Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.

Задачи курсовой работы:
выявить понятие и сущность социально-ориентированной экономики;
рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;
проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1 Сущность, черты, критерии классификации и основные модели социально-ориентированной рыночной экономики…………………………………………...6
2 Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь………………………………….15
3 Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ…………………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Социально-ориентированная рыночная экономика черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития.docx

— 128.45 Кб (Скачать)
  • создание условий мотивации к труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
  • усиление социальной направленности отраслевой структуры занятости населения;
  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностью экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • стимулирование роста занятости населения в сфере малого бизнеса, расширение предпринимательской инициативы граждан;
  • повышение качества рабочей силы;
  • удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня;
  • совершенствование системы защиты населения от безработицы на основе внедрения принципов социального страхования;
  • снижение уровня теневой занятости.

В связи с этим предстоит создать действенные стимулы для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства; новые рабочие места в сфере услуг, наукоемкие и высокотехнологичные производства; повысить конкурентоспособность рабочей силы на основе совершенствования системы профессиональной подготовки и опережающего переобучения кадров в соответствии с перспективными потребностями отраслей и регионов; повысить территориальную мобильность рабочей силы и легализовать неформальную занятость в экономике.

  1. Политика доходов населения должна быть направлена на решение следующих задач:
  • обеспечение роста реального уровня всех видов денежных доходов населения;
  • предотвращение углубления дифференциации доходов различных социальных групп населения;
  • повышение реальной заработной платы как основного источника денежных доходов, важного стимула трудовой деятельности;
  • формирование стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографическим изменениям;
  • совершенствование социальной защиты населения на основе усиления адресности оказания социальной помощи, развития системы поддержки семей с детьми, повышения эффективности и доступности социального обслуживания.
  1. Главные приоритеты в области оплаты труда – формирование экономических предпосылок для роста уровня реальной заработной платы работников, создание равных прав и условий на труд и его политику для всех субъектов хозяйствования.

Повышение оплаты труда предусматривается на основе дальнейшего совершенствования методов ее государственного, коллективно-договорного и рыночного регулирования; внедрения новых прогрессивных систем и форм оплаты труда; усиления связи оплаты труда с эффективностью хозяйствования организаций и результатами труда каждого работника.

  1. Совершенствование системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Главной целью развития национальной системы образования должно стать: повышение качества и уровня образованности граждан Республики Беларусь, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров, способных эффективно решать проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономики страны.

Для этого необходимо качественно обновить материально-техническую базу и  инфраструктуру образовательных учреждений и прежде всего на селе; продолжать технологическую модернизацию образования – информатизацию учебных заведений, опережающее внедрение современных коммуникационных и информационных технологий; обеспечить интеграцию образования, науки и производства; усовершенствовать системы непрерывного и дополнительного образования; укрепить международное сотрудничество и обеспечить интеграцию национальной системы образования в мировое образовательное пространство; совершенствовать законодательную базу функционирования образования; развивать систему многоканального финансирования учреждений образования всех уровней.

Особое  внимание должно быть уделено высшему образованию. Ключевыми направлениями его развития в предстоящем пятилетии должны стать: повышение качества подготовки специалистов и ее совершенствование в соответствии с запросами экономики, государства и общества; технологическая и техническая модернизация высшей школы; активное использование в учебном процессе инновационных технологий; внедрение систем менеджмента качества образования и сертификации деятельности высших учебных заведений на соответствие требованиям международных стандартов; экспорт образовательных услуг.

  1. Совершенствование пенсионной системы.

Основной целью совершенствования  пенсионной системы является повышение  уровня жизни пенсионеров на основе создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы. Целесообразно  принятие системы мер, в том числе  стимулирующего характера, направленных на продление трудового периода  и отдаление срока обращения  за пенсией. Для этого необходимо:

  • введение условно-накопительного механизма формирования пенсионных прав с целью усиления дифференциации пенсий в зависимости от объема и длительности финансирования пенсионной системы;
  • введение гибкого пенсионного возраста в комплексе с рациональными нормами, регулирующими выплату пенсий работающим;
  • дальнейшее развитие профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;
  • развитие программ добровольного дополнительного пенсионного страхования и привлечение к активному участию в них работодателей и работников.
  1. Главной целью социальной защиты населения является усиление социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и семей и создание условий для повышения уровня их жизни.

Среди основных задач: дифференциация социальной политики в отношении  различных групп и слоев населения; обеспечение принципа адресности при  оказании социальной помощи, предоставлении социальных услуг; количественное и  качественное развитие стандартов социального  обслуживания; комплексное содействие решению проблем каждого конкретного  человека, нуждающегося в социальной защите.

  1. Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии должна формироваться исходя из необходимости мобилизации и эффективного использованиия инвестиций с целью модернизации экономики на основе реализации более 500 проектов по созданию инновационных предприятий и прогрессивных производств. Новый аспект в инвестиционной политике должно получить внедрение принципов частно-государственного партнерства, что предусмотрено Совместным планом действий Правительства и Национального банка по достижению параметров прогноза на текущий год.
  2. Модернизация промышленности. Основная роль в достижении целей социально-экономического развития Республики Беларусь принадлежит промышленности. Главной целью ее развития является дальнейшая реструктуризация промышленно-производственного потенциала, освоение и производство новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспорта высокотехнологичных наукоемких ее видов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: совершенствование организационных форм субъектов хозяйствования, в том числе путем создания крупных национальных интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспорт ориентированных холдингов, совместных с ТНК производств; развитие научно-технического потенциала, необходимого для проектирования новых видов продукции, создания новых поколений техники и технологий в приоритетных отраслях; увеличение степени интеграции белорусского промышленного комплекса в мировую хозяйственную систему на основе расширения сотрудничества с зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями в разработке и реализации продукции, производстве ее отдельных компонентов; активизацию маркетинговой деятельности, необходимой для определения характеристик новых видов продукции, соответствующих спросу на рынках промышленно развитых стран; внедрение наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание экономических механизмов, стимулирующих ресурсосбережение, расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, диверсификацию поставок энергоресурсов в республику.

  1. Социально-экономическое развитие регионов страны.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе формирования инновационной экономики, более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов.

Основными задачами регионального развития являются:

    • повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет приоритетного развития отраслей и сфер деятельности, ориентированных на экспорт, импортозамещающих и других производств;
    • развитие эффективных направлений специализации экономики регионов, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг;
    • обеспечение сбалансированного воспроизводства и использования в регионах местных природных ресурсов;
    • повышение активности и ответственности местных органов управления и самоуправления при решении региональных проблем социально-экономического развития.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно  сделать следующие выводы. Концепция  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы представляет собой общий взгляд на развитие экономики и социальной сферы в предстоящем пятилетии, основывающийся на анализе современного положения страны, оценке внешних факторов экономического роста, учете основных положений разрабатываемых и реализуемых в республике программ и прогнозов научно-технического, социально-экономического, и экологического развития.[5]

Очередная пятилетка – специфическая. Во-первых, в этот период необходимо минимизировать негативные последствия мирового финансового кризиса 2008 и 2009 года, проявившегося в снижении спроса на отечественную продукцию на внешних рынках, падении объемов производства, прежде всего, промышленной продукции и ВВП. Во-вторых, потребуется разработать систему ответных мер на вызовы-угрозы, отражающие мировые тенденции экономического развития (усиление глобальной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы; появление новых центров мирового экономического развития в Азии и Латинской Америке; сохранение и возможное усиление дисбалансов в мировой торговле, движении капиталов; старение населения в развитых странах и интенсификация миграционных процессов; усиление влияния экологических факторов). В-третьих, необходимо решить проблемы экономического развития, связанные с выработкой эффективных направлений и механизмов перевода национальной экономики на инновационный путь развития. В-четвертых, обеспечить переход к внедрению в экономическую практику Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

В Концепции Программы-2015 в агрегированном виде с учетом указанных выше специфических  особенностей предстоящей пятилетки  определены цели и задачи развития национальной экономики и социальной сферы Беларуси, ее важнейших межотраслевых  комплексов, отраслей, регионов и видов  экономической деятельности, обоснованы важнейшие направления и приоритеты, широкомасштабные меры по их реализации. На базе Концепции, ее целевых ориентиров и основных положений будет разработан проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Результатом реализации Программы-2015 должен стать  переход к качественно новым  уровням развития национальной экономики  и благосостояния белорусского народа при сохранении благоприятной природной  среды для нынешних и будущих  поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, социально ориентированная  рыночная экономика-это высокоэффективная  открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием доходов, заинтересовывающем предпринимателей в расширении и совершенствовании  производства, а наемных работников в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам.

Были рассмотрены четыре модели социально-ориентированной  экономики: либеральная, консервативная, социал-демократическая и рудиментарная.

Либеральный режим основывается на приоритете рыночного механизма, относительно низком объеме ВВП, перераспределяемом через налоговую и бюджетную  систему (не более 40%), осуществлении  преимущественно пассивной политики на рынке труда, ориентированной  на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе частных и  общественных компаний в сфере производства частных услуг. Государственное  вмешательство незначительное.

Консервативный режим  основан на рыночной логике распределения, относительно большой доле перераспределяемого  ВВП (около 50%), ориентации на поддержание  полной занятости, развитой системе  социального диалога и партнерства. Существенное внимание уделяется проблемам  оказания социальной помощи и социального  обеспечения. Страховые фонды формируются  в основном за счет работодателей.

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития