Социальные проблемы занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
Решение проблем занятости молодежи…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат-Занятость.doc

— 404.50 Кб (Скачать)
justify">     В Краснощековском районе работники  службы занятости совместно с комиссией по делам несовершеннолетних определяют категории подростков, которые нуждаются в первоочередном трудоустройстве. Списки направляются в сельские администрации. Это дети из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

     В Удмуртской Республике подготовительная работа к реализации программы началась в апреле 1998 г. В городах и районах Республики были приняты постановления глав администраций городов и районов «Об организации летнего отдыха и занятости подростков в 1998 г.». Созданы межведомственные комиссии, в которые вошли представители органов службы занятости, отделов по делам молодежи. В 35 городах и районах заключены соглашения между администрациями районов и органами службы занятости о совместной деятельности по реализации приоритетных направлений активной политики занятости, в том числе по трудоустройству подростков. В центрах занятости специально для молодежи созданы информационно-консультационные пункты, оформлены стенды, создан банк вакансий.

     В целях организации летней занятости  подростков по предложению Можгинской службы занятости принято постановление главы администрации «О предоставлении вакансий для трудоустройства школьников и Подростков в летний период». В центре занятости создан информационный центр, работает телефон для консультации подростков. Подростки занимаются благоустройством территорий, ремонтом школ, создают экологические отряды, участвуют в сельскохозяйственных и лесовосстановительных работах.

  Положительный опыт совместной работы с молодежной биржей труда накоплен в Санкт-Петербурге. В осенний и летний периоды создаются специализированные сезонные рабочие места для несовершеннолетних на объектах благоустройства города и других общественных работах. В качестве подрядчика по таким работам выступает Молодежная биржа труда.

  Интересен в этом отношении и зарубежный опыт: во Франции, например, профессиональная подготовка финансируется за счет взносов работодателей (1 % фонда заработной платы предпринимателя); в Швеции существует практика чередования учебы и трудовой деятельности; в Италии действует система договоров о работе при сокращенном рабочем дне и параллельном прохождении профессиональной подготовки непосредственно на предприятии; в Бельгии определенная часть молодежи в обязательном порядке подключается к реализации общественно полезных культурных и социальных программ. У нас же пока мало заботятся не только о готовности выпускаемых специалистов к требованиям профессиональной сферы, но и к обеспечению их гарантированного трудоустройства. Открытие негосударственных учебно-профессиональных заведений, выпускающих дополнительное число специалистов наряду с государственной системой профессионального образования усугубляет проблемы трудоустройства выпускников профессиональной системы.

     Предотвращать молодежную безработицу следует  еще на этапе подготовки специалистов, прогнозируя объем подготовки специалистов по той или иной специальности с учетом прогноза структурных сдвигов в экономике.

     С целью уменьшения напряженности  на молодежном рынке труда приказом ФСЗН России N9 150 от 22.11.94 г. утверждено Положение об организации временной занятости безработной молодежи, предусматривающее создание на предприятиях и в учреждениях любой формы собственности временных рабочих мест для безработной молодежи, частично финансируемых службой занятости. Программа «Молодежная практика» способствует получению необходимого опыта работы выпускниками профессиональной школы, из-за отсутствия которого у них низка конкурентоспособность на рынке труда.

     Во  многих регионах имеется позитивный опыт по сокращению безработицы среди  молодежи. Так, в частности, Департамент  занятости населения Иркутской области с целью адаптации студентов к требованиям рынка труда разработал учебную программу, которая ориентирована на подготовку выпускников к требованиям производственной сферы и формирование у молодых людей навыков самостоятельного поиска работы. Разработанный службой занятости курс «Методы и способы поиска работы» помог студентам лучше оценить свои силы, выработать потребность и желание попробовать себя в деле.

     Имеется позитивный опыт по сокращению безработицы  среди молодежи в Самарской области, где проводится целевой набор в учебные заведения системы профессионального образования лиц, которые после окончания школы зарегистрировались в службе занятости. Такая практика способствует ликвидации безработицы среди молодежи, не имевшей специальности.

     Интересный  опыт трудоустройства несовершеннолетних имеется в Калининграде, где создано муниципальное предприятие «Социальная служба молодежи». Дети занимаются благоустройством города и получают минимальную зарплату из средств городского бюджета. Благодаря стараниям детских трудовых бригад Ботанический сад выглядит очень хорошо. Школьники и студенты занимаются очисткой садов, парков, скверов, улиц, что помогает оторвать более 4000 ребят от улицы, от случайных компаний и уберечь их от контактов с преступной средой. Структура трудовой бригады выглядит приблизительно следующим образом: бригаду из 10 подростков возглавляет студент, который получает за это две минимальные зарплаты. Подростки из трудовых бригад привлекаются к мытью автобусов, за что автосервис выплачивает дополнительно еще одну или хотя бы половину минимальной заработной платы. [Старовойтова Л.И. и др., 2001г.]

     Если  учесть, что муниципальное предприятие  «Социальная служба молодежи,) занимается организацией не только трудовой деятельности подростков, но и их досуга, а также то, что Департамент занятости школьниками не занимается, то контингент обращающийся по вопросам трудоустройства в молодежную муниципальную службу достаточно обширен.

     Формированию  трудовой мотивации у подростков способствует создание на базе школ различных форм организации детского труда (школьные кооперативы, производственные участки, трудовые объединения на базе действующих в регионах предприятий), которые организуются таким образом, чтобы не мешать процессу получения качественного образования.

     Широкий спектр работ для подростков могут  предоставлять коммерческие службы, сельское хозяйство, торговля и т.д. Сферой нравственно мотивированного труда может стать социальная работа; оказание помощи пожилым и инвалидам, уход за детьми и т. д.

     Организация труда подростков помогает им заработать карманные деньги, приобрести трудовые навыки и трудовую мотивацию, которые необходимы для них в будущем. Временная занятость подростков и молодежи способствует воспитанию трудовых навыков и трудовой активности, экономической самостоятельности, ответственности, дисциплинированности. Оплата труда производится работодателем, а финансирование временных рабочих мест - службой занятости совместно с заинтересованными сторонами.

     Главными  задачами региональных органов служб  занятости в работе с молодежью  и подростками являются: информирование о ситуации на рынке труда и  рынке образовательных услуг; психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места; обучение типовым моделям при трудоустройстве; умению подавать себя, проявлять свои достоинства и способности; оказание помощи в объективном оценивании себя и своих способностей, в выборе направления учебы или работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В заключении хочется сделать вывод, что положение молодежи на рынке труда ухудшается. Поскольку молодежные контингенты крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.

      Немалую роль в проблеме трудоустройства  молодежи играет такой социально-психологический  фактор, как снижение престижности многих видов труда. [Кузьмин С.А., 2001г.] 

      Этот  фактор вполне объективен и коренится  в нынешних реалиях российской жизни. Это:

  • Низкие заработки работников государственных предприятий, бюджетных учреждений, социальной сферы, правоохранительных органов;
  • Навязываемое обществу мнение о якобы ненужности многих профессий (например, в ряде отраслей фундаментальной науки).
 

     Отсюда  следует, что помимо прямой поддержки  занятости молодежи (финансовые субсидии и налоговые льготы предпринимателям, создающим новые рабочие места специально под этот контингент, организация общественных работ и пр.), необходимы и непрямые меры, в том числе социально-психологического воздействия на начинающие трудовую жизнь группы населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы: 

  1. Боровиков В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения: Учебное пособие. Серия «Учебные пособия». – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2001. – 320с.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. социология молодежи: Учебное пособие/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2001. – 576с.
  3. Кузьмин С.А. Занятость: стратегии России. – М.: Эдиторная УРСС, 2001. – 304с.
  4. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
  5. Тавокин Е.Р. Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов // Социс №6, 1999. – 92-96с.

   

Информация о работе Социальные проблемы занятости молодежи