Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:22, реферат
Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]
Введение……………………………………………………………………3
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
Решение проблем занятости молодежи…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………28
В катастрофическом положении находится профессиональное обучение подростков в детских домах и других сиротских учреждениях, колониях для несовершеннолетних. Это касается как неблагополучного материального положения, так и содержания обучения и характера профессии. [Старовойтова Л.И. и др., 2001г.]
Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также весьма сложной проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и Т.Д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений, и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый малооплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.
Основная сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду. Коммерциализация молодежи и подростков, связанная с участием в торгово-посреднической деятельности, вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что профессиональные навыки, формирующиеся в процессе перепродажи товаров, в условиях нормально функционирующей экономики востребованы не будут. На почве невостребованности существует возможность возникновения опасного для общества синдрома по подобию «афганского»: появления «потерянного поколения» периода перехода к рынку. Это может привести к дальнейшему увеличению суицидов, показатели которых и в настоящее время среди молодежи высоки.
Опасность
последствий незанятости
Закон о занятости (ст. 25, п. 6) предусматривает санкции в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников профессиональной школы, так как на них затрачены средства в виде целевых финансовых отчислений в фонд занятости в размере среднего заработка данной категории за год. Естественно, что предприятия предпочитают не направлять заявки на молодых специалистов в профессиональные образовательные учреждения.
Действующая в современных условиях система экономически необоснованной подготовки специалистов и их свободного распределения должна быть заменена плановой подготовкой специалистов, которые будут востребованы в общественном производстве в соответствии со своей квалификацией и профессией.
Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что сегодня молодежь остро нуждается в социальной поддержке в области трудоустройства.
В современных условиях очень важно помочь вступающему в жизнь молодому поколению реализовать свои потенциальные возможности через систему профессионального обучения, максимального содействия включения молодежи в трудовую деятельность, организации для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, временной занятости, создания специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, расширения возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса, распространения механизма квотирования рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.
для сокращения безработицы среди выпускников профессиональной школы необходимо разработать про граммы для восстановления связей между профессиональной и трудовой сферами, по согласованию планов приема по тем или иным специальностям. [Старовойтова Л.И. и др., 2001г.]
Министерствам и ведомствам рекомендовано всемерно содействовать создаваемым структурам в организации их деятельности, предоставлении им земельных участков, производственных помещений, а также в выделении необходимых материально-технических ресурсов. Установлено, что часть прибыли предприятий объединений и организаций, направляемая ими в Фонд поддержки молодого предпринимательства, освобождается от уплаты налога в размере, установленном действующим законодательством.
Федеральной целевой программой содействия занятости населения на 1998-1999 ГГ. предусматривается выделение и конкретные мероприятия по созданию условий для расширения возможностей занятости молодежи в сфере малого и среднего бизнеса, а также приобретения безработной молодежью практических навыков в области предпринимательства и самозанятости.
В настоящее время основные действия в целях поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы молодежи должны быть направлены:
Содействие предпринимательской деятельности молодежи предполагает следующие меры: установление правового статуса молодежного, студенческого предприятия; предоставление льгот по кредитованию и налогообложению, обеспечение средствами производства, помещениями; страхование их коммерческого риск: выдачу поручительств и гарантий; финансирование; обучение основам предпринимательства и содействие в разработке финансовых и учредительных документов; предоставление однократных субсидий на поддержание проектов, направляемых на расширение возможностей самообеспечения; освобождение молодых граждан от уплаты части налоговых сборов.
В
целях осуществления
В
1998 г. программа «Молодежная
Важным направлением работы становится создание совместно с органами образования специализированных центров социально-nрофессиональной реабилитации подростков, не достигших I6-летнего возраста, оставивших образовательные учреждения.
В Московской и Нижегородской областях органами службы занятости и образования на основе соучредительства созданы такие учебные центры, где эта категория молодежи с учетом возрастной психологии может получить общее среднее образование и профессиональные навыки.
В целях оказания молодежи дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, усиления взаимодействия с работодателями по увеличению числа сообщаемых ими вакансий для молодежи органами службы занятости про водятся не только ярмарки вакансий рабочих мест, но и специальные ярмарки вакансий ученических рабочих мест. Наибольшей эффективности при реализации этой программы добиваются в тех регионах, где проводится их специальная ориентация (например, на подростков, молодых демобилизованных воинов, молодые семьи или выпускников учебных заведений). [Старовойтова Л.И. и др., 2001г.]
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения является одним из важнейших направлений активной политики содействия занятости молодежи. Главной задачей этого направления является повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда через приобретение ими новых или углубление имеющихся профессиональных знаний и навыков в целях последующего трудоустройства.
В первом полугодии 1998 г. службой занятости направлено на профессиональное обучение 74,8 тыс. человек, или 8,4% из числа безработной молодежи. Из числа обученной молодежи было трудоустроено более 65 тыс. человек.
В целом по Российской Федерации более 350 тыс. подростков участвовали во временных работах, организованных и финансированных органами службы занятости (в 1998 г. региональными органами службы занятости было трудоустроено на временные работы более 1 млн несовершеннолетних граждан).
В рамках про граммы «Временная занятость несовершеннолетних граждан» трудоустроено 371,9 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Во многих территориях органами по вопросам занятости разрабатываются региональные nрограммы трудоустройства несовершеннолетнux граждан. Эти вопросы включаются в специальные молодежные и другие программы, действующие при поддержке и под контролем администрации регионов.
При возрастающей ограниченности средств на проведение активных мероприятий на рынке труда во многих территориях начинает использоваться принцип приоритетности для таких категорий несовершеннолетних, как дети-сироты, дети из многодетных семей, дети бе
В 13 территориях на летний период в помощь специалистам территориальных органов по вопросам занятости по договору на организацию общественных работ было создано 112 временных структур (организация временного найма), решавших практические вопросы организации трудоустройства несовершеннолетних. В Иркутской области в 1998 г. организация временной занятости проводилась на конкурсной основе. Было разработано «Положение о конкурсе программ работодателей Иркутской области по организации временной занятости молодежи в свободное от учебы время» (утверждено решением Координационного комитета содействия занятости молодежи). Органами службы занятости была принята 441 программа для 29,9 тыс. человек. Все программы имели социальную направленность и возможность трудоустройства подростков, особенно нуждающихся в социальной защите. Основные цели проектов - привлечение молодежи к решению проблем сохранения живой природы, воспитания чувства патриотизма, формирования экологической культуры личности.
В Красноярском крае особое внимание уделяется трудоустройству подростков из семей безработных, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам.
Органы службы занятости в крае являются самой активной и заинтересованной стороной по временному трудоустройству подростков. Совместно с Управлением внутренних дел реализуется программа по предупреждению правонарушений; совместно с Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних они участвуют в комплексной программе «Подросток»; с администрацией области - в программе «Организация школьных лесничеств». Победителям программ будет предоставлена возможность поступления в Сибирский технологический институт вне конкурса. В целом по краю трудоустроено 9, 3 тыс. человек.
В Алтайском крае приоритетным правом на обеспечение работой в летний период пользуются дети-сироты, дети безработных граждан, дети из неполных и многодетных семей, а также подростки, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. В соответствии с постановлением администрации «О дополнитeльныx гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся' без попечения родителей» Департаментом занятости края бьшо разработано и направлено в органы службы занятости «Практическое пособие для принятия оперативных и перспективных мер по содействию занятости, защите трудовых прав детей сирот , обратившихся в службу занятости».