Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение методических подходов, форм и методов регулирования занятости населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости населения.
3. Изучить проблему занятости на современном рынке труда.
4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РОССИИ 4
1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ) 4
1.2. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ 7
1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ 10
1.4. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.5. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ МИРА 11
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 13
2.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА 13
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ 15
2.3. ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 17
2.4. ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 19
2.5. ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТОСТИ 21
2.6. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 22
2.6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 23
2.6.2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.3. РЕГИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.4. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.6. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 26
2.6.7. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 28
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 29
3.2. СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 30
4. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ 32
5. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 33
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 41
В социальной сфере предпосылкой изменений политики занятости стал рост расходов правительства по социальным программам и обусловленные этим напряженность государственного бюджета и развитие инфляционных тенденций.
Сложившаяся ситуация потребовала видоизменения методов регулирования рынка труда, обусловив постепенный отход от политики регулируемого рынка труда и обращения к более гибким способам воздействия на него. Некоторые прежние методы государственного регулирования рынка труда стали рассматриваться как препятствие, сдерживающее экономический рост, подавляющее инициативу и предприимчивость, снижающее конкурентоспособность работников на рынке труда и обуславливающее неоправданное возрастание издержек производства и социальных расходов общества. Следствием этого явился переход к политике гибкого рынка труда, основной смысл которой состоял во всемерном расширении предложения рабочей силы посредством стимулирования всех форм ее подвижности, развития форм и методов профессиональной подготовки и переподготовки, и распространения более гибких форм трудовых отношений, включая нестандартные формы занятости (контрактная форма найма, надомничество, занятость на условиях неполного рабочего времени и гибких режимов труда). В плане защиты материальных интересов социально уязвимых групп населения распространение политики гибкого рынка труда привело к свертыванию ряда социальных программ, сокращению в некоторых случаях размеров и сроков выплат пособий по безработице, и ужесточению критериев признания права на пособие. И в результате значительные группы безработных лишились этого права.
Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работ)'; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.
Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:
Реализация конституционных прав граждан России на свободный выбор занятости и защиту от безработицы независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических и религиозных убеждений требует создания и деятельности государственного органа по вопросам занятости населения. В соответствии с действующим законодательством такая структура - Государственная служба занятости населения России была создана 19 апреля 1991 г. на базе ранее существовавших бюро по трудоустройству населения как федеральная государственная служба на территории Российской Федерации, которая, являясь органом исполнительной власти, имела вертикальную подчиненность и состояла из:
В настоящее время в каждом городе и районе России есть центр (бюро) занятости, который обслуживает клиентов по единой технологии. Штат государственной службы занятости на начало 1997 г. составил 39,2 тыс. чел., из которых 35 тыс. работают в 2444 городских, районных, и межрайонных центрах занятости, 4 тысячи сотрудников -в 89 областных, краевых и республиканских центрах занятости и около 200 человек - в центральном органе. Помимо перечисленных органов, в структуру службы занятости входят Российский учебный центр (РУЦ)/65 учебных центров по переподготовке безработных и 3 учебных центра по подготовке персонала службы занятости.
Государственная служба занятости населения России осуществляет:
Услуги,
связанные с содействием
В августе 1996 г., на базе трех социальных ведомств: Министерства труда Российской Федерации, Министерства социальной зашиты населения Российской Федерации и Федеральной службы занятости России было создано единое Министерство труда и социального развития Российской Федерации, в результате чего вопросы проведения государственной политики занятости на федеральном уровне теперь в основном сконцентрированы в следующих структурных подразделениях Министерства: департаменте народонаселения и политики занятости; департаменте трудоустройства населения; управлении финансового обеспечения программ занятости; управлении социальной поддержки безработных. Структура органов занятости на региональном и местном уровнях существенных изменений не претерпела. Вместе с тем, учитывая актуальность проблем занятости и повышение уровня безработицы, не исключается процесс дальнейшего совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, которые занимаются данными вопросами. Основные задачи службы занятости:
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, ведется за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который является внебюджетным социальным фондом и федеральной государственной собственностью. В соответствии с действующим законодательством он формируется за счет следующих источников: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц; других поступлений, включая штрафные санкции.
Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, а также категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации.
Число безработных в России по итогам октября составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения, сообщает в пятницу Федеральная служба госстатистики (Росстат), ссылаясь на расчеты, проведенные в соответствии с методологией Международной организации труда.
По сравнению с сентябрем 2008 года общая численность безработных возросла на 1,7%, официальная безработица сократилась на 0,2%.
Борьба с безработицей названа одной из антикризисных мер правительства. В частности, принято решение о значительном увеличении размера максимального пособия по безработице с 1 января 2009 года до 4,9 тысячи рублей. Сегодня такое пособие составляет 3 тысячи 124 рубля.
По оценке Росстата, численность экономически активного населения России к концу апреля текущего года составила 75,1 млн человек, или около 53% от общей численности населения. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (53,9% общей численности занятых).
Реальные располагаемые денежные доходы российского населения - рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен – за январь 2008 года повысились на 12,9% по сравнению с прошлогодним январем. Об этом свидетельствует доклад Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
По сравнению с декабрем 2007 года реальные доходы населения снизились на 47,2%.
Среднедушевые доходы россиян в январе 2008 года составляли 10641 рубль, что превышает на 28,5% уровень января 2007 года, однако ниже на 45,8% по сравнению с уровнем декабря 2007 года.
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в январе 2008 г составила 15059 рублей, что выше на 30,3% по сравнению с январем 2007 года, однако ниже на 19% по сравнению с декабрем 2007 года.
Реальная зарплата в январе 2008 года повысилась на 15,8% по сравнению с уровнем января 2007 года, но снизилась на 20,8% по сравнению с декабрем 2007 года.
В январе-декабре 2007г. служба занятости проводила работу с 253,5 тыс. граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг, в том числе 177,2 тыс. граждан обратившихся в поиске работы, в том числе с 96,6 тыс. безработных.
Трудоустроено, направлено на профобучение и снято с учета по другим причинам 138 тыс. человек.
Число зарегистрированных безработных на 1.01.2008 г. составило 26606 человек против 31108 человек на начало 2007 года (снижение на 4502 человека). (диаграмма 1)
Уровень зарегистрированной безработицы составил на 1.01.2008 г. по области (без округа) 2,1%.За январь-декабрь 2007 года в службу занятости за предоставлением государственных услуг обратилось 212951 человек, из них по вопросу трудоустройства 136693 человека (из них 116785 - незанятых трудовой деятельностью), против 141761 человека, обратившихся по вопросу трудоустройства (из них 126765 - незанятых трудовой деятельностью) в январе-декабре 2006 года.
По состоянию на 1 января 2008 г. состоит
на учете в службе занятости 39191 человек
ищущих работу, из них 36060 незанятых трудовой
деятельностью.
Численность и состав безработных:
В январе-декабре 2007 года службой занятости присвоен статус безработного 65489 гражданам. С учетом безработных, стоящих на учете на начало года, служба занятости проводила работу с 96597 безработными гражданами.
Сняты с учета 69991 безработный гражданин, что составило 72,5% от стоящих на учете.
Из числа безработных трудоустроены 42162 человека.На 1.01.2008 г. состоит на учете в службе занятости 26606 безработных, из них назначено пособие по безработице - 23996.(диаграмма 2)
Информация о работе Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения