Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особоенности ее функцианирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Экономика зародилась одновременно с появлением цивилизации. Она развивалась в соответствии с изменением потребностей людей, переходила из одной формы в другую в зависимости от политики руководящих лиц, однако она существовала постоянно, выполняла свои функции по организации экономической жизни человечества. Истории известны различные, порой абсолютно противоположные формы экономического устройства государств, одним из которых является социально ориентированная модель экономики.
Экономисты долго искали решение, прежде чем пришли к выводу о необходимости разработки такого вида экономического строя государства. Ведь ни одна из ранее существовавших экономических моделей не удовлетворяла потребности граждан так полно, как социально ориентированная. Поэтому создание этой модели, в которой собрано все самое лучшее из рыночной, плановой и других экономик, явилось сенсацией и наилучшим решением проблем всех слоев населения.

Содержание

1 Социально-ориентированная модель экономики ………………………….5
1.1 Основные признаки ....………………………………………………......5
2.1 Механизмы реализации на примере Германии и Швеции …………11
2 Социально-экономическая модель Республики Беларусь: особенности и результативность ………………….............15
3 Проблемы и перспективы развития социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь….29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ГОТОВАЯ.doc

— 2.12 Мб (Скачать)


10

 

Министерство  образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени  Франциска Скорины»

 

 

Факультет Экономический

                            

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы  МЭ-21                                     Белоусова Анастасия Сергеевна

                                                                               

 

                                                                                                                                 подпись                                                                                   

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент                     Дмитриева Наталья Юрьевна

                                                                                         

 

                                                                                                               подпись                                                              

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

Гомель 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

1 Социально-ориентированная модель экономики ………………………….5

    1.1 Основные признаки ....………………………………………………......5

    2.1  Механизмы реализации на примере Германии и Швеции …………11

2 Социально-экономическая модель Республики Беларусь: особенности и результативность …………………...................................................................15

 

3 Проблемы и перспективы развития социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь ………………………………..29

Заключение ……………………………………………………………………47

Список использованных источников…………...……………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ 

     Экономика зародилась одновременно с появлением цивилизации. Она развивалась в соответствии с изменением потребностей людей, переходила из одной формы в другую в зависимости от политики руководящих лиц, однако она существовала постоянно, выполняла свои функции по организации экономической жизни человечества. Истории известны различные, порой абсолютно противоположные формы экономического устройства государств, одним из которых является социально ориентированная модель экономики.

     Экономисты долго искали решение, прежде чем пришли к выводу о необходимости разработки такого вида экономического строя государства. Ведь ни одна из ранее существовавших экономических моделей не удовлетворяла потребности граждан так полно, как социально ориентированная. Поэтому создание  этой модели, в которой собрано все самое лучшее из рыночной, плановой и других экономик, явилось сенсацией и наилучшим решением проблем всех слоев населения.

     Беларусь  как никакая другая страна нуждается  в реорганизации и совершенствовании экономической сферы. Это очень молодая страна, которая имеет скромный опыт в управлении и регулировании экономических процессов внутри страны. К тому же, после развала Советского Союза и обретения суверенитета республика оказалась на распутье: какой же путь развития выбрать? В этой ситуации единственно верным решением было избрать принципиально новую модель дальнейшего развития. Что и было успешно сделано. Взяв за основу социально ориентированную экономику, модернизировав ее, адаптировав под нашу экономическую обстановку, согласовав ее с потребностями и нуждами граждан, мы получили нашу социально ориентированную и экологически ответственную смешанную экономику.

Главной целью курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами работы стали:

           определение сущности социальной экономики в целом и изучение опыта формирования социально-экономических моделей Германии и Швеции;

           выявление особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития;

           определение результативности и эффективности проведенных реформ;

           изучение важности и необходимости проведения дополнительных преобразований в социально-экономической сфере.

     Данная  проблема довольно широко разработана белорусскими учеными-экономистами. Она представляет огромный интерес, т.к. имеет непосредственное отношение к жизни каждого гражданина нашей страны, а также она вызывает заинтересованность экономистов других государств. Это вызвано не только теоретическим любопытством, но и возможностью практического применения разработанных и реализованных у нас в стране программ социально-экономического развития республики.

     Для экономики Беларуси характерны общие и особенные черты социально-ориентированной модели, и изучение этих особенностей, поиск наилучших вариантов реализации – важнейшая задача теории и практики хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

1.1 Основные признаки

Социально-ориентированная экономика – это эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем.

Исторические истоки данного понятия следует искать в конце XIX века в так называемой социальной экономии – совокупности концепций, направленных на решение острых социальных проблем капитализма: безработицы, социального неравенства и бедности, эксплуатации, угнетения женщин и т.п. Социальная экономия поставила вопрос  необходимости вмешательства государства в разрешение этих проблем.

Однако вскоре в зависимости от того, кому отводилась решающая роль в социальных преобразованиях, социальная экономия разделилась на два течения:

      французский солидаризм (главная роль отводится объединениям и ассоциациям трудящихся, их кооперативам, которые на основе взаимопомощи способны сами решить социальные проблемы);

      катедер-социализм (главная роль отводится государству), который впоследствии вылился в теорию социального рыночного хозяйства, выдвинутую А. Мюллером-Армаком, когда Германия после Второй мировой войны искала новый путь развития. Он аргументировал необходимость социального рыночного хозяйства по пяти основным направлениям:

      критика тоталитарно-управляемой экономики;

      критика капитализма свободной конкуренции, его отрицательных сторон;

      высказывания в пользу управления экономикой посредством использования рыночного механизма;

      обоснования, что социальные компоненты – необходимые дополнения к рыночному хозяйству, поскольку само оно не предполагает достижения социально справедливых результатов;

      необходимость особого выделения отдельных сфер – тех, где автоматически рынок не создает социально-приемлемые результаты;

     Начиная с 1948 года, эти идеи приобрели статус государственной доктрины. Успешная ее реализация получила впоследствии название «немецкое экономическое  чудо». Стратегия экономической политики в то время заключалась в возрождении способности предприятий к прибыльной работе и инвестициям, рыночного ценообразования, при этом контроль государства сохранялся за ценами на жизненно первостепенные продовольственные товары, а также нефть, транспорт и минеральные удобрения.

Таким образом, к успеху в преобразовании послевоенной Германии привели следующие факторы:

      массированная зарубежная (в основе - американская) помощь в виде капиталовложений, таможенных и прочих льгот;

      создание государственной системы  активной поддержки экономических  преобразований;

      создание сильных социальных  институтов: пенсионный фонд, социальное  страхование, общество потребителей  и т.п.;

      создание системы социального  партнерства;

      интеграция страны в ЕЭС.

     Сформировавшееся  в результате социальное рыночное хозяйство имело следующие основные характеристики:

      Обеспечение определенного баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

      Активная государственная поддержка конкуренции на основе создания единых «правил игры».

      Проведение социальной политики на основе компромиссов, а также предоставления социальных благ.

      Стимулирование экономических инноваций.

      Проведение структурной политики.

      Активное социальное партнерство на базе договорных равноправных отношений социально-экономических партнеров, особенно в вопросах заработной платы, условий труда и т.п.

     Таким образом, можно выделить основные функции социальной рыночной экономики:

      Обеспечение материальных условий жизнеспособности общества.

      Функция социальной стабилизации и социального мира.

      Функция создания условий для более широкого удовлетворения тех потребностей, на которые не откликается рынок, но удовлетворение которых важно в социальном отношении.

      Функция социальной защиты тех, кто оказался в силу ряда объективных причин вне «рыночной игры» (дети, безработные и т.п.).

      Функция повышения благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны.

Опыт  различных стран и развивающаяся  теория позволяют вывести основные принципы социальной рыночной экономики:

      Социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.

      Принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.

      Принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.

      Принцип установления социальных гарантий как гарантии равных для всех социальных слоев возможностей.

      Принцип социальной справедливости для всех слоев населения.

      Принцип социальной защиты тех, кто оказался незащищенным.

      Принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния.

      Принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.

      Принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.

      Принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.

     Главными  составляющими компонентами социальной рыночной экономики являются рыночное хозяйство и социальная сфера. Их соотношение, структура не могут обозначиться заранее жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий (от уровня развития страны, ее экономического потенциала, истории, менталитета и т.п.), поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах. Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики заложена самой этой формулой, в которой «социальная» и «рыночная» существуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы, и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, даже в противоречивости двух составляющих – рыночности и социальности, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонентов. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы и не выходили из ее координат.

     Главный критерий социально ориентированной  рыночной экономики –ее социальная устойчивость. Социальная устойчивость  такое состояние общества и  его граждан, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.

    Формами проявления социальной стабильности служат:

      отсутствие поляризации доходов  и положения разных социальных групп населения;

      достаточность доходов всех слоев  населения для самообеспечения  воспроизводства своей жизни;

      наличие социальных гарантий;

      надежность социальной защиты;

      отсутствие социальных конфликтов.

     Для обеспечения социальной устойчивости обществу необходима развитая социальная сфера, представляющая совокупность отраслей экономики и экономических отношений, которые, отражая и реализуя интересы разных социальных групп населения данного общества, обеспечивают общественное воспроизводство человеческого потенциала. Социальная сфера определяет реальное состояние субъектов и через них влияет на доходность и эффективность экономики.

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особоенности ее функцианирования