Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.
Задачи курсовой работы:
выявить понятие и сущность социально-ориентированной экономики;
рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;
проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Сущность, черты, критерии классификации и основные модели социально-ориентированной рыночной экономики…………………………………………...6
2 Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь………………………………….15
3 Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ…………………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34
министерство образования республики беларусь
уо «белорусский государственный экономический университет»
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
курсовая работа
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития
Студент
ФЭУТ, ЗГТ-2,2 курс
Руководитель
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 34 с., 1 рис., 4 табл., 13 источников
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА, ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЕЖИМ, КОНСЕРВАТИВНЫЙ РЕЖИМ, СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, РУДИМЕНТАРНЫЙ РЕЖИМ, ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ, НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ, ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД , ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ, ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ
Объект исследования – социально-ориентированная рыночная экономика
Предмет исследования – модель социально-экономического развития Республики Беларусь
Цель работы – выявление условий формирования социально-ориентированной экономики, анализ модели социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь, определение проблем развития социально-ориентированной экономики республики и соответствующих перспектив.
Методы исследования: сравнительного анализа, системного подхода, исторический метод.
_________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Сущность, черты, критерии классификации и основные модели социально-ориентированной рыночной экономики…………………………………………...6
2 Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь………………………………….15
3 Основные проблемы и перспективы
социально-экономического развития РБ…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Введение
Девяностые годы XX века были судьбоносными для экономики Беларуси. Распался Советский Союз, рухнули прежние принципы организации и функционирования экономики, практически все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. Возникла необходимость в сжатые сроки создать собственную государственность, национальную банковскую систему, ввести национальную валюту, искоренить гиперинфляцию, насытить рынок элементарными потребительскими товарами, поддерживать отечественных производителей, сдерживать рост безработицы, защитить социально наиболее уязвимые слои населения, определить перспективную модель социально-экономического развития страны, овладеть навыками конкурирования на мировых рынках товаров и услуг.
Именно становление экономической системы рыночного типа выдвигает в число первоочередных такие вопросы, как преобразование механизма управления, изменение принципов мотивации труда. Актуальность этих вопросов для Республики Беларусь вызвана сложностью переходного периода, выбором пути социально-экономического развития, кризисом всех сфер общества, необходимостью создания собственной модели экономики. Использование в работе материала по Германии и Швеции обусловлено тем, что Республика Беларусь избрала в качестве направления развития формирование социально-ориентированной рыночной экономики. Опыт Швеции близок в том плане, что государству отводится место основной движущей силы развития экономической системы; избранной демократической властью делегируются полномочия по реализации национальных приоритетов развития. Немаловажен и опыт Германии, которая за считанные годы после Второй мировой войны осуществила переход от тоталитаризма к построению подлинно демократического общества, создала модель экономики, ориентированной на индивидуальную свободу, защиту и поощрение конкуренции, а также социальное партнерство.
В ходе написания курсовой работы использовались учебные пособия, нормативные документы, статистические данные, интернет источники.
Актуальность темы исследования курсовой работы связана с необходимостью определения целей и условий формирования социально - ориентированной рыночной экономики, опираясь на опыт других стран, в определении проблем и перспектив социально-экономического развития Республики Беларусь. Анализ этих вопросов даст не только четкую оценку идеям, использовавшимся при формировании хозяйства нашей Республики, но и поможет определить и сформулировать новые, наиболее созвучные времени и мировым тенденциям развития экономики государства.
Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.
Задачи курсовой работы:
1. Сущность, черты,
критерии классификации и
Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление – социально-ориентированная рыночная экономика. Целью преобразований в Беларуси и других странах СНГ является социально-ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. [3, с. 27]
Термин «социально-
Под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.[1, с. 290] Таким образом, можно констатировать следующие признаки данной модели социально-экономического устройства. Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан. Во-вторых, этой модели имманентна прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь творческий потенциал населения. В-третьих, социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.[1, с. 288]
Социализация экономики стала реальностью с 20 века. Многие исследователи признают ее настолько важной, что считают не только главной современной тенденцией, но и закономерностью общественного развития. Однако чтобы увидеть истоки социализации, следует заглянуть вглубь истории – 19 век. Тогда на фоне бурного развития капитализма и все более явственного проявления как его успехов, так и «острых углов» (нарастающего социального неравенства, безработицы, бедности, незащищенности широких слоев населения и т.д.) все острее и громче становится критика капитализма.[6, с.23]
В русле такой критики появилось и развивалось особое направление теории, названное «социальная экономика». И хотя оно разделилось на два течения, основные его взгляды можно свести к следующему:
1) критическая характеристика капитализма свободной конкуренции с точки зрения его социальных последствий: социальное неравенство, эксплуатация, безработица, угнетение женщин и т.п.;
2) критическое отношение к частной собственности: от частичного до полного ее отрицания;
3) отказ от идеи непримиримости и антагонизма классов, признания возможности их сотрудничества;
4) возможность решения социальных проблем связывалась не с классовой борьбой, а с воздействием на социально-экономические процессы;
5) признание необходимости активной политики государства социально-экономической области как особой его миссии.
Основные функции социально-
1) функция создания условий для более широкого удовлетворения потребностей социально-рыночной экономики
2) функция социальной защиты тех, кто оказался в силу ряда объективных причин вне рыночной «игры» (дети, безработные и т.п.);
4) повышения благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны;
Опыт многих стран и развивающаяся теория позволяют вывести основные принципы социальной рыночной экономики:
Главными составляющими компонентами социальной рыночной экономики является: