Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение методических подходов, форм и методов регулирования занятости населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости населения.
3. Изучить проблему занятости на современном рынке труда.
4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РОССИИ 4
1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ) 4
1.2. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ 7
1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ 10
1.4. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.5. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ МИРА 11
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 13
2.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА 13
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ 15
2.3. ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 17
2.4. ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 19
2.5. ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТОСТИ 21
2.6. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 22
2.6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 23
2.6.2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.3. РЕГИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.4. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.6. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 26
2.6.7. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 28
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 29
3.2. СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 30
4. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ 32
5. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 33
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Борисова Ю.Ю..doc

— 375.00 Кб (Скачать)

     Наконец, существуют мелкие социальные группы, в основном это лица оказавшиеся за чертой бедности, просто бедняки в среде рабочих, служащих, мелких торговцев, а так же деклассифицированные элементы, в совокупности представляющие около 20-25% населения, которые относятся к «низшему» классу.

     Опыт  рыночных стран свидетельствует  о том, что стабильность, прочность  и устойчивость рыночной экономики  определяется преобладанием крепкого, надежного среднего класса, высшие прослойки которого по  образу жизни  и размерам доходов приближаются к низшим прослойкам высшего класса. В России же доминирует формирование низшего класса, образ жизни и размеры доходов которого на уровне или за чертой бедности. Те категории занятого населения, которые в рыночных странах образуют средний класс, в России оказались в основном составе низшего класса. Если в странах с нормальной рыночной экономикой в составе высшего класса доминируют средние и крупные слои, то в России подавляет все олигархия, фактически тормозя процессы нормальной стратификации.

     Этим  в значительной степени объясняется  нестабильность социальной структуры  занятости в переходной экономике  РФ. Не случайно общество так озабоченно проблемами формирования среднего класса и ограничением всевластия российской олигархии. Доминировать в рыночной экономике должен средний класс, который придает ей необходимую устойчивость и обеспечивает равновесие социальной структуры занятости.

2.6.2. Государственно-частная структура занятости

        Государственную структуру занятости образует та часть населения страны, которая занята различного рода трудом в органах государственной власти, расположенных в центре, на местах за рубежом, а так же в государственном секторе экономики, который полностью или частично контролируется государством.

     Таким образом, выделяются два наиболее общих и крупных звена государственной структуры занятости:

  • органы государственной власти,
  • государственный сектор экономики.

     Эти два звена существуют в любом  обществе и во всех странах, но их соотношение, устройство и масштабы различны.

     К частному сектору можно отнести  занятых:

  • в личном подсобном хозяйстве,
  • индивидуально-трудовой деятельностью,
  • занятые в домашнем хозяйстве.

    Мировой опыт свидетельствует о том, что  страны, попадая в трудное кризисное  положение, вынуждены были в качестве спасительного средства усиливать государственный сектор экономики, повышать его удельный вес, помогая частному сектору выходить из трудного состояния. Эта мера всегда оправдывала себя, поскольку способствовала обеспечению населения более полной занятостью.

      1. Регионально-территориальная  структура занятости

     Территория  России составляет 17,1 млн. км2. с запада на восток она протянулась на 9 тыс. км, с севера на юг – на 4 тыс. км. Вся территория России разделена на 7 федеральных округов: Центральный, северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Исторически население России расселялось и  осваивало территорию страны в восточном  и южном направлениях, причем переселения  сочетались с производственной деятельностью  переселенцев, соответственно формировалась занятость населения.

     Территориальная структура занятости характеризует  такие важные показатели экономического развития регионов, как:

  • Уровень освоения богатых природными ресурсами территорий в зависимости от их обширности и доступности;
  • Степень использования трудового потенциала в природно-экономических условиях, характерных для отдельных территорий;
  • Экономическая активность населения региона;
  • Количество занятого населения, его удельный вес во всем населении.

     В дальнейшем хозяйственное значение богатых природными и трудовыми ресурсами регионов будет по всей вероятности возрастать, использование их трудового потенциала должно улучшиться по мере его адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.

2.6.4. Отраслевая структура занятости

      Глубокое  воздействие на регресс структуры  отраслевой занятости оказывает  кризисное состояние экономики, связанное с ее тотальным рыночным реформированием. Самое нежелательное  заключается в том, что существенно  сокращается занятость в ряде отраслей, определяющих прогресс в развитие экономики страны. Основной структурный сдвиг – снижение занятости в реальном секторе экономики, в значительной части наукоемких, технологически прогрессивных и социально ориентированных отраслях.

      Происходит  сокращение занятости в промышленности и строительстве, в науке и научном обслуживании; вместе с тем выросла занятость в таких отраслях, как торговля и общественное питание, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование.

      Другие  источники указывают на глубокие изменения структуры занятости в промышленности в пользу добывающих отраслей (газовой, нефтедобывающей) и на сокращение в обрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности, машиностроении, металлообработке, что свидетельствует о сырьевой переориентации российской экономики.

     Обращая внимание на состояние занятости  в сельском хозяйстве: занятость  в этой важнейшей для жизненной сфере экономики почти не изменилась. Анализ изменения структуры занятости в отраслях народно-хозяйственной инфраструктуры показывает, что на транспорте занятость сокращается, а связь как отрасль сохраняет занятость и имеет некоторую тенденцию к росту. Очевидно, ослабленная экономика нуждается в усилении информационных структур.

2.6.5. Профессионально-квалификационная структура занятости

      Кадровый  потенциал занятого в экономике  России населения обладает достаточно высокими профессионально-квалификационными  характеристиками с устойчивой тенденцией повышения их уровня. Синтетическим  показателем профессионально-квалификационной структуры занятости служит распределение численности занятого в экономике страны населения по уровню образования – общего, среднего и высшего специального.

     Самые высокие профессионально-квалификационная показатели у лиц, занятых в науке  и научном обслуживании, затем идут занятые в аппарате органов управления, образования, культуры и искусства, в сфере финансов и страхования; самые низкие показатели – у занятых в сельском хозяйстве и коммунально-бытовом обслуживании населения. 

2.6.6. Половозрастная структура занятости

     Половозрастная  структура занятости доставляет особенно много забот службам  занятости, так как с ней связанны острые демографические характеристики, такие как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, трудоспособный возраст.

     Численность населения меняется под влиянием:

  • демографических причин - соотношение рождаемости и смертности, демографическое поведение;
  • миграционного оттока или притока населения.
  • социально-политических причин: изменение административных границ (объединение двух Германий), войны и межнациональные конфликты, проводимая региональная политика (вымирание малых народов Севера, индейцы Америки), демографическая политика и т.д.
  • природных катастроф и вообще среды обитания
  • социально-экономических причин - роста уровня жизни, повышения благосостояния общества, развития социальных программ, здравоохранения, образования и т.д.

     Все эти причины, вместе взятые, отражаются не только на численности населения, но и на его структуре и качестве.

     Одной из наиболее общих характеристика структуры населения является его состав по полу и возрасту. Поло-возрастная структура населения наиболее полно и наглядно отражает влияние внешних факторов на население, а также смену режимов воспроизводства, поколенческие различия в демографическом поведении.

     Наиболее наглядным отражением возрастной структуры населения является половозрастная пирамида. Она строится на основании переписей населения, при этом вертикальная ось отражает распределение по возрастам, а горизонтальная - долю возрастной группы в общей численности населения, выраженную в промилле.

     В зависимости от соотношения младших  и старших возрастных групп различают  прогрессивную (резко преобладает  численность детей до 15 лет - 40%, при  незначительной доле пожилых людей  старше 50-ти  - 10%), стационарную (доля детей и пожилых людей примерно равны, соответственно 27% и 23%) и регрессивную (доля пожилых выше доли молодых, соответственно 30% и  20%). Такой возрастной структуре соответствуют и разные типы половозрастной пирамиды.

2.6.7. Национальная структура занятости

      Россия  – страна многонациональная, в силу чего она имеет статус Федерации. И вряд ли в России есть регион, отрасль, сфера и вид занятости, которые  были бы представлены одной национальностью. Это естественно, потому, что Конституция  предоставляет равные права на труд своим гражданам, независимо от их национальной принадлежности.

     Однако  это не исключает того, что граждане той или иной национальности выбирают, как правило, определенный вид занятости. Исследованиями установлено, что выбор  занятости зависит не только от социально-экономических, природных и других факторов, но и от национальных традиций, привычек и склонностей.

2.6.8. Семейная структура занятости

     Распределение занятого населения по семейному  признаку учитывается Госкомстатом РФ. Данные за 2001г. Показывают, что среди всего занятого населения страны состояли в браке – 69,3%, холосты и не замужем – 15,9, вдовцы и вдовы – 10,9%.

     Если  же рассматривать, как менялась семейная структура занятости за 1992 – 2001гг., то обнаруживаются следующие тенденции:

  1. снижался удельный вес состоящих в браке;
  2. растет удельный вес холостых мужчин и незамужних женщин, что говорит прежде всего о материальных затруднениях при решении вопроса о создании семьи;
  3. имеет место слабая повышательная тенденция количества разведенных.

     Можно сказать о семейной структуре  занятости страны:

  • структура семейного положения занятого населения является синтетическим показателем состояния экономики страны;
  • среднедушевой денежный доход определяет жизненный уровень семьи, от которого непосредственно зависит уровень рождаемости и смертности, следовательно динамика численности населения, его трудоспособной и экономически активной части;
  • основным направлением реформирования экономики должен быть рост благополучия и улучшение экономического положения семей.

3. Государственная система регулирования  занятости населения

      Основные  направления воздействия на рынок  труда, названные в дальнейшем политикой  «регулируемого рынка труда», органически  вытекали из контекста кейнсианской концепции государственного регулирования экономики, исходившей из необходимости участия и активной роли государства в социально-экономических процессах. Соответственно государственное регулирование сферы занятости включало разработку, и осуществление законодательных мер защиты и гарантий сохранения рабочего места вплоть до правительственных обязательств поддержания полной занятости, государственный контроль за развитием трудовых отношений (включающий вопросы гигиены и безопасности труда, активизацию деятельности организаций трудящихся), взятие правительством на себя части социальных издержек по воспроизводству рабочей силы, особенно среди неимущих слоев населения. В плане гарантии доходов — именно в тот и последующий периоды были окончательно оформлены общенациональные программы пособий по безработице, большинство из которых опирается на обязательное страхование основной массы занятых по найму на случай потери рабочего места и предусматривает, при соблюдении определенных условий (длительность страхования, непреднамеренность безработицы, регистрация в качестве безработного, активный поиск работы и т.п.), выплату застрахованному пособия определенной величины и в течение определенного промежутка времени.

      Правительство осуществляло поддержание социального  консенсуса в распределении доходов, управление классовыми разногласиями, для чего ему было предоставлено право на перераспределение доходов, а трудящиеся получили законодательные гарантии своих прав на проведение коллективных переговоров. Возросла роль профсоюзов в защите интересов трудящихся.

      Модель  регулируемого рынка труда строилась  на признании необходимости осуществления  такой фискальной и кредитно-денежной политики, которая обеспечивала бы высокие и стабильные темпы экономического роста, рассматривавшиеся как основа успешной реализации государственной политики рынка труда. Именно таким периодом оказались 50–60-е годы, когда политика регулируемого рынка труда продемонстрировала свою плодотворность, внеся вклад в сокращение размаха и последствий таких негативных социальных явлений, как нищета, безработица, социальная незащищенность и т.д. Однако к середине 70-х годов под влиянием изменившихся социально-экономических условий в связи с замедлением темпов экономического роста, усилением инфляционных процессов эффективность ее мероприятий оказалась в какой-то мере утраченной и возникла необходимость в их серьезной корректировке.

Информация о работе Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения