Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение методических подходов, форм и методов регулирования занятости населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости населения.
3. Изучить проблему занятости на современном рынке труда.
4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РОССИИ 4
1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ) 4
1.2. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ 7
1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ 10
1.4. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.5. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ МИРА 11
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 13
2.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА 13
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ 15
2.3. ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 17
2.4. ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 19
2.5. ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТОСТИ 21
2.6. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 22
2.6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 23
2.6.2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.3. РЕГИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.4. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.6. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 26
2.6.7. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 28
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 29
3.2. СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 30
4. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ 32
5. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 33
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Борисова Ю.Ю..doc

— 375.00 Кб (Скачать)

        Среди безработных женщины составляют 65,4% (на 1.01.2007 г. - 67,3%), молодежь в возрасте 16-29 лет - 33,3% (на 1.01.2007 г. - 36,8%). На долю безработных граждан, проживающих в городах, приходится 62,3%, сельской местности - 37,7% (на 1.01.2007 г. соответственно 64,2% и 35,8%).

       Средняя продолжительность безработицы на 1.01.2008 г. составляет 3,6 месяца, такая же и в сельской местности (на 1.01.2007 г. соответственно 3,8 и 3,9 месяца).

       По сравнению с началом года в 34 муниципальных образованиях произошло снижение численности зарегистрированных безработных, в 4 - увеличение.

       Наибольшее снижение численности безработных произошло в городах: Братске (399 чел.; 31,4%), Иркутске (189 чел.; 8,3%), Нижнеудинске (175 чел.; 15,6%), Саянске (140 чел.; 25,4%), Тулуне (243 чел.; 23,8%), Усть-Илимске (452 чел.; 22,6%), Усть-Куте (242 чел.; 18,9%), Черемхово (396 чел.; 24,1%), Свирске (196 чел.; 32,2%) и в районах: Зиминском (197 чел.; 31,6%), Куйтунском (196 чел.; 18,9%), Нижнеудинском (130 чел.; 13,7%), Усть-Илимском (195 чел.; 22,7%), Чунском (417 чел.; 25,4%).

       Увеличение численности безработных граждан произошло в Заларинском (179 чел.; 22%), Казачинско-Ленском (1 чел.; 0,4%), Тайшетском (19 чел.; 3,4%), Тулунском (5 чел.; 0,5%) районах.

       По данным Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения Иркутской области (без округа) составляет 1252,0 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) по Иркутской области составлял на 1.01.2007г. (без округа) - 2,5%, на 1.01.2008г. - 2,1%, по России - 2,1%, по СФО - 2,7%.

  • Территории с напряженной ситуацией на рынке труда:

На 1.01.2008г. напряженная ситуация на рынке труда  наблюдалась в Балаганском, Жигаловском, Заларинском, Зиминском, Катангском, Качугском, Тулунском, Усть-Илимском, Чунском районах. По сравнению с началом 2007 года из территорий с напряженной ситуацией на рынке труда вышли Куйтунский, Нижнеудинский районы и город Свирск.

  • Вакансии:

По состоянию  на 1 января 2008 года служба занятости  населения располагала сведениями о потребности предприятий в 29148 работниках (24255 на 1.01.2007 г.), в том числе 23813 - по рабочим профессиям (12434 на 1.01.2007 г.).

  На одно свободное место претендует в области 1,2 человека, не занятых трудовой деятельностью, и 0,9 безработных против соответственно 1,6 и 1,3 по состоянию на 1.01.2007 г. 

  • Мероприятия активной политики занятости:

     В январе-декабре 2007 года организована временная  занятость для 29583 человек, в том  числе трудоустроено: на общественные работы 8814 человек (благоустройство  городов и поселков, работа в военкоматах, больницах, детских домах); 15784 несовершеннолетних граждан на временные работы в свободное от учебы время; 3158 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 1827 безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые.

        По программе "социальная адаптация" оказаны услуги 2180 гражданам. Оказано содействие в самозанятости 243 гражданам.(табл. 1).

  • Профессиональное обучение и профориентация

В январе-декабре 2007 года приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости области 8897 человек, закончили обучение за отчетный период 8845 человек.

Услуги  по профессиональной ориентации получили 49 тыс. человек, по психологической  поддержке - 4,3 тыс. безработных граждан.

  • Перераспределение рабочей силы:

За  период с января по декабрь 2007 года переселены в сельскую местность 76 семей, в составе  которых 188 человек, из них трудоспособных - 120 человек. 
 
 
 
 
 
 
 

6. Заключение

     В процессе создания данной курсовой работы на тему: "Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения", я сталкивалась со многими трудностями.

     Но, несмотря на все это я очень довольна своим трудом, т.к. я вложила в него все возможные силы. И, надеюсь, что я достаточно раскрыла данную тему.

      Я считаю, что я выполнила поставленные перед собой цели:

1.    Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.

2.    Рассмотреть  нормативно-правовые основы регулирования занятости населения.

3.    Изучить проблему занятости на современном рынке труда.

4.    Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости населения.

      И в заключении я бы хотела рассмотреть  прогнозы по занятости населения  в России.  В прогнозном  периоде  будет  продолжаться  старение  населения,  что выразится  в  ухудшении  соотношения  возрастных  групп  моложе   и   старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше  трудоспособного  возраста  начала интенсивно возрастать с 2006 года, и к 2016 году  составит  24,8%  от  общей численности населения. В  то  же  время  удельный  вес  детей  и  подростков сократится с 19,3% в 2001 году до 14,9% в 2010 году, численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в два раза. Однако  эти  изменения в ближайшей перспективе  не  отразятся  негативно  на  численности  трудовых ресурсов. Доля лиц трудоспособного возраста в  общей  численности  населения будет возрастать до 2009  года,  когда она достигнет 63,7%  (против 60,1% на начало 2001 года). Затем начнется снижение удельного  веса  рабочих возрастов.  Число  трудоспособных,  а  также  экономически  активных  членов общества  начнет  постепенно  снижаться,   а   коэффициент   демографической нагрузки, напротив, повышаться.

      Однако  останется проблема структурного  дефицита  трудовых  ресурсов. Парадоксальное,  на  первый  взгляд,  одновременное  существование   проблем повышения  уровня  занятости  и  нехватки  трудовых   ресурсов   объясняется неоднородностью  положения  в  различных  отраслях  народного  хозяйства,  в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и  в сельской местности и в малых городах - с другой.

       Предположительно число занятых к 2010 году увеличится на 6,1% к уровню 2001 года и составит 69,2 миллиона человек, из  них  64,1  миллиона  человек (или 92,6%) - в трудоспособном возрасте. Увеличение числа занятых произойдет  за  счет  возможного  (по  официальным  прогнозам) роста числа малых предприятий до 2 миллионов  и  численности  работающих  на них до 20 миллионов.

      Ожидается, что количество безработных приобретет устойчивую  тенденцию к сокращению уже в  среднесрочной  перспективе.  Доля  работающих  по  найму будет сопровождаться ростом в 2,3 раза доли работодателей (с 1,4  до  3,3%). Существенно  должен  уменьшиться  процент  работающих  на  предприятиях,   в учреждениях и организациях (с 88,9 до 80,2%) и увеличиться (с 6,4 до  14,5%) занятых предпринимательской деятельностью.

     А применительно к смыслу моей работы, я сделаю вывод: особенно тесно политика занятости должна совмещаться с образовательной политикой государства. Потому, что качество рабочей силы – это определенный показатель конкурентоспособности на рынке труда, нужно создать необходимые условия для увеличения численности обучаемых, в первую очередь в системе профессионального образования всех уровней.

7. Приложение

 
Экономически  активное население = Рабочая сила = Занятые+безработные
РАБОЧАЯ СИЛА
РАБОТАЮЩИЕ     БЕЗРАБОТНЫЕ
   
Вновь нанятые
Вернувшиеся на свои места
Потерявшие  работу
Временно  не работающие
Ушедшие по собственному желанию
Вышедшие на пенсию, временно покинувшие работу
 
 
 
     
  Не  входят в рабочую силу

Повторно вступающие в рабочую силу

 
 
Нашедшие  работу
Вновь вступающие в рабочую силу

Рис.1. Состояние рынка труда и потоки на нем (с. 15) 
 

           Диаграмма 1. Уровень безработицы в процентах к экономически активному населению (с. 33). 

 
 

Диаграмма 2. Изменение численности незанятых  трудовой деятельностью граждан, безработных и свободных рабочих мест (с.34) 
 
 

РЕГИОНЫ Числен. экономич. активного  населения на 1.01.06 (тыс. чел) Число обратив. по вопр. труд-ва (чел.) Нашли работу (чел.) Уровень трудоуст-ройства  в % от обратив-шихся Числен. безраб. на 1.11.08 (чел.) Уровень зарегистр. безрабо-тицы,% Число безработных в  расчете на 1 вакансию
Иркутская область 1252,0 136693 99787 73,0 26606 2,13 0,9
Алтайский край 1301,0 155484 82290 52,9 61379 4,72 5,4
Красноярский  край 1573,0 137355 92704 67,5 38287 2,43 2,7
Кемеровская область 1478,0 122168 71034 58,1 39308 2,66 1,5
Республика  Бурятия 454,0 50806 30888 60,8 9290 2,05 2,0
Новосибирская область 1340,0 88423 58269 65,9 21425 1,60 0,5
Читинская область 42738 19630 19620 45,9 13854 2,79 8,1
 

Таблица 1. Оперативные  показатели деятельности службы занятости населения Иркутской области по сравнению с соседними регионами (с.35). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Закон РФ "О занятости населения в  Российской Федерации" (с изменениями  от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г.). – Москва, 1991. - N 1032-1
  2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.  «О социально-экономической ситуации в стране». – Москва, 1998. - N 403-СФ
  3. Былков В.Г. Занятость населения и рынок труда: Метод.указ./Сост. В.Г. Былков.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 45 с.
  4. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004. - 368 с.
  5. Винокуров М.А., Цыренова Е.Д. Рынок труда: Демографические, социально-экономические, психологические аспекты: Сборник научных трудов/под ред. Винокурова М.А., Цыреновой Е.Д. – Улан-удэ: Изд-во Вост.-Сиб.гос.технологический ун-т, 1996. – 148с.
  6. Кострюков В. А. Государственноое регулирование занятости населения в современных условиях. – М.: ИЭ, 1999. –220 с.

    Источники, полученные по сети интернет:

    1. http://www.labor.ru/market.php

    2. http://www.ilo.ru/

    3. http://www.irkzan.ru/

    4. http://www.finru.ru/news

    5. http//www.rian.ru/economy

Информация о работе Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения