Социальные проблемы занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
Решение проблем занятости молодежи…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат-Занятость.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

Факультет гуманитарного образования 

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Социальные  проблемы занятости молодежи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет: ФГО

Студент: Дербугова К.

Преподаватель: Бабицкая  
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2008

   Содержание:

      Введение……………………………………………………………………3

  1. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
  2. Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
  3. Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
  4. Решение проблем занятости молодежи…………………………………16

    Заключение………………………………………………………………..27

    Список  литературы ………………………………………………………28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]

      По  своей сущности занятость – это активное, деятельное, творческое отношение субъекта занятости к своей жизнедеятельности, ее смыслу, содержанию и целям.

      Занятость – не только наделение работников местами для оплачиваемой работы, но и показатель совокупного трудового потенциала общества, включенного в решающую сферу его жизнедеятельности. [Боровиков В.С. и др., 2001г.]

      Работа  – та основа, на которой строится подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Что же представляют собой молодые россияне, как работники, и насколько оправданно их привилегированное положение на рынке труда? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Профессиональная  ориентация и трудовая  занятость молодежи: данные социологических исследований 

      В настоящее время молодежь обладает заметно более высоким уровнем образования, чем старшее поколение. И хотя почти каждый десятый молодой человек бросил институт, не закончив его, все де каждый третий из числа опрошенных имел законченное высшее образование.

      Готовность  к смене характера деятельности, которая является сегодня едва ли не главным фактором успешного трудоустройства в условиях структурной перестройки экономики, у молодежи очень высока. Только 51,2% молодежи работают по специальности, которую они получили в учебном заведении. Из остальных половина сменила специальность после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав осваивать другую специальность.

      Эти результаты можно интерпретировать как весьма плачевные в смысле разбазаривания квалифицированного потенциала населения. Но, с другой стороны, в условиях, когда система образования оказывается не способна готовить специалистов в соответствии с запросами рынка труда, без готовности людей, прежде всего молодых, к смене специальности на индивидуальном уровне. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]

      Падение «престижности» и «доходности» в  общественном мнении молодежи ряда специальностей не означает падение престижности и  доходности квалифицированного труда  вообще, а означает лишь смену приоритетов  в рамках специальностей квалифицированного и высококвалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях (рис. 1 и 2) 

Рис.1 Какие профессии считают в настоящее время наиболее престижными молодое поколение, % 

 
 
 

Рис.2 Какие профессии считают наиболее прибыльными сегодня молодое поколение, % 

 

     Обобщая, можно сделать вывод, что молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к рыночной экономике.

      В тоже время престижность работы является отнюдь не главным при выборе молодыми россиянами места работы (рис. 3) 

Рис.3 Требования к работе, которые могли бы устроить молодежь, %

     На  ряду с требованием хорошей оплаты, характерным для молодых людей  оказывается содержание работы, ее «интересность». Среди молодежи интересную работу высокому заработку предпочли 59,0%. Возможность профессионального  роста важна для каждого четвертого молодого россиянина, возможность сделать быструю карьеру – для 11,2% молодежи.

      Дополняют картину представлений молодежи о хорошей работе и трудовых мотивациях ответы на вопрос о том, что в первую очередь помогает ее получить (табл. 1) 

Молодежь Что помогает получить хорошую работу?
62,4 наличие высокой  квалификации, знаний
22,5 готовность трудиться  с полной отдачей
34,3 инициативность, предприимчивость
23,4 умение ладить с  начальством
20,6 дисциплинированyость, исполнительность, ответcтвенность
28,1 обладание специальностью
62 связи и знакомства

Источник: Социологическое  исследование 

     Для молодых россиян более значимы  и такие факторы, как инициативность и готовность трудиться с полной отдачей сил. Особенно наглядно это проявляется у той части молодежи, которая работает в частном секторе (рис.4)

Рис.4 Мнение молодежи, занятой на предприятиях различных форм собственности, о том, что помогает сегодня получить хорошую работу, % 

     В то же время молодежь понимает, что устроиться на хорошую работу без связей и знакомств, даже при наличии у работника самых замечательных качеств, весьма проблематично.

      Готовность  ориентироваться на требования рынка  труда отражается  и в предпочтениях  молодежи по отношению к различным секторам экономики. Основная часть молодежи ориентирована на работу в частном секторе экономики. При этом приоритет отдается инофирмам, частым российским предприятиям и занятиям предпринимательством. В государственном секторе экономики хотел бы работать лишь каждый шестой молодой россиянин. В основном это те, кто невольно ориентирован на работу в госсекторе в силу особенностей своей специальности. Так, склонны работать на государственных предприятиях почти половина (45,5%) имеющих ученую степень или обучающихся в аспирантуре. Однако и из этой категории работников 36,6% хотели бы работать на частных предприятиях, в том числе 27,3% - в инофирмах. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]

     Выгодно отличающие молодежь уровень квалификации, характер трудовых мотиваций, а также готовность учитывать требования рынка труда (согласие на переквалификацию, ориентация на работу в негосударственном секторе экономики, предъявляющем основной спрос на высокооплачиваемую рабочую силу, престижность наиболее «рыночных» профессий и т.п.) дополняются заметно большей распространенностью тех знаний, навыков и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда. Речь идет в первую очередь о навыках работы на компьютере, общения на иностранных языках, вождения автомобиля (рис.5 - 7) 

Рис.5 Владение иностранным языком у молодежи, %

Рис.6 Владение навыками работы на компьютере у молодежи, % 

Рис.7 Владение навыками вождения автомобиля у молодежи, % 

 

     Обращает  на себя внимание не только то, что среди  молодежи вдвое больше тех, кто может  работать на компьютере, и в полтора  раза – имеющих навыки общения  на иностранном языке, но и то, она  гораздо активнее приобретает эти  навыки. Каждый четвертый молодой россиянин осваивает в настоящее время компьютер и учит иностранный язык, каждый седьмой – приобретает навыки вождения транспортных средств.

      Стремление  молодежи к активному освоению знаний, навыков и умений, необходимых для успешной конкуренции на рынке труда, проявилось и в ответах на вопрос о желании уехать за рубеж. Число желающих уехать за рубеж на стажировку или учебу среди молодежи достигает 27,7%. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]

     С состоянием рынка труда связана  и такая важнейшая объективная  характеристика, как наличие вторичной занятости молодежи, о которой будет рассказано в следующем разделе.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов 

     Системный кризис, переживаемый Россией последние 5 лет, сопровождается возникновением новых и обострением имевшихся ранее противоречий. К числу наиболее уязвимых групп населения относится молодежь. На проблемы социализации накладываются трудности, вызванные переоценкой сложившихся традиций, норм и ценностей, Одним из последствий является изменение важнейшей функции молодежи как "преемника" и смены старшего поколения.

     Социологи зафиксировали снижение ориентации учащейся молодежи на профессии, связанные  с материальным производством, увеличение доли тех, кто не учится и постоянно  нигде не работает, падение престижа высшего образования и образования вообще. Исключение составляет узкий спектр "престижных" профессий (менеджер, финансист, юрист, экономист и т.п.), которые косвенно связаны с производством материальных благ.

     Молодежи  нелегко устоять перед искушением получать значительные суммы денег, не прибегая к профессиональному труду, требующему определенной квалификации и длительного обучения. Зарабатывая легкие деньги и не обременяя себя нормами морали, эта часть молодежи, с одной стороны, рано получает экономическую самостоятельность, а с другой - убеждается в бессмысленности продолжения образования, требующего больших интеллектуальных и физических усилий, которые не всегда и не сразу сулят достойное материальное вознаграждение. [Тавокин Е.П., 1999г.]

     Происходящие  в российском обществе сдвиги обусловливают  противоречивые тенденции в сознании и поведении молодежи. Сохраняется традиционно высокая ориентация на получение высшего образования (за последние 5 лет произошло лишь незначительное снижение его уровня). Вместе с тем наблюдается растущее нежелание включаться в сферу материального производства. С одной стороны, у молодежи доминирует стремление к богатству, а с другой - она ощущает невозможность его достижения легальными способами и через традиционную трудовую деятельность.

     Если  раньше в процессе самоопределения  молодые люди могли опереться  на опыт предшествующих поколений, то сейчас они лишены такой возможности  и вынуждены осваивать новый социальный опыт, полагаясь прежде всего на самих себя. Из-за коммерциализации системы образования качество и тип получаемого образования определяется не личными способностями, а социальным положением родителей.

Информация о работе Социальные проблемы занятости молодежи