Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:22, реферат
Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]
Введение……………………………………………………………………3
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
Решение проблем занятости молодежи…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………28
В Удмуртской Республике подготовительная работа к реализации программы началась в апреле 1998 г. В городах и районах Республики были приняты постановления глав администраций городов и районов «Об организации летнего отдыха и занятости подростков в 1998 г.». Созданы межведомственные комиссии, в которые вошли представители органов службы занятости, отделов по делам молодежи. В 35 городах и районах заключены соглашения между администрациями районов и органами службы занятости о совместной деятельности по реализации приоритетных направлений активной политики занятости, в том числе по трудоустройству подростков. В центрах занятости специально для молодежи созданы информационно-консультационные пункты, оформлены стенды, создан банк вакансий.
В целях организации летней занятости подростков по предложению Можгинской службы занятости принято постановление главы администрации «О предоставлении вакансий для трудоустройства школьников и Подростков в летний период». В центре занятости создан информационный центр, работает телефон для консультации подростков. Подростки занимаются благоустройством территорий, ремонтом школ, создают экологические отряды, участвуют в сельскохозяйственных и лесовосстановительных работах.
Положительный опыт совместной работы с молодежной биржей труда накоплен в Санкт-Петербурге. В осенний и летний периоды создаются специализированные сезонные рабочие места для несовершеннолетних на объектах благоустройства города и других общественных работах. В качестве подрядчика по таким работам выступает Молодежная биржа труда.
Интересен в этом отношении и зарубежный опыт: во Франции, например, профессиональная подготовка финансируется за счет взносов работодателей (1 % фонда заработной платы предпринимателя); в Швеции существует практика чередования учебы и трудовой деятельности; в Италии действует система договоров о работе при сокращенном рабочем дне и параллельном прохождении профессиональной подготовки непосредственно на предприятии; в Бельгии определенная часть молодежи в обязательном порядке подключается к реализации общественно полезных культурных и социальных программ. У нас же пока мало заботятся не только о готовности выпускаемых специалистов к требованиям профессиональной сферы, но и к обеспечению их гарантированного трудоустройства. Открытие негосударственных учебно-профессиональных заведений, выпускающих дополнительное число специалистов наряду с государственной системой профессионального образования усугубляет проблемы трудоустройства выпускников профессиональной системы.
Предотвращать молодежную безработицу следует еще на этапе подготовки специалистов, прогнозируя объем подготовки специалистов по той или иной специальности с учетом прогноза структурных сдвигов в экономике.
С целью уменьшения напряженности на молодежном рынке труда приказом ФСЗН России N9 150 от 22.11.94 г. утверждено Положение об организации временной занятости безработной молодежи, предусматривающее создание на предприятиях и в учреждениях любой формы собственности временных рабочих мест для безработной молодежи, частично финансируемых службой занятости. Программа «Молодежная практика» способствует получению необходимого опыта работы выпускниками профессиональной школы, из-за отсутствия которого у них низка конкурентоспособность на рынке труда.
Во многих регионах имеется позитивный опыт по сокращению безработицы среди молодежи. Так, в частности, Департамент занятости населения Иркутской области с целью адаптации студентов к требованиям рынка труда разработал учебную программу, которая ориентирована на подготовку выпускников к требованиям производственной сферы и формирование у молодых людей навыков самостоятельного поиска работы. Разработанный службой занятости курс «Методы и способы поиска работы» помог студентам лучше оценить свои силы, выработать потребность и желание попробовать себя в деле.
Имеется позитивный опыт по сокращению безработицы среди молодежи в Самарской области, где проводится целевой набор в учебные заведения системы профессионального образования лиц, которые после окончания школы зарегистрировались в службе занятости. Такая практика способствует ликвидации безработицы среди молодежи, не имевшей специальности.
Интересный
опыт трудоустройства
Если учесть, что муниципальное предприятие «Социальная служба молодежи,) занимается организацией не только трудовой деятельности подростков, но и их досуга, а также то, что Департамент занятости школьниками не занимается, то контингент обращающийся по вопросам трудоустройства в молодежную муниципальную службу достаточно обширен.
Формированию трудовой мотивации у подростков способствует создание на базе школ различных форм организации детского труда (школьные кооперативы, производственные участки, трудовые объединения на базе действующих в регионах предприятий), которые организуются таким образом, чтобы не мешать процессу получения качественного образования.
Широкий спектр работ для подростков могут предоставлять коммерческие службы, сельское хозяйство, торговля и т.д. Сферой нравственно мотивированного труда может стать социальная работа; оказание помощи пожилым и инвалидам, уход за детьми и т. д.
Организация труда подростков помогает им заработать карманные деньги, приобрести трудовые навыки и трудовую мотивацию, которые необходимы для них в будущем. Временная занятость подростков и молодежи способствует воспитанию трудовых навыков и трудовой активности, экономической самостоятельности, ответственности, дисциплинированности. Оплата труда производится работодателем, а финансирование временных рабочих мест - службой занятости совместно с заинтересованными сторонами.
Главными
задачами региональных органов служб
занятости в работе с молодежью
и подростками являются: информирование
о ситуации на рынке труда и
рынке образовательных услуг; психологическая
подготовка к конкурентной борьбе за рабочие
места; обучение типовым моделям при трудоустройстве;
умению подавать себя, проявлять свои
достоинства и способности; оказание помощи
в объективном оценивании себя и своих
способностей, в выборе направления учебы
или работы.
Заключение
В заключении хочется сделать вывод, что положение молодежи на рынке труда ухудшается. Поскольку молодежные контингенты крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.
Немалую
роль в проблеме трудоустройства
молодежи играет такой социально-
Этот фактор вполне объективен и коренится в нынешних реалиях российской жизни. Это:
Отсюда
следует, что помимо прямой поддержки
занятости молодежи (финансовые субсидии
и налоговые льготы предпринимателям,
создающим новые рабочие места специально
под этот контингент, организация общественных
работ и пр.), необходимы и непрямые меры,
в том числе социально-психологического
воздействия на начинающие трудовую жизнь
группы населения.
Список
литературы: