятельности предлагается осуществлять в различных ОЭЗ (технико-внедренческой и промышленно-производственной соответственно). Кроме того, напрашивается возможность сочетания портовой (аэропорт) и туристической ОЭЗ, а также промышленной и портовой. Имеющееся законодательство не позволяет формировать такие естественные цепочки. Причем существует негласное правило, согласно которому региону нежелательно «давать» более одной особой экономической зоны.
Инвестиционный фонд Российской Федерации
Данный инструмент создан для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях частно-государственного партнерства. Размер средств, которые предполагается распределять через этот механизм, довольно велик. Например, в 2007 г. он составил 110,6 млрд руб. (около 2 % расходов федерального бюджета). Распределение средств осуществляется централизованно и на конкурсной основе.
Создание Инвестиционного фонда подтолкнуло многие регионы и корпорации к серьезной проработке крупных инфраструктурных проектов, которые ранее находились в состоянии идей, деклараций, концепций и т. п. Кроме того, ряд крупнейших частных инвесторов, наконец, четко определился с условиями, на которых они готовы участвовать в этих проектах.
Однако механизм Инвестиционного фонда, как и ОЭЗ, пока далек от совершенства.
Установленная планка минимального размера инвестиций в 5 млрд руб. отсекает от этого инструмента многие важные инфраструктурные проекты. Например, в сфере коммунального хозяйства такой масштаб вложений реален только в крупнейших российских городах. Но в остальных регионах ситуация с ЖКХ еще более критическая! Более того, малые регионы вряд ли вообще смогут предложить столь крупные проекты и для других отраслей, хотя в формировании федерального бюджета участвуют все. Получается, что рассматриваемый инструмент будет лишь усугублять разрыв между качеством жизни в различных субъектах Федерации.
Концессии
Концессия — это передача коммерческой организации объекта государственной или муниципальной собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания на закрепленных в договоре условиях. При передаче имущества в концессию обязательным является использование конкурсного механизма.
Преимуществами использования данного инструмента являются возможность привлечения частных инвестиций, внедрение современных управленческих технологий, создание элементов конкуренции в монопольных сегментах, снижение финансовой нагрузки на бюджеты, повышение качества обслуживания потребителей.
Информация о работе Содержание и механизм реализации структурной политики государства