Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.
Задачи курсовой работы:
выявить понятие и сущность социально-ориентированной экономики;
рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;
проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Сущность, черты, критерии классификации и основные модели социально-ориентированной рыночной экономики…………………………………………...6
2 Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь………………………………….15
3 Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ…………………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34
Третья черта рассматриваемой модели – перераспределение собственности и доходов. Как известно, в рыночной экономике доход рассматривается как плата за использование производственных факторов – труда (в статистике Германии принято говорить о «доходах от несамостоятельных видов деятельности») и капитала («доходы от предпринимательской деятельности и имущества», то есть прибыль, процент, арендная плата).
Еще одной чертой рассматриваемой немецкой модели социального рыночного хозяйства является соучастие работников в управлении предприятием. Закон об уставе предприятия 1972 г. ввел институт советов предприятий, а Закон о соучастии в управлении 1974 г. обязал крупные предприятия до половины мест в наблюдательных советах предоставлять наемным работникам и их представителям. Таким образом, модель социального рыночного хозяйства получила важный момент стабилизации отношений в обществе, поскольку таким образом можно снимать противоречия между собственниками, управляющими и наемными работниками.
Итак, социально ориентированная рыночная экономика-это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающем предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам.
Белорусская модель экономики схожа с немецкой и шведской по следующим принципам: социальное равенство, поощрение конкуренции, полная занятость, социальная политика, поощрение предпринимательства, профсоюзная политика, стимулирование трудовой деятельности. Но все же в белорусской модели, по сравнению с западными, невысокий уровень жизни, наблюдается нестабильность уровня цен, нединамический рост экономики.
2 Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь
К настоящему времени сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Первая предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества. Ее авторы опираются на монетаристскую концепцию, утверждающую, что преобразования должны происходить с минимальным участием государства. Основными направлениями преобразований по этой концепции являются либерализация цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий. Другие меры включают переход к конвертируемости отечественной валюты, приватизацию государственных предприятий и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. Государство при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Это направление получило название «шоковая терапия». [3, с. 35]
Шоковый вариант применяется
для того, что достичь критической
массы быстрых реформ и, закрепив
их результаты, завоевать доверие
населения. Он эффективен в случае необходимости
быстрого преодоления тяжелого финансового
положения и острого товарного
дефицита в стране. Такой вариант
предусматривает либерализацию
цен, ведущую к инфляционному
взрыву, и обычно вызывает резкое первоначальное
ухудшение уровня жизни населения,
и поэтому требует
Сущность второго направления – постепенное создание рыночных отношений. Вторая концепция предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих структур. Авторов подобного варианта часто называют «градулистами». По их мнению, быстрый переход от административной экономики к рыночной просто невозможен. Кроме того, необходимо смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Основную роль в рыночных преобразованиях градулисты отводят государству. Наиболее характерный пример реализации второго направления – Китай и Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.
Именно Беларусь среди стран СНГ выделяется своей последовательностью и постепенностью в создании рыночных отношений. Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
До начала 90-х Беларусь
не функционировала как целостная
экономическая система, не имела
национальной экономической политики.
В результате "общесоюзного разделения
труда" в БССР развивались ресурсо-
и энергоемкие производства, зачастую
не имевшие в республике ни сырьевой
базы, ни потребителей, но в то же время
позволявшие получать значительные
преимущества и достаточное количество
средств, чтобы стать
Как следует из результатов
социологического опроса, в 1994 г. за "рынок"
выступало только 30,3% опрошенных (в
конце 1990 г. 62,69%). Таким образом, готовность
населения в конце 1990г. принять
неведомые ему рыночные реформы
к моменту президентских
Системные реформы в стране начали проводиться с 1993 года. Особенностью реформирования экономики республики являются значительные масштабы государственного регулирования этого процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы. Однако эти реформы не произвели ожидаемого эффекта, экономическое положение страны ухудшалось. Дефицит госбюджета возрос с 1,6 процента ВВП в 1992 году до 8,3 процента в 1993-м. Республика оказалась перед лицом реальной угрозы гиперинфляции. Одновременно углублялся экономический спад: ВВП Беларуси в 1992 году снизился на 9,6, а в 1993-м — на 7,6 процента; промышленное производство — соответственно на 9,4 и 10 процентов; капитальные вложения — на 29 и 15 процентов. (Таблица 1)
Таблица 1 – Основные экономические показатели Республики Беларусь, % 1990-1994гг.
Показатель |
1990 г. |
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
Валовой внутренний продукт |
- |
98,8 |
90,4 |
92,4 |
88,3 |
Продукция промышленности |
102,1 |
99,0 |
90,8 |
90,6 |
85,4 |
Продукция сельского хозяйства |
91,3 |
95,1 |
91,5 |
90,2 |
85,6 |
Капитальные вложения |
108,5 |
104,0 |
71,3 |
85,5 |
89,2 |
Примечание – Источник: [7]
Ухудшалось положение и в социальной сфере: рос уровень безработицы, снижались реальные доходы населения. Нарастание кризисных явлений в белорусской экономике продолжалось и в 1994 году.
Интенсивное развитие кризисных явлений в экономике страны было обусловлено отсутствием научно обоснованной модели перспективной хозяйственной системы. Реакцией на сложившуюся ситуацию в стране была разработка краткосрочных прогнозов и стабилизационных программ. Первые два прогноза (на 1993 и 1994 гг.) представляли собой экономическую программу правительства на очередной год. В дальнейшем разрабатывались прогнозы социально-экономического развития страны на последующие годы. Подготовка прогнозов осуществлялась в два этапа: первый - формирование концепции и второй - непосредственная разработка комплексного проекта.[6, с.187]
Одновременно возникла необходимость
в разработке стратегии социально-
Только с 1997 году ситуация начала кардинально меняться и в 2005 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437.
Результаты функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности – 3,0, инвестиции в основной капитал – в 3,7, реальные денежные доходы населения – в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения – в 2001 г., ВВП – 2003 г., инвестиций в основной капитал – в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности – 185 %, инвестиций в основной капитал – 143, реальных денежных доходов населения – 239%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизился к уровню 1990 г. – 99%.
Таблица 2– Основные экономические показатели Республики Беларусь, % к 1990 г.
Показатель |
1995 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Валовой внутренний продукт |
65,2 |
88,6 |
92,8 |
97,4 |
104,2 |
116,1 |
127,0 |
139,7 |
1521,7 |
Продукция промышленности |
61,4 |
100,7 |
106,6 |
114,4 |
119,3 |
138,3 |
152,8 |
170,2 |
185,0 |
Продукция сельского хозяйства |
73,6 |
71,4 |
72,7 |
73,2 |
78,0 |
87,8 |
89,3 |
94,7 |
98,9 |
Капитальные вложения |
39,1 |
52,3 |
50,5 |
53,4 |
64,5 |
78,2 |
93,8 |
123,9 |
143,9 |
Реальные денежные доходы населения |
51,3 |
99,2 |
127,1 |
132,3 |
137,5 |
151,0 |
178,8 |
210,6 |
238,4 |
Примечание – Источник: [7]
После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса 1991-1995 гг. Республика Беларусь сумела преодолеть к 1996 г. спад производства и достигнуть в последующие годы положительной динамики макроэкономических процессов – обеспечить ежегодные приросты ВВП, промышленной и сельскохозяйственной продукции, стабилизировать положение на внутреннем рынке, укрепить экспортный потенциал. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения по основным макроэкономическим показателям в 2001 г. достигнут уровень докризисного периода. В 2005 году ВВП по отношению к 1991 г. Составил 127 %, продукция промышленности - 153, сельского хозяйства – 90, реальные денежные доходы населения 178,8 [9]
3. Основные
проблемы и перспективы
Республика Беларусь вступило во второе десятилетие XXI века. В первом десятилетии завершен в основном переход к экономике рыночного типа, сформирована необходимая законодательная нормативная база устойчивого развития, создана многоукладная экономика, формируются рыночная инфраструктура и конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Выполнены намеченные на этот период задания Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития по решению основных ключевых проблем – замедлились темпы снижения численности населения, снизился более чем в три раза уровень бедности (малообеспеченности) населения, улучшилась структура производства и потребления, реализуются крупномасштабные меры по развитию здравоохранения, образования, жилищного строительства, а также по сохранению окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.[8]
Однако в последнее время на решение этих проблем негативное влияние оказал мировой финансовый кризис. Кризисные явления в экономике Беларуси проявились во втором полугодии 2008 года и продолжали углубляться в течение четвертого квартала 2008 года и первые месяцы 2009 года
Макроэкономическая ситуация в 2009 году по сравнению с 2008 годом характеризовалась снижением деловой и инвестиционной активности, замедлением темпов роста денежных доходов населения, ухудшением внешнеторгового баланса и увеличением внешнего долга страны на фоне замедления инфляционных процессов.
Экономическое
положение многих предприятий в
2009 году было хуже, чем в 2008 году.
Так, уровень физических объемов
производства и реализации, загрузки
производственных мощностей, спроса,
физических объемов заказов на внешнем
и внутреннем рынках, чистой прибыли,
остатков денежных средств был ниже
уровня 2008 года. Кроме того, в 2009 году
по сравнению с 2008 годом отмечен
более высокий уровень