Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:22, реферат
Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]
Введение……………………………………………………………………3
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
Решение проблем занятости молодежи…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………28
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Факультет гуманитарного образования
Кафедра
социальной работы
РЕФЕРАТ
Социальные
проблемы занятости молодежи
Факультет: ФГО
Студент: Дербугова К.
Преподаватель:
Бабицкая
Новосибирск, 2008
Содержание:
Введение…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы ………………………………………………………28
Введение
Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]
По своей сущности занятость – это активное, деятельное, творческое отношение субъекта занятости к своей жизнедеятельности, ее смыслу, содержанию и целям.
Занятость – не только наделение работников местами для оплачиваемой работы, но и показатель совокупного трудового потенциала общества, включенного в решающую сферу его жизнедеятельности. [Боровиков В.С. и др., 2001г.]
Работа
– та основа, на которой строится
подавляющего большинства молодежи ее
сегодняшнее материальное благосостояние.
Что же представляют собой молодые россияне,
как работники, и насколько оправданно
их привилегированное положение на рынке
труда?
1
Профессиональная
ориентация и трудовая
занятость молодежи:
данные социологических
исследований
В настоящее время молодежь обладает заметно более высоким уровнем образования, чем старшее поколение. И хотя почти каждый десятый молодой человек бросил институт, не закончив его, все де каждый третий из числа опрошенных имел законченное высшее образование.
Готовность
к смене характера
Эти результаты можно интерпретировать как весьма плачевные в смысле разбазаривания квалифицированного потенциала населения. Но, с другой стороны, в условиях, когда система образования оказывается не способна готовить специалистов в соответствии с запросами рынка труда, без готовности людей, прежде всего молодых, к смене специальности на индивидуальном уровне. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]
Падение
«престижности» и «доходности» в
общественном мнении молодежи ряда специальностей
не означает падение престижности и
доходности квалифицированного труда
вообще, а означает лишь смену приоритетов
в рамках специальностей квалифицированного
и высококвалифицированного труда. Это
хорошо видно на примере ответов молодежи
на открытый вопрос о наиболее престижных
и прибыльных профессиях (рис. 1 и 2)
Рис.1
Какие профессии считают
в настоящее время наиболее
престижными молодое
поколение, %
Рис.2
Какие профессии считают
наиболее прибыльными
сегодня молодое поколение, %
Обобщая, можно сделать вывод, что молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к рыночной экономике.
В
тоже время престижность работы является
отнюдь не главным при выборе молодыми
россиянами места работы (рис. 3)
Рис.3 Требования к работе, которые могли бы устроить молодежь, %
На ряду с требованием хорошей оплаты, характерным для молодых людей оказывается содержание работы, ее «интересность». Среди молодежи интересную работу высокому заработку предпочли 59,0%. Возможность профессионального роста важна для каждого четвертого молодого россиянина, возможность сделать быструю карьеру – для 11,2% молодежи.
Дополняют
картину представлений молодежи
о хорошей работе и трудовых мотивациях
ответы на вопрос о том, что в первую
очередь помогает ее получить (табл.
1)
Молодежь | Что помогает получить хорошую работу? |
62,4 | наличие высокой квалификации, знаний |
22,5 | готовность трудиться с полной отдачей |
34,3 | инициативность, предприимчивость |
23,4 | умение ладить с начальством |
20,6 | дисциплинированyость, исполнительность, ответcтвенность |
28,1 | обладание специальностью |
62 | связи и знакомства |
Источник: Социологическое
исследование
Для молодых россиян более значимы и такие факторы, как инициативность и готовность трудиться с полной отдачей сил. Особенно наглядно это проявляется у той части молодежи, которая работает в частном секторе (рис.4)
Рис.4
Мнение молодежи, занятой
на предприятиях различных
форм собственности,
о том, что помогает
сегодня получить хорошую
работу, %
В то же время молодежь понимает, что устроиться на хорошую работу без связей и знакомств, даже при наличии у работника самых замечательных качеств, весьма проблематично.
Готовность ориентироваться на требования рынка труда отражается и в предпочтениях молодежи по отношению к различным секторам экономики. Основная часть молодежи ориентирована на работу в частном секторе экономики. При этом приоритет отдается инофирмам, частым российским предприятиям и занятиям предпринимательством. В государственном секторе экономики хотел бы работать лишь каждый шестой молодой россиянин. В основном это те, кто невольно ориентирован на работу в госсекторе в силу особенностей своей специальности. Так, склонны работать на государственных предприятиях почти половина (45,5%) имеющих ученую степень или обучающихся в аспирантуре. Однако и из этой категории работников 36,6% хотели бы работать на частных предприятиях, в том числе 27,3% - в инофирмах. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]
Выгодно
отличающие молодежь уровень квалификации,
характер трудовых мотиваций, а также
готовность учитывать требования рынка
труда (согласие на переквалификацию,
ориентация на работу в негосударственном
секторе экономики, предъявляющем основной
спрос на высокооплачиваемую рабочую
силу, престижность наиболее «рыночных»
профессий и т.п.) дополняются заметно
большей распространенностью тех знаний,
навыков и умений, которые высоко ценятся
на современном рынке труда. Речь идет
в первую очередь о навыках работы на компьютере,
общения на иностранных языках, вождения
автомобиля (рис.5 - 7)
Рис.5 Владение иностранным языком у молодежи, %
Рис.6
Владение навыками работы
на компьютере у молодежи, %
Рис.7
Владение навыками вождения
автомобиля у молодежи, %
Обращает на себя внимание не только то, что среди молодежи вдвое больше тех, кто может работать на компьютере, и в полтора раза – имеющих навыки общения на иностранном языке, но и то, она гораздо активнее приобретает эти навыки. Каждый четвертый молодой россиянин осваивает в настоящее время компьютер и учит иностранный язык, каждый седьмой – приобретает навыки вождения транспортных средств.
Стремление молодежи к активному освоению знаний, навыков и умений, необходимых для успешной конкуренции на рынке труда, проявилось и в ответах на вопрос о желании уехать за рубеж. Число желающих уехать за рубеж на стажировку или учебу среди молодежи достигает 27,7%. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]
С
состоянием рынка труда связана
и такая важнейшая объективная
характеристика, как наличие вторичной
занятости молодежи, о которой будет рассказано
в следующем разделе.
2
Вторичная занятость
учащейся молодежи:
мнение экспертов
Системный кризис, переживаемый Россией последние 5 лет, сопровождается возникновением новых и обострением имевшихся ранее противоречий. К числу наиболее уязвимых групп населения относится молодежь. На проблемы социализации накладываются трудности, вызванные переоценкой сложившихся традиций, норм и ценностей, Одним из последствий является изменение важнейшей функции молодежи как "преемника" и смены старшего поколения.
Социологи зафиксировали снижение ориентации учащейся молодежи на профессии, связанные с материальным производством, увеличение доли тех, кто не учится и постоянно нигде не работает, падение престижа высшего образования и образования вообще. Исключение составляет узкий спектр "престижных" профессий (менеджер, финансист, юрист, экономист и т.п.), которые косвенно связаны с производством материальных благ.
Молодежи нелегко устоять перед искушением получать значительные суммы денег, не прибегая к профессиональному труду, требующему определенной квалификации и длительного обучения. Зарабатывая легкие деньги и не обременяя себя нормами морали, эта часть молодежи, с одной стороны, рано получает экономическую самостоятельность, а с другой - убеждается в бессмысленности продолжения образования, требующего больших интеллектуальных и физических усилий, которые не всегда и не сразу сулят достойное материальное вознаграждение. [Тавокин Е.П., 1999г.]
Происходящие в российском обществе сдвиги обусловливают противоречивые тенденции в сознании и поведении молодежи. Сохраняется традиционно высокая ориентация на получение высшего образования (за последние 5 лет произошло лишь незначительное снижение его уровня). Вместе с тем наблюдается растущее нежелание включаться в сферу материального производства. С одной стороны, у молодежи доминирует стремление к богатству, а с другой - она ощущает невозможность его достижения легальными способами и через традиционную трудовую деятельность.
Если раньше в процессе самоопределения молодые люди могли опереться на опыт предшествующих поколений, то сейчас они лишены такой возможности и вынуждены осваивать новый социальный опыт, полагаясь прежде всего на самих себя. Из-за коммерциализации системы образования качество и тип получаемого образования определяется не личными способностями, а социальным положением родителей.