Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.

Задачи курсовой работы:
выявить понятие и сущность социально-ориентированной экономики;
рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;
проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1 Сущность, черты, критерии классификации и основные модели социально-ориентированной рыночной экономики…………………………………………...6
2 Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь………………………………….15
3 Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ…………………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Социально-ориентированная рыночная экономика черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития.docx

— 128.45 Кб (Скачать)

В 2009 году по сравнению с 2008  годом  усилилось влияние на хозяйственную  деятельность предприятий спроса,  изменений обменного курса белорусского рубля, рисков предприятий  (прежде всего,  экономических),  условий  кредитования,  а также просроченной дебиторской задолженности и  обеспеченности оборотными средствами. При этом во второй половине 2009 года обозначились определенные позитивные тенденции в динамике ряда экономических  индикаторов, прежде всего, в части  внешнего спроса и внешнеторгового  баланса, финансового состояния  предприятий,  ожиданий субъектов  хозяйствования.

 

 

 

Таблица 3 –  Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь

 

Показатели

Темпы роста, процентов (в сопоставимых ценах)

 

прогноз на

фактически

справочно

 

2009 г.1

 

2009 г. к 

2008 г.

декабрь 2009 г. к  декабрю 2008 г.

декабрь 2009 г. к  ноябрю 2009 г.

 

2008 г. к 2007 г.

Валовой внутренний продукт

110-112

100,2

105,81

115,91

110,2

Продукция промышленности

110-112

97,2

106,7

108.1

111,5

Продукция сельского хозяйства

108,5-109,5

101,3

   

108,6

Инвестиции в основной капитал

123-125

108,6

88.7

140,6

123,5

 

1Оценка Национального банка.

Примечание – Источник: [12, с. 6]

 

Объем валового внутреннего продукта в 2009 году составил 136,8 трлн. Рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2008 года на 0,2 процента  (прогноз на год -  рост на 10 - 12 процентов). Впервые,  начиная с марта 1999 г., зафиксировано снижение реального ВВП в августе, сентябре, октябре и ноябре 2009 г. в исчислении период к периоду.

Удельный  вес в ВВП добавленной стоимости  промышленности составил 25,3 процента,  строительства - 10,7 процента,  торговли и общественного питания - 10,7 процента, транспорта и связи - 8,9 процента, сельского  хозяйства - 7,8 процента.

Снижение  темпов роста валового внутреннего продукта было обусловлено замедлением темпов роста внешнего и внутреннего спроса.

Инвестиции в основной капитал в 2009 году возросли на 8,6 процента 

(в 2008 году - на 23,5 процента). 

Объем  промышленного  производства  в 2009 году  снизился  по  сравнению с 2008 годом на 2,8 процента.

Производство  продукции  сельского  хозяйства  в 2009 году  по  сравнению с 2008 годом увеличилось в сопоставимых ценах на 1,3 процента (прогноз на год - рост на 8,5 - 9,5 процента),  в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 4,2 процента, а в хозяйствах населения – снизилось на 4,2 процента. [12, с. 5]

Вместе  с тем в связи с сохранившимися проблемами реализации продукции темпы  роста продукции промышленности, экспорта, повышения реальной заработной платы рабочих и служащих отстают  от предусмотренных в прогнозных документах.

Несмотря  на негативные последствия мирового финансового кризиса (ухудшение торговли уменьшение объемов производства, ухудшение финансового положения на предприятиях, увеличение безработицы, инфляция), в целом 2008 год для страны был успешным – важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития республики на этот год были выполнены. Достигнутые относительно высокие показатели (таблица 4) в первые годы пятилетки (2006-2010), несмотря на некоторое снижение темпов роста в 2009 году в связи с последствиями кризиса, могут обеспечить выполнение программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы.

Таблица 4 – Оценка выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы, %

 

Показатели

Программа–2010

Оценка  
выполнения

Валовой внутренний продукт

146-155

146,4-149,0

Продукция промышленности

143-151

144,4-147

Продукция сельского хозяйства

134-145

133,9-135,1

Инвестиции в основной капитал

198-215

253,4-257,5


 

Программа социально-экономического развития на 2010 год по ВВП была выполнена  в среднем на 150%, по продукции  промышленности на 147%, по продукции  сельского хозяйства на 140% и по инвестициям в основной капитал  на 210%.

Анализ современного состояния  социально-экономического развития республики позволил выявить ключевые проблемы и факторы-ограничения экономического роста:

  • замедление динамики роста национальной экономики вследствие негативного воздействия на экономику Беларуси мирового финансового кризиса;
  • рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и увеличение внешнего долга (отрицательное сальдо торгового баланса Республики Беларусь по итогам 2011 года достигло $5,45 млрд.);
  • невысокая рентабельность и рост задолженности у большинства предприятий при большой налоговой нагрузке и значительных сверхнормативных запасах многих видов готовой продукции на складах;
  • недостаточный уровень развития инновационной сферы. Уровень наукоёмкой ВВП (0,7%) остается ниже критического, который составляет 1%. Невысоким является показатель обновления промышленной продукции;
  • низкая эффективность функционирования отдельных секторов и отраслей экономики;
  • слабая развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства – незавершенность правовой базы инновационно-инвестиционной, экономической, в том числе предпринимательской деятельности, исходя из требований рыночной экономики; отсутствие эффективных механизмов реализации имущественных прав и их защиты;
  • недостаточное развитие банковской системы, корпоративного рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов, финансовых, лизинговых, трастовых, страховых организаций и институтов финансового посредничества, что не позволяет в полной мере обеспечивать функционирование и развитие реального сектора экономики;
  • недостаточная обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокая энергоемкость выпускаемой продукции (около 85% энергоресурсов импортируется) приводит к снижению конкурентоспособности белорусских товаров;
  • высокий уровень износа активной части основных производственных средств, который является одним из сдерживающих факторов-ограничений для выпуска современной конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешних рынках;
  • неразвитость мотивационных механизмов у предприятий и работников.

Решение указанных проблем  и преодоление ограничений экономического роста позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Предстоящее пятилетие (2011-2015 гг.) должно стать важным этапом в развитии экономики Беларуси. Необходимо преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса и создать необходимые условия и предпосылки для выхода страны на траекторию устойчивого развития. Для этого требуется осуществить широкомасштабные системные структурные преобразования в экономике и социальной сфере, обеспечивающие устойчивое динамичное развитие национальной экономики, национальную безопасность страны и рост благосостояния белорусского народа.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является динамичное повышение благосостояния населения на основе инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.[5]

Важнейшим средством достижения цели является перевод экономики на инновационный путь развития, ее модернизация на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ Беларуси:

  • выгодного экономико-географического положения (РБ является транзитной страной-через нее проходят торговые пути);
  • развитой системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры (в РБ хорошо развиты транспортные коммуникации, не ее территории находится большое количество фабрик и заводов);
  • высокого качества человеческого капитала и эффективной системы подготовки квалифицированных кадров (в РБ большое количество учебных заведений, которые готовят специалистов по разным направлениям);
  • развитого научно-технического и инновационного потенциала, многоотраслевого промышленного комплекса, значительных земельных, водных и лесных ресурсов (развитие НТП, разработка новых машин, внедрение многоотраслевых промышленных комплексов);
  • наличия ряда полезных ископаемых (калийных солей, цементного и другого сырья для промышленности строительных материалов);
  • наличия культурных и исторических ценностей, привлекательность природных ландшафтов (туризм).

Так как Европа находится на высоком  уровне развития, то Республике Беларусь необходимо наращивание таких укрупненных слагаемых конкурентоспособности, которые определяются Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), как:

  • качество общественных институтов (институциональная среда);
  • эффективность рынков товаров и услуг;
  • эффективность рынка труда;
  • развитость финансового рынка;
  • оснащенность новыми технологиями;
  • конкурентоспособность бизнеса.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь необходимо:

  • преодоление негативных последствий воздействия мирового финансового кризиса на экономику, перевод ее в фазу оживления и подъема, прежде всего за счет экспорт ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств;
  • сохранение позиций на традиционных рынках и освоение новых для сбыта белорусской продукции, повышение уровня ее конкурентоспособности;
  • уменьшение зависимости национальной экономики от импорта сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, максимальное задействование внутренних ресурсов;
  • расширение фундаментальных и прикладных исследований по прорывным направлениям научно-технического прогресса, формирование Национальной инновационной системы с соответствующей инфраструктурой и эффективным механизмом стимулирования инноваций;
  • продолжение структурной перестройки и реструктуризации предприятий и организаций в направлении ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;
  • либерализация экономики, раскрепощение возможностей отечественного бизнеса, предприятий и организаций в поиске резервов, разработке мер и путей их реализации на основе принципов и механизмов частно-государственного партнерства;
  • создание новых малых и средних частных предприятий, повышение роли частного капитала в модернизации экономики;
  • повышение эффективности использования всех форм управления государственной собственностью – внедрение системы доверительного управления правами собственности, использование в качестве источников финансовых ресурсов омертвленного капитала на предприятиях, непригодных к сельскохозяйственному использованию земельных участков, акций неэффективно функционирующих государственных предприятий;
  • структурная диверсификация экономики на основе интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспорт ориентированных холдингов, интеграции существующих в республике производств традиционных технологических укладов в ТНК, создания механизма селективной поддержки высокотехнологичных предприятий;
  • сохранение государственной поддержки приоритетных отраслей и производств, организаций, обеспечивающих экономическую безопасность страны, развитие инновационно-инвестиционной деятельности, а также предприятий, удовлетворяющих жизненно важные потребности населения и государства;
  • создание механизмов мотивации к эффективной рабате предприятий и повышению социальной ответственности работников за результаты своего труда;
  • повышение уровня социальной защиты уязвимых слоев и групп населения.

Для достижения указанных целей  и решения поставленных задач  определены важнейшие целевые ориентиры  развития страны на 2011–2015 годы (см. рисунок 1)

 

 

Рисунок 1– Целевые ориентиры развития экономики  Республики Беларусь на 2011–2015 год

Примечание – Источник: [5]

Для достижения целевых ориентиров Концепции-2015 в предстоящем пятилетии необходимо обеспечить: рост ВВП – 145–150%, продукции  промышленности – 137–140, сельского  хозяйства – 128–133, инвестиции в основной капитал – 147–154%.  В результате объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности может возрасти с 13 тыс. долл. США в 2010 году до 19 в 2015 году, среднемесячная заработная плата одного работника (в долларах США) – с 470–500 до 700–800, производительность труда в расчете на одного занятого – с 27,6 до 40 тыс. долл. США.

Исходя из преемственности  направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны на 2011–2015 годы:

  • развитие человеческого потенциала как важнейшего фактора и движущей силы формирования нового постиндустриального общества;
  • создание новой высокоэффективной структуры национальной экономики;
  • создание условий для активного развития предпринимательской инициативы и конкурентной среды;
  • обеспечение сбалансированности внешней торговли.

Направления и меры по достижению целей и реализации приоритетов:

  1. Демографическая политика, занятость и развитие рынков труда. Основной целью демографической политики в 2011–2015 годах является постепенная стабилизация численности населения и создание условий для последующего демографического роста.

Главными  приоритетами политики в области  народонаселения должны стать: стимулирование рождаемости, создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей для рождения двух и более детей, снижение смертности населения, прежде всего от внешних причин в трудоспособном возрасте, формирование здорового образа жизни.

Основным направлением регулирования внешней миграции остается сохранение положительного сальдо за счет увеличения объемов иммиграции из стран ближнего зарубежья, в первую очередь, соотечественников – высококвалифицированных специалистов.

Важнейшей задачей развития социально-трудовой сферы в 2011–2015 годах является более рациональное использование трудовых ресурсов и повышение конкурентоспособности рабочей силы. Предстоит создать действенные стимулы для дальнейшего роста уровня занятости населения и сохранения стабильной ситуации на рынке труда. Для этого необходимо:

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы и направления. Особенности белорусской модели развития