Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:22, реферат
Численность занятых в экономике является одним из важнейших макроэкономических показателей и отражает величину совокупного спроса на труд при данных условиях. При данной производительности труда она во многом определяет общий объем производства благ и услуг. Понимание базовых процессов и тенденций в сфере занятости является фундаментальным условием для выработки адекватной экономической и социальной политики. В то же время эволюция масштаба и структуры занятости недостаточно изучена, а информация о них противоречива. [Обзор занятости…, 1991-2000г.]
Введение……………………………………………………………………3
Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи……....4
Вторичная занятость молодежи: мнение экспертов……………………..9
Пути совершенствования трудоустройства молодежи………………...15
Решение проблем занятости молодежи…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………28
Для изучения проблемы ценностных ориентаций учащейся молодежи, а также вопросов ее трудоустройства (вторичная и сезонная занятость, общественные работы), в феврале-марте 1995г. в четырех регионах (Новосибирская, Кировская, Ивановская области и Ставропольский край) было проведено пилотажное исследование, в рамках которого опрошено 1 796 человек в возрасте 14-22 лет и 157 экспертов (состав экспертов: органы исполнительной власти - 22,3%, биржа труда общего типа14,6%, биржа труда молодежная - 4,7%, предприятия со смешанной собственностью12,7%, предприятия с частной собственностью - 14%, государственные предприятия18,5%, другие - 13,4%).
Наибольшего
единодушия эксперты достигли в ответах
на вопрос о том, следует ли стимулировать
расширение рынка труда учащейся
молодежи (положительно ответили 87%), Основной
аргумент - соображения этико-
К числу наиболее эффективных способов решения проблемы относят организованные формы трудоустройства: через руководство учебных заведений (42,2%) либо через молодежные биржи труда (39,6%).Свободному трудоустройству отведено третье место со значительным отрывом (20,1 %).
Каковы
возможности вторичной занятости учащейся
молодежи? Оказывается, они не так уж малы
(табл. 2)
Таблица 2
Потенциальная
доля рабочих мест
для учащейся молодежи
на предприятиях (в %
от общего количества
рабочих мест)
Вторичная занятость | Нет ответа | Нет возможности | Менее 1% | 1 - 4% | 5% и более |
школьники 12-14лет | 32 | 54 | 5,1 | 4,4 | 3,8 |
школьники 15-16лет | 30 | 50 | 11 | 3,8 | 5,1 |
учащиеся ПТУ 14-17лет | 31 | 44 | 11 | 7,7 | 5,7 |
студенты 14-17лет | 32 | 42 | 11 | 10,2 | 4,5 |
студенты 18-22лет | 28 | 29 | 20 | 12,3 | 11 |
Источник:
Социологическое исследование
Как
видим, общее число предприятий,
где имеется возможность
С сезонной
занятостью ситуация несколько лучше
(табл. 3)
Таблица 3
Доля
сезонных рабочих
мест для учащейся
молодежи на предприятиях
(в % от общего количества
рабочих мест)
Сезонная занятость | Нет ответа | Нет возможности | Менее 1% | 1-4% | 5% и более |
школьники 12-14лет | 29 | 40 | 12 | 7,6 | 11 |
школьники 15-16лет | 29 | 35 | 13 | 14,1 | 9,6 |
учащиеся ПТУ 14-17лет | 31 | 31 | 13 | 14,2 | 10 |
студенты 14-17лет | 30 | 22 | 14 | 21 | 12 |
студенты 18-22лет | 27 | 13 | 18 | 19,4 | 24 |
Источник: Социологическое исследование
Здесь диапазон колебания тех же показателей имеет гораздо более высокий уровень: от 30,6% (для. школьников 12-~4 лет) до 61,4% (для студентов 18-22 лет). Материалы экспертного' опроса позволяют сделать некоторые прогнозные оценки относительно динамики изменения числа рабочих мест, куда может быть привлечена учащаяся молодежь. Тенденции здесь противоречивы. Если в сфере вторичной занятости идет сокращение рабочих мест для всех групп учащейся молодежи (за исключением, пожалуй, студентов 18,.22 лет, где есть основания надеяться на стабильность), отражая общую ориентацию на свертывание отечественного производства, то количество сезонных (непостоянных, временных) рабочих место возрастает на 4-7%. В этом отражается склонность части руководителей предприятий переводить определенные рабочие места с постоянного на сезонный график.
Представляется
целесообразным сопоставить эти
экспертные данные с теми, которые получены
на основе ответов самой учащейся молодежи
об уровне ее вторичной занятости (табл.
4)
Таблица 4
Структура
вторичной занятости
в региональном и
поселенческом разрезе,
(%)
Сферы вторичной занятости | В целом | Регионы | Тип поселения | ||||
Кировская обл. | Новосибирская обл. | Ивановская обл. | Ставропольский край | областной центр | большое село | ||
Работа по найму | 12,9 | 14,1 | 12,7 | 10,2 | 10,1 | 13,6 | 10,1 |
Оплач-ая досуговая деят-ть | 7,9 | 4,5 | 5,7 | 12,2 | 8,5 | 8,4 | 5,7 |
Сезонная занятость | 3 | 2,3 | 2,9 | 4,9 | 1,5 | 3,2 | 4,2 |
Источник:
Социологическое исследование
В структуре вторичной занятости преобладает работа по найму в государственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, коммерческих структурах (12,9%). Региональные колебания незначительны. Численность учащихся, занятых оплачиваемой досуговой деятельностью (мелкий бизнес, различные формы ИТД и т.п.), почти в 2 раза меньше. И уж совсем незначительна доля учащихся, привлекаемых на сезонные работы. Среди сельской молодежи она почти так же низка (4,2%), как и в областном центре (3,2%). Отметим две причины. Первая в том, что потребность в сезонных работах, как правило, возникает в летнее время, Т.е. во время каникул. Однако большинство учащихся весьма дорожит своим отдыхом и предпочитает жертвовать свободным временем лишь в учебный период, часто за счет снижения успеваемости и физического перенапряжения. Вторая причина в том, что сезонные работы низко оплачиваются. [Тавокин Е.П., 1999г.]
Таким образом, подтверждается исходное предположение о высокой ориентации молодежи на учебу (лишь 11 % отвергают важную роль образования в своей жизни). Но при этом обнаруживается тенденция рассматривать образование не столько как самодостаточную ценность, сколько как средство получения максимальных материальных благ и удовольствий. Среди всех категорий учащихся наибольшей ценностью в человеке признается умение делать деньги (средний коэффициент по 5-балльной шкале у студентов - 3,6; школьников - 3,85; учащихся ПТ'У - 4,1; учащихся техникумов - 4,16). Это подтверждает и иерархия мотивов, 'побуждающих учащихся совмещать работу и учебу: желание быть независимым - 56%, желание создать собственное дело - 41 %, стремление помочь родителям - 37%, профессиональные интересы - 32%, желание не отставать от других - 25%, необходимость создать семью 24%, нужда - 17%, необходимость оплачивать учебу - 11 %.
В структуре ценностного отношения учащихся к условиям труда в сфере вторичной занятости с 3-го на 1-е место переместилась "оплата труда" (82,3%), существенно отодвинув на 2-е и 3-е места "содержание" (70%) и "условия труда" (69%). Это свидетельствует о трансформации традиционных духовных ценностей.
Наличие объективных предпосылок для организации вторичной занятости учащейся молодежи - необходимое, но далеко не достаточное условие решения этой проблемы. По мнению большинства экспертов (67,5%) вовлечение учащихся во вторичную занятость должно подкрепляться определенным социальным механизмом. Таковым может быть соответствующая система льгот на предприятиях и в организациях. Наиболее предпочтительными, по мнению экспертов, являются система доплат (48,6%), установление гарантированного минимума оплаты труда (36,4%), введение повышенных тарифных ставок (35,5%).
Особо следует выделить вопрос о привлечении учащихся к общественным работам.
Наиболее предпочтительная основа организации общественных работ - долговременные договоры между руководством учебных заведений и администрацией территорий или предприятий (40%). За разовые договоры такого же типа высказались 30% экспертов. Вариант, когда различные учреждения привлекают молодых людей к выполнению таких работ напрямую (через рекламу, лично и т.п.), поддержал 21% экспертов (табл. 5)
Таблица 5
Целесообразность
привлечения учащейся
молодежи к выполнению
общественных работ
на платной основе,
(%)
Категория молодежи | Нет ответа | Безусловно "да" | По необходимости | Безусловно "нет" |
школьники 12-14лет | 6,4 | 42 | 32,5 | 19,1 |
школьники 15-16лет | 5,7 | 52,2 | 33,1 | 8,9 |
учащиеся ПТУ 14-17лет | 10,2 | 52,9 | 32,5 | 4,5 |
студенты 14-17лет | 11,5 | 55,4 | 27,4 | 5,7 |
студенты 18-22лет | 11,5 | 52,9 | 24,4 | 11,5 |
Источник: Социологическое
исследование
Угроза стать безработным становится все более реальной, её начинают ощущать даже выпускники неполной средней школы. Величина «критической массы» безработной молодежи может привести к социальному взрыву. Меры, которые по мнению экспертов, необходимо предпринять для предотвращения возможности (по данной причине) социального взрыва (см. табл. 6)
Таблица 6
Меры
для предотвращения
социального взрыва
из-за молодежной безработицы (в %
от числа ответивших
экспертов)
Содержание мероприятий | % |
Создание дополнительных рабочих мест, расширение форм занятости молодежи | 50 |
Продуманная молодежная политика и законодательство | 46 |
Создание системы льгот для молодежи | 36 |
Изменение экономического курса. Стабилизация и развитие экономики | 12 |
Стимулирование обучения. Бесплатное обучение в вузах и техникумах | 12 |
Государственное распределение выпускников | 10 |
Улучшение системы профориентации | 6 |