Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.

Задачи курсовой работы:
выявить понятие и сущность социально-ориентированной экономики;
рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;
проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1 Сущность, черты, критерии классификации и основные модели социально-ориентированной рыночной экономики…………………………………………...6
2 Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь………………………………….15
3 Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ…………………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Социально-ориентированная рыночная экономика черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития.docx

— 128.45 Кб (Скачать)

Третья черта рассматриваемой  модели – перераспределение собственности и доходов. Как известно, в рыночной экономике доход рассматривается как плата за использование производственных факторов – труда (в статистике Германии принято говорить о «доходах от несамостоятельных видов деятельности») и капитала («доходы от предпринимательской деятельности и имущества», то есть прибыль, процент, арендная плата).

Еще одной чертой рассматриваемой  немецкой модели социального рыночного хозяйства является соучастие работников в управлении предприятием. Закон об уставе предприятия 1972 г. ввел институт советов предприятий, а Закон о соучастии в управлении 1974 г. обязал крупные предприятия до половины мест в наблюдательных советах предоставлять наемным работникам и их представителям. Таким образом, модель социального рыночного хозяйства получила важный момент стабилизации отношений в обществе, поскольку таким образом можно снимать противоречия между собственниками, управляющими и наемными работниками.

Итак, социально ориентированная рыночная экономика-это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающем предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам.

Белорусская модель экономики схожа с немецкой и шведской по следующим принципам: социальное равенство, поощрение конкуренции, полная занятость, социальная политика, поощрение предпринимательства, профсоюзная политика, стимулирование трудовой деятельности. Но все же в белорусской модели, по сравнению с западными, невысокий уровень жизни, наблюдается нестабильность уровня цен, нединамический рост экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь

 

 К настоящему времени сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Первая предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества. Ее авторы опираются на монетаристскую концепцию, утверждающую, что преобразования должны происходить с минимальным участием государства. Основными направлениями преобразований по этой концепции являются либерализация цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий. Другие меры включают переход к конвертируемости отечественной валюты, приватизацию государственных предприятий и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. Государство при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Это направление получило название «шоковая терапия». [3, с. 35]

Шоковый вариант применяется  для того, что достичь критической  массы быстрых реформ и, закрепив их результаты, завоевать доверие  населения. Он эффективен в случае необходимости  быстрого преодоления тяжелого финансового  положения и острого товарного  дефицита в стране. Такой вариант  предусматривает либерализацию  цен, ведущую к инфляционному  взрыву, и обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения, и поэтому требует национального  согласия. Стержнем экономической политики является борьба с инфляцией путем проведения жесткой денежно-кредитной политики.

Сущность второго направления  – постепенное создание рыночных отношений. Вторая концепция предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих структур. Авторов подобного варианта часто называют «градулистами». По их мнению, быстрый переход от административной экономики к рыночной просто невозможен. Кроме того, необходимо смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Основную роль в рыночных преобразованиях градулисты отводят государству. Наиболее характерный пример реализации второго направления – Китай и Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.

Именно Беларусь среди  стран СНГ выделяется своей последовательностью  и постепенностью в создании рыночных отношений. Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

  • 1991-1995гг.- период глубокого затяжного экономического кризиса;

 

  • 1996-2000гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
  • 2001-2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.[13, 186]

До начала 90-х Беларусь не функционировала как целостная  экономическая система, не имела  национальной экономической политики. В результате "общесоюзного разделения труда" в БССР развивались ресурсо- и энергоемкие производства, зачастую не имевшие в республике ни сырьевой базы, ни потребителей, но в то же время  позволявшие получать значительные преимущества и достаточное количество средств, чтобы стать высокоиндустриальной по социалистическим меркам страной. БССР в рамках централизованного планового  хозяйства была "сборочным цехом", "конечным элементом в технологической  цепи". Имевшее спрос на мировом  рынке российское сырье здесь  превращалось в неконкурентоспособную  вне СЭВ продукцию. До середины 90-х годов в экономике страны наблюдался глубокий спад: росло число убыточных предприятий, снижались объемы производства в промышленности и сельском хозяйстве, сокращались бюджетные ассигнования, падал объем внутренних инвестиций. На предприятиях промышленности широко практиковалась неполная рабочая неделя, росла скрытая и явная безработица. К моменту выборов первого президента Беларуси экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1992-1994 гг. цены выросли в 32 раза, объем ВВП снизился на 20%. В стране процветала коррупция. Собственность и власть сосредотачивались в руках государственной бюрократии, формировалась экономическая модель олигархического капитализма, подобная той, которая сложилась в России. В течение 1990-1994 гг. уровень жизни упал в 2-3 раза, значительно выросло социальное расслоение.

Как следует из результатов  социологического опроса, в 1994 г. за "рынок" выступало только 30,3% опрошенных (в  конце 1990 г. 62,69%). Таким образом, готовность населения в конце 1990г. принять  неведомые ему рыночные реформы  к моменту президентских выборов  была утеряна.

 Системные реформы  в стране начали проводиться  с 1993 года. Особенностью реформирования  экономики республики являются  значительные масштабы государственного регулирования этого процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы. Однако эти реформы не произвели ожидаемого эффекта, экономическое положение страны ухудшалось. Дефицит госбюджета возрос с 1,6 процента ВВП в 1992 году до 8,3 процента в 1993-м. Республика оказалась перед лицом реальной угрозы гиперинфляции. Одновременно углублялся экономический спад: ВВП Беларуси в 1992 году снизился на 9,6, а в 1993-м — на 7,6 процента; промышленное производство — соответственно на 9,4 и 10 процентов; капитальные вложения — на 29 и 15 процентов. (Таблица 1)

 

Таблица 1 – Основные экономические  показатели Республики Беларусь, %  1990-1994гг. 

 

Показатель

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

Валовой внутренний продукт

-

98,8

90,4

92,4

88,3

Продукция промышленности

102,1

99,0

90,8

90,6

85,4

Продукция сельского  хозяйства

91,3

95,1

91,5

90,2

85,6

Капитальные вложения

108,5

104,0

71,3

85,5

89,2


Примечание – Источник: [7]

 

       Ухудшалось положение и в социальной сфере: рос уровень безработицы, снижались реальные доходы населения. Нарастание кризисных явлений в белорусской экономике продолжалось и в 1994 году.

Интенсивное развитие кризисных  явлений в экономике страны было обусловлено отсутствием научно обоснованной модели перспективной  хозяйственной системы. Реакцией на сложившуюся ситуацию в стране была разработка краткосрочных прогнозов и стабилизационных программ. Первые два прогноза (на 1993 и 1994 гг.) представляли собой экономическую программу правительства на очередной год. В дальнейшем разрабатывались прогнозы социально-экономического развития страны на последующие годы. Подготовка прогнозов осуществлялась в два этапа: первый -  формирование концепции и второй -  непосредственная разработка комплексного проекта.[6, с.187]

Одновременно возникла необходимость  в разработке стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь, составлении  долгосрочных прогнозов и программ, создании системы взаимоувязанных  документов различного временного горизонта. Пришло осознание того, что без грамотно разработанной стратегии невозможно выработать эффективный тактический механизм хозяйствования. Это предопределило разработку в 1996 г. Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г,  Основных направлений социально-экономического развития республики на 1996-2000 гг., в 1998 г. – Концепции социально-экономического развития страны до 2015 г., в 1999 г. – Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001- 2005 гг.

Только с 1997 году ситуация начала кардинально меняться и в 2005 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437.

        Результаты функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности – 3,0, инвестиции в основной капитал – в 3,7, реальные денежные доходы населения – в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения – в 2001 г., ВВП – 2003 г., инвестиций в основной капитал – в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности – 185 %, инвестиций в основной капитал – 143, реальных денежных доходов населения – 239%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизился к уровню 1990 г. – 99%.

 

Таблица 2– Основные экономические показатели Республики Беларусь, %  к 1990 г. 

 

Показатель

1995 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Валовой внутренний продукт

65,2

88,6

92,8

97,4

104,2

116,1

127,0

139,7

1521,7

Продукция промышленности

61,4

100,7

106,6

114,4

119,3

138,3

152,8

170,2

185,0

Продукция сельского  хозяйства

73,6

71,4

72,7

73,2

78,0

87,8

89,3

94,7

98,9

Капитальные вложения

39,1

52,3

50,5

53,4

64,5

78,2

93,8

123,9

143,9

Реальные денежные доходы населения

51,3

99,2

127,1

132,3

137,5

151,0

178,8

210,6

238,4


Примечание – Источник: [7]

 

После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса 1991-1995 гг. Республика Беларусь сумела преодолеть к 1996 г. спад производства и достигнуть в последующие годы положительной динамики макроэкономических  процессов – обеспечить ежегодные приросты ВВП, промышленной и сельскохозяйственной продукции, стабилизировать положение на внутреннем рынке, укрепить экспортный потенциал. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения по основным макроэкономическим показателям в 2001 г. достигнут уровень докризисного периода. В 2005 году ВВП по отношению к 1991 г. Составил 127 %, продукция промышленности    - 153, сельского хозяйства – 90, реальные денежные доходы населения 178,8 [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Основные  проблемы и перспективы социально-экономического  развития РБ

 

Республика Беларусь вступило во второе десятилетие XXI века. В первом десятилетии завершен в основном переход к экономике рыночного типа, сформирована необходимая законодательная нормативная база устойчивого развития, создана многоукладная экономика, формируются рыночная инфраструктура и конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Выполнены намеченные на этот период задания Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития по решению основных ключевых проблем – замедлились темпы снижения численности населения, снизился более чем в три раза уровень бедности (малообеспеченности) населения, улучшилась структура производства и потребления, реализуются крупномасштабные меры по развитию здравоохранения, образования, жилищного строительства, а также по сохранению окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.[8]

Однако в последнее время  на решение этих проблем негативное влияние оказал мировой финансовый кризис. Кризисные явления в экономике  Беларуси проявились во втором полугодии 2008 года и продолжали углубляться в течение четвертого квартала 2008 года и первые месяцы 2009 года

Макроэкономическая ситуация в 2009 году по сравнению с 2008 годом характеризовалась снижением деловой и инвестиционной активности, замедлением темпов роста денежных доходов населения, ухудшением внешнеторгового баланса и увеличением внешнего долга страны на фоне замедления инфляционных процессов.

Экономическое положение многих предприятий в 2009 году было хуже,  чем в 2008 году.  Так,  уровень физических объемов  производства и реализации,  загрузки производственных мощностей,  спроса,  физических объемов заказов на внешнем  и внутреннем рынках,  чистой прибыли,  остатков денежных средств был ниже уровня 2008 года. Кроме того, в 2009 году по сравнению с 2008 годом отмечен  более высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности.

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития