Социальные проблемы занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
Решение проблем занятости молодежи…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Реферат-Занятость.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Источник: Социологическое  исследование 
 
 

     Таким образом, представленные материалы позволяют сделать определенные выводы. Отношение учащейся молодежи к вторичной, в том числе сезонной занятости, определяется не только ее субъективными ориентациями, но прежде всего теми возможностями, которые ей может предложить рынок труда; на этом рынке наиболее привлекательными для молодежи являются непроизводственные структуры: коммерция, финансы, посредничество, спекуляция, разовые услуги и т.д. Молодежные биржи труда пока не нашли эффективных методов работы с учащейся молодежью, их деятельностью охвачено менее 2%. Видимо, необходимо обратить внимание на пропаганду этих учреждений в учебных заведениях, уточнить их функции, укрепить материальную базу, расширить формы работы. Имеется настоятельная необходимость разработки региональных программ в сфере молодежной политики, в том числе по обеспечению рабочими местами как выпускников школ, ПТУ, техникумов, вузов, так и вторичной занятости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

     3 Пути совершенствования  трудоустройства  молодежи 

      В основе совершенствования работы по трудоустройству и поддержке занятости молодежи службой занятости должны лежать:

  • увеличение объема производства продукции и услуг во всех отраслях материального производства;
  • создание информационной базы о характере проблемы для планирования действий;
  • профессиональное обучение;
  • взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги по содействию в трудоустройстве молодежи, в том числе на организацию специальных технических рабочих мест;
  • развитие профориентационных услуг и предоставление возможности получения профессионального образования;
  • создание с участием молодежных организаций, органов исполнительской власти специализированных молодежных бирж труда, центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников образовательных учреждений, включая лиц, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка и реализация целевых программ обеспечения занятости выпускников образовательных учреждений.
 

      В последние годы начали развиваться  формы студенческой самоорганизации  в сфере работы: создаются фирмы и организации, занимающиеся трудоустройством студентов и выпускников вузов, сбором и распространением среди них информации о возможных местах и предлагаемых условиях работы, организующие проведение «Дней карьеры» и других форм контактов между студентами и работодателями. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]

      Важность  вопросов, связанных с занятостью молодежи, очевидна, ведь именно молодое  поколение определяет состояние и развитие трудовых ресурсов и экономики страны в перспективе.

      Известно, что статус безработного могут получить лица не моложе 16 лет, но молодые люди в возрасте 14-16 лет, ищущие работу, не редкость на рынке труда. Однако отсутствие элементарной профессиональной подготовки делает их практически неконкурентоспособными и затрудняет трудоустройство. [Волков Ю.Г. и др., 2001г.]

      Устойчивый  рост безработицы, повышение требований работодателей к уровню квалификации вновь принимаемых на работу резко  обострили проблему трудоустройства молодых граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Решению некоторых проблем молодежи на рынке труда поможет разработка концепции занятости молодежи в России, реализация которой подразумевает проведение ряда важнейших мероприятий, направленных на снижение молодежной безработицы.

      4 Решение проблем занятости молодежи

   Молодежная  безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения  в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой, именно эта специфичность – источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.

   Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются трудоустроится, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы  (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) при водят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая·молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы. [Старовойтова Л.И. и др.,2001г.]

   В марте текущего года молодежь составляла 38,8 % от общей численности безработных и 35,2 % от численности официально зарегистрированных безработных.

   Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число необучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике.

   Различные выплаты и пособия по безработице - это не единственно возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.

   В число первоочередных задач для ближайшей перспективы следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.

   В рамках Федеральной программы занятости  намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них - создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет внедрения современных обучающих программ, которые позволят им легче адаптироваться к рыночным отношениям.

   Основные направления мер, которые могут быть предусмотрены на ближайшие годы, должны отвечать одному общему требованию - максимально содействовать включению молодежи в трудовую деятельность в сфере официальной экономики. Применительно к молодежи уже сейчас должна претворяться в жизнь в полной мере активная политика содействия занятости. Она, как известно, включает широкий спектр мер, применяемых во всем мире. [Старовойтова Л.И. и др., 2001г.]

  Учитывая  достаточно высокий уровень незанятости  среди подростков, территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:

  • квотирование и создание (с участием службы занятости) рабочих мест;

организация при областных центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости;

  • организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;
  • увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
  • организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, общественных работ в сельском хозяйстве, торговле, а также в различных фондах и общественных организациях.

  В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы переподготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д.

  Незанятость молодежи характеризуется не только ростом количественных показателей, но и качественным несоответствием ,образования, полученного человеком, сфере дальнейшей деятельности. Чрезвычайно отрицательно на мировосприятии молодого специалиста сказывается необходимость заняться торговлей или другой деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используются не только интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные средства, но и эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда. [Старовойтова Л.И. и др., 2001г.]

     Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению  баланса воспроизводства рабочей силы и подрывy нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.

     Дело  в том, что в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, колледжах) исчезли из программ предметы трудового и профессионального обучения. Для определенной части подростков учеба потеряла всякий интерес, ибо они зарабатывают больше, чем их образованные родители.

     Государство из года в год закладывает в  бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения  образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно СТ. 19 Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно. Имеющиеся противоречия в законодательстве, нечеткое регулирование трудовых отношений подростков негативно сказываются на решении вопроса трудоустройства несовершеннолетних. КЗоТ разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении им 16-летнего возраста.

     Не  имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 млн), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарушителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности.

     Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система, начального профессионального образования. Хроническое недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Государству необходимо разработать про граммы по реабилитации системы начального профессионального образования, поскольку стоимость содержания безработного превышает содержание учащихся.

Информация о работе Социальные проблемы занятости молодежи