Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение методических подходов, форм и методов регулирования занятости населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости населения.
3. Изучить проблему занятости на современном рынке труда.
4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РОССИИ 4
1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ) 4
1.2. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ 7
1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ 10
1.4. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.5. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ МИРА 11
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 13
2.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА 13
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ 15
2.3. ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 17
2.4. ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ 19
2.5. ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТОСТИ 21
2.6. СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 22
2.6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 23
2.6.2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.3. РЕГИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 24
2.6.4. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 25
2.6.6. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 26
2.6.7. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ 27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 28
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 29
3.2. СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 30
4. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ 32
5. ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 33
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Борисова Ю.Ю..doc

— 375.00 Кб (Скачать)

     Занятость классифицируют по следующим признакам:

    1. По характеру деятельности занятых:
      1. работа на государственных и прочих предприятиях;
      2. работа за рубежом на совместных предприятиях;
      3. исполнение государственных и общественных обязанностей;
      4. прохождение службы в вооруженных силах, в органах внутренних дел, МЧС, альтернативные службы;
      5. индивидуальная трудовая деятельность;
      6. занятость в личном подсобном хозяйстве.
    2. В зависимости от социального статуса:
      1. занятость неквалифицированным трудом;
      2. занятость квалифицированным трудом;
      3. интеллектуальная занятость.
    3. В зависимости от отраслевой принадлежности следует различать занятых по классификатору отнесения предприятий, так же по классификатору важнейших отраслей экономики.
    4. По территориальному признаку занятость определяют в зависимости от территориального деления.
    5. По формам собственности предприятий, использующих занятое население;
    6. По роду деятельности всех занятых можно разбить на три больших группы:
  1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
  1. Военнослужащие Российской армии. Они, как правило, занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.
  2. Учащиеся с отрывом от производства.
    1. По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в           экономике можно разделить на три группы.
  3. Наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;
  4. Работодатели. К ним относятся предприниматели, бизнесмены, реализующие свои предпринимательские способности;
  5. Самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет. члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

     В соответствии с Международным классификатором  статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются 6 групп занятости населения:

     - наемные работники; 

     - работодатели;

     - лица, работающие за свой счет;

     - члены производственных кооперативов;

     - помогающие члены семьи; 

     - работники, не классифицируемые  по статусу.

2.4. Формы занятости

     Многообразие  социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости.

     Формы занятости - это организационно-правовые способы привлечения и использования  рабочей силы или занятого населения.

     Среди различных форм занятости вторичная  занятость занимает особое место. Это  связанно как с ее спецификой, так и с тем воздействием, которое она оказывает на функционирование рынка труда. Вторичную занятость можно определить как дополнительную (вторичную) форму использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность работника. В подавляющем большинстве случаев вторичная занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Можно выделить целый ряд причин, подталкивающих граждан к поиску дополнительной работы.

       Выделяют так же две группы форм занятости стандартная (формальная) и неформальная занятость.

     Стандартная занятость предполагает обеспечение  трудовой деятельности в соответствии с предусмотренными законом формами найма и определенными социально трудовыми условиями.

     Характеризуется формой найма у одного предпринимателя или в одном государственном учреждении; работой в производственном помещении работодателя или государственном учреждении; стандартный режим использования рабочей силы, как правило, предусмотрен трудовым договором, контрактом или коллективным договором в течение рабочего дня, недели, года.

     Неформальная  занятость – это такое состояние  занятости, при котором отсутствует  один из вышеперечисленных трех пунктов  стандартной занятости.

     Неформальный  сектор рассматривается Международной организацией труда как совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. Причем, международные организации по статистике труда по отношению к хозяйственным единицам, не прибегающим постоянно к наемному труду, не выделяют в качестве обязательного для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия регистрации. В России складывающийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден. Внутри его можно вычленить несколько разновидностей занятости:

  • по видам деятельности - выделяются квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт автомобилей, бытовой техники, строительные работы и т.п.) и работа, не требующая квалификации (мелкая торговля, "челночный" бизнес, оказание различных услуг). Работа такого рода может давать как очень высокий, так и низкий доход;
  • по способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов - выделяются индивидуально занятые, работники и владельцы незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленные работники в зарегистрированных предприятиях, работники формального сектора, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте (прием "своих" клиентов парикмахерами, врачами, выполнение изделий по заказам знакомых и т.п.), работники формального сектора, получающие доходы от неучтенной, укрываемой от налогообложения деятельности своих предприятий;
  • по статусу занятости - выделяются лица, занятые только в неформальном секторе (для которых неформальная занятость является основной) и лица, совмещающие работу в формальном и неформальном секторах (неформальная занятость является вторичной).

     К неформальному сектору в России следует относить официально незарегистрированную экономическую деятельность, занятые которой не платят налогов, осуществляемую гражданами самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц, за собственный счет или с использованием средств труда предприятий формального сектора.

2.5. Принципы занятости

     Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в  сфере занятости. Опираясь на мировой  опыт, в российском обществе были выработаны и закреплены в законодательных актах, прежде всего в Конституции РФ и в Федеральном Законе РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, основные принципы занятости. Неуклонное следование им на практике придаст отношениям занятости устойчивый рыночный характер.

     Первым  принципом, является добросовестность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. А незанятость граждан не служит основанием для их  привлечения к административной и иной ответственности.

     Данный  принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей, независимо от форм собственности, других условий труда, месторасположения объектов  приложения труда.

     Второй  принцип - ответственность государства  за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.

     Этот  принцип говорит о содействии государства усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами: экономическими, законодательными, социальными.

     Третьим принципом выступает комплексный  подход к решению проблем занятости, который состоит в координации  усилий органов власти всех уровней, взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости.

     Государство в новых условиях отказалось от прямого преимущественно административно-централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости. Главными ее звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важную роль в этом играет инвестиционно-структурная, налоговая, финансово-кредитная политика государства. Совместными усилиями объектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменения ее структуры, улучшение качественных характеристик рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий.

2.6. Структура занятости

      Термин  «структура» следует понимать как  внутреннее устройство множества элементов, объединенных в единое целое, в данном случае – занятости населения.

         Структура занятости отражает структуру рабочих мест и изменяется в значительной степени под влиянием последней. Материальной основой структуры занятости и ее изменений являются производительные силы общества, т.е. не только вещественный, технический базис народного хозяйства, но и основная часть рабочей силы, которую в данном случае нужно рассматривать как материальный фактор.

         Социально-экономической основой структуры занятости и ее изменений являются отношения собственности и формы хозяйствования; их структурные изменения находят отражение в изменениях структуры занятости, хотя материальная основа может оставаться неизменной.

      Под влиянием материальных и социально-экономических  факторов структура занятости непрерывно изменяется как показатель уровня экономического развития, эффективности трудового потенциала общества и формирования пропорций распределения используемого обществом труда.

Огромное  значение анализа структуры занятости  населения состоит в том, что  она отражает в единстве социальный, экономический, демографический, этнический и даже экологический аспекты жизни общества.

     Основные  звенья структуры занятости:

  1. социальная,
  2. государственно-частная,
  3. территориально-региональная,
  4. отраслевая,
  5. профессионально-квалификационная,
  6. половозрастная,
  7. национальная,
  8. семейная.

     Все эти звенья структуры занятости  не существуют отдельно друг от друга, они взаимопроникают и присутствуют в занятости как единое целое. Например, структура занятости по возрасту и полу содержится в профессионально-квалификационной, отраслевой, социальной и других звеньях структуры. Вместе с этим все звенья структуры занятости в определенном отношении автономны и имеют самостоятельное значение.

2.6.1. Социальная структура занятости

     Социальная  структура занятости населения  отражает классовую структуру общества, которая изменяется вместе с изменением общественного устройства.

     Социальная  структура занятости населения  в рыночной экономике представлена двумя основными социальными  группами – наемные работники и работодатели.

     Как считают сторонники теории социальной стратификации, среди работодателей – бизнесменов-предпринимателей можно выделить среднюю, крупную и олигархическую части, составляющие 3-5% занятого населения и образующие «высший» класс, причем олигархия составляет сотые части процента занятых.

     Представители малого бизнеса, служащие, интеллигенция, ремесленники, мелкие торговцы, фермеры, менеджеры, элитарные прослойки  рабочих, часть административно-управленческого  персонала образуют основную часть  занятых (около 60-85%), составляя «средний»  класс.

Информация о работе Социально-экономическая ситуация в России и состояние занятости населения