Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:46, курсовая работа
Экономика зародилась одновременно с появлением цивилизации. Она развивалась в соответствии с изменением потребностей людей, переходила из одной формы в другую в зависимости от политики руководящих лиц, однако она существовала постоянно, выполняла свои функции по организации экономической жизни человечества. Истории известны различные, порой абсолютно противоположные формы экономического устройства государств, одним из которых является социально ориентированная модель экономики.
Экономисты долго искали решение, прежде чем пришли к выводу о необходимости разработки такого вида экономического строя государства. Ведь ни одна из ранее существовавших экономических моделей не удовлетворяла потребности граждан так полно, как социально ориентированная. Поэтому создание этой модели, в которой собрано все самое лучшее из рыночной, плановой и других экономик, явилось сенсацией и наилучшим решением проблем всех слоев населения.
1 Социально-ориентированная модель экономики ………………………….5
1.1 Основные признаки ....………………………………………………......5
2.1 Механизмы реализации на примере Германии и Швеции …………11
2 Социально-экономическая модель Республики Беларусь: особенности и результативность ………………….............15
3 Проблемы и перспективы развития социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь….29
Социальная сфера
На 1 октября 2011 г. уровень официально регистрируемой безработицы составил 0,6% к численности экономически активного населения. В январе-августе 2011 г. в экономике республики было занято 4 657,8 тыс. человек, что 0,1% меньше, чем в январе-августе 2010 г.
Темп роста реальной заработной платы в январе-августе 2011 г. снизился до 110,1% к соответствующему периоду 2010 г, что обусловлено инфляцией и обесцениванием белорусского рубля.
Рисунок -15. Динамика темпов роста производительности труда и реальной зарплаты в 2011 году за январь-сентябрь
В направлении сбалансированности положительным моментом является дальнейшее сближение темпов роста реальной заработной платы и производительности труда – разрыв уменьшился до 0,4 п.п.
Реальные располагаемые денежные доходы имеют тенденцию к снижению. В январе-августе уровень денежных доходов составил 105,8% к январю-августу 2010 г. (в 1 квартале – 119,3%, в 1 полугодии – 109,9%), что в первую очередь обусловлено инфляционными процессами.
Что касается демографической ситуации с стране, то по состоянию на 1 июля 2011 года численность населения Республики Беларусь составила 9467,9 тыс. человек, что на 21,1 тыс. меньше, чем на 1 июля 2010 года. Число родившихся в первом полугодии 2011 года по данным текущей статистики составило 50801 человек, что на 2100 человека или 4,0 процента меньше, чем в аналогичном периоде 2010 года. В целом по республике отмечено снижение числа родившихся как среди городского (95,7 процента), так и сельского (97,0 процента) населения. Рост числа родившихся произошел лишь в городских поселениях Гродненской области (100,3 процента). В первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года число умерших в Республике Беларусь увеличилось на 1,2 процента и составило 69468 человека. Снижение смертности отмечено лишь в сельской местности (96,9 процента), тогда как в городских поселениях произошло ее увеличение на 4,4 процента. По данным видно, что смертность в республике преобладает над рождаемостью.
За последние годы отечественная медицина вышла на качественно новый уровень, позволяющий проводить операции по пересадке сердца, печени и поджелудочной железы. Так, в республике в 2011 году выполнено 11 трансплантаций сердца, 25 – печени и 100 пересадок почек, в том числе 8 – детям. Проведено также 127 трансплантаций костного мозга и гемопоэтических клеток, 130 операций по пересадке роговицы глаза, 1033 кардиохирургические операции, из них 6499 - на сердце, 3872 – на сосудах. Благодаря успешной реализации мероприятий программ в области здравоохранения улучшаются доступность и качество медицинской помощи всем слоям населения. Это происходит благодаря государственному финансированию и его приданию особой значимости здоровья населения страны. В 2011 году из госбюджета на здравоохранение было выделено 14 491 234,0 тыс.руб.
Говоря о высшем образовании, то можно сказать, что его престиж растет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего за счет студентов платного обучения. Эксперты утверждают, что уже сегодня различия между развитыми и развивающимися государствами только на одну треть обусловлены различием в экономике, а на две трети — различием в уровне и качестве образования. Именно поэтому в Республике Беларусь образованию уделяется самое пристальное внимание. На него тратятся немалые бюджетные средства. В 2011 году сумма госфинансирования сферы образования составила 28 235 600,0 тыс.руб.
Социальная поддержка учащейся и студенческой молодежи – неизменный приоритет государственной молодежной политики. Минимальная учебная стипендия на сентябрь 2011 года составляла 148 680 руб. За время деятельности специальных фондов Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и социальной поддержке одаренных учащихся около 15 тыс. молодых талантов были отмечены стипендиями, премиями и другими наградами. Подавляющее большинство стипендиатов и лауреатов премий продолжают обучение, становятся профессионалами, реализуя свои возможности и подтверждая результативность деятельности фондов.
Должное внимание уделяется и пожилой части населения страны. Размер средней трудовой пенсии в ноябре 2011 года составил Br949,7 тыс., среднемесячная трудовая пенсия в январе-ноябре текущего года возросла на 37,4% к соответствующему периоду прошлого года. Несмотря на то, что в нашей республике уделяется должное внимание социальной политике, все же остается ряд неразрешенных проблем, среди которых - сложная демографическая ситуация, проблемы скрытой безработицы, бедности. Нуждаются в совершенствовании многие вопросы оплаты труда, доходов населения, охраны и безопасности труда, социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей; развития отраслей социально-культурной сферы. [14].
Рассмотрев основные показатели за январь-сентябрь 2011 года, можно сформулировать основную проблему для развития
социально-ориентированной экономики Республики Беларусь на данном этапе. Это финансовый (экономический) кризис.
Основными причинами кризиса чаще всего называют следующие факторы:
растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса;
эмиссия белорусского рубля Нацбанком;
недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей;
повышение цен на энергоресурсы.
Последствия же экономического кризиса в Беларуси состоят в следующем.
Финансовый кризис привёл к падению уровня жизни. Средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка снизилась с $500 до $312. Что произошло из-за очень высокой инфляции, которая по официальным данным составляет 100,6 % с 15 ноября 2011 года.
Инфляция в Беларуси по годам с 2000 г. |
2000 — 107,5 % |
2001 — 46,1 % |
2002 — 34,8 % |
2003 — 25,4 % |
2004 — 14,4 % |
2005 — 8,0 % |
2006 — 6,6 % |
2007 — 12,1 % |
2008 — 13,3 % |
2009 — 10,1 % |
2010 — 9,9 % |
2011, за январь-октябрь — 88,7% . Обновлённый прогноз Нацбанка — 100,6% за год |
2012, прогноз Нацбанка (октябрь 2011) — 19% |
Таблица 2. Инфляция в Республике Беларусь в 2000-2012 годах.
Из таблицы видно, что в 2011 году уровень инфляции на 6,9% ниже, чем в 2000 году, для которого характерен спад в экономике, и на 94% выше, чем уровень инфляции 2006 года, когда экономика Беларуси показывала высокую результативность.
Для поддержки населения работникам бюджетной сферы были выплачены разовые компенсации, повысилась тарифная ставка первого разряда, по которой рассчитывается заработная плата. В связи с этим увеличилась и стипендия студентам. В течение года поднялась пенсия.
Ставка рефинансирования за год выросла на 25% и на 10 ноября 2011 года составляет 40%.
Из-за нехватки валюты частично или полностью парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждает предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации.
В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:
выход на положительное сальдо внешней торговли;
сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);
приватизация малоэффективных предприятий;
отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;
рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;
отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;
удерживание инфляции на уровне 19%.
Как было отмечено ранее, на данный момент вышеперечисленные планы находятся в статусе разработки, и в ближайшем будущем согласно Указу Президента будут утверждены с дополнениями и доработками.
В связи с пересмотрением некоторых направлений страны вследствие экономического кризиса функционирование различных сфер экономики и государственного сектора претерпевают изменения. Для
социально-ориентированной модели экономики это свойственно, тем более для экономики Республики Беларусь, которая является переходной. Но неизменным остается главное – цель ее развития [22].
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Достижение поставленной цели должно осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
развитие импортозамещающих производств;
устойчивое развитие регионов;
строительство качественного и доступного жилья;
повышение эффективности агропромышленного комплекса.
Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии должна быть сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.
На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования в плане создание стимулов для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.
Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым,
материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.
Основными задачами инвестиционной политики являются приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.