Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особоенности ее функцианирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Экономика зародилась одновременно с появлением цивилизации. Она развивалась в соответствии с изменением потребностей людей, переходила из одной формы в другую в зависимости от политики руководящих лиц, однако она существовала постоянно, выполняла свои функции по организации экономической жизни человечества. Истории известны различные, порой абсолютно противоположные формы экономического устройства государств, одним из которых является социально ориентированная модель экономики.
Экономисты долго искали решение, прежде чем пришли к выводу о необходимости разработки такого вида экономического строя государства. Ведь ни одна из ранее существовавших экономических моделей не удовлетворяла потребности граждан так полно, как социально ориентированная. Поэтому создание этой модели, в которой собрано все самое лучшее из рыночной, плановой и других экономик, явилось сенсацией и наилучшим решением проблем всех слоев населения.

Содержание

1 Социально-ориентированная модель экономики ………………………….5
1.1 Основные признаки ....………………………………………………......5
2.1 Механизмы реализации на примере Германии и Швеции …………11
2 Социально-экономическая модель Республики Беларусь: особенности и результативность ………………….............15
3 Проблемы и перспективы развития социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь….29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ГОТОВАЯ.doc

— 2.12 Мб (Скачать)

В круг объектов государственного регулирования социальной сферы включают:

      создание такого социального  порядка на производстве, при котором складывается уважительное отношение к работнику наемного труда как к человеку и коллеге;

      реализация конкурентного порядка;

      проведение оптимальной политики  для преодоления возможных злоупотреблений  экономической властью;

      проведение политики занятости;

      выравнивание доходов для устранения  нездоровой их разницы через  налоги, дотации, выплаты на детей,  жилье и т.п.;

      проведение жилищной политики  и строительство социального  жилья;

      осуществление структурной политики;

      создание товариществ взаимопомощи;

      развертывание социального страхования;

      планирование городского строительства;

      установление минимальной заработной 

     платы и обеспечение ее выплаты;

      сохранение здоровья нации (народа);

      сохранение национальной безопасности;

      охрана окружающей среды.

     Важнейшими  принципами организации и использования  социальной сферы в социально  ориентированной рыночной экономике  можно назвать следующие:

      Принцип социального паритета граждан: перед всеми законами, в национальных и других отношениях, вероисповедании и т.п.

      Принцип социальной солидарности, понимаемый как общая взаимная поддержка, опирающаяся на общность основных целей всех граждан данной страны.

      Принцип социальной справедливости, рассматриваемый в целом как отношения симметричности в жизни общества и его социальных групп, например, соответствие прав и обязанностей, адекватность трудового вклада и социального положения человека и т.п.

     Для выполнения функций и реализации изложенных принципов социальной сферы  возникает необходимость в особой социальной политике, которая представляет собой совокупность форм и    методов государственного регулирования социально-экономических условий жизни и отношений между социальными группами общества.

Однако  социальную политику не всегда возможно осуществить в полной мере, особенно это касается переходного периода. Поэтому различается краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная социальная политика. На каждом из этих уровней реализуются свои конкретные цели, актуальные для данного периода.

      Обратим внимание еще на один элемент рассматриваемой  формулы социальной политики, под названием «социальное рыночное хозяйство». Последний ее элемент уже не адекватен  современным тенденциям развития. В  ряде развитых стран мира рыночный тип экономики устойчиво сменился смешанным типом, где рыночная координация в значительной мере дополняется государственным регулированием экономики, а рыночный (прибыльный) сектор национального хозяйства сочетается с неприбыльным сектором, производящим общественно необходимые блага и услуги, невыгодные для рыночного сектора хозяйства. Таким образом, рассматриваемая модель преобразуется в социально ориентированную смешанную модель экономики.

       Коренная  суть смешанной экономики заключается  в сочетании рыночной и нерыночной форм организации производства для  удовлетворения общественно важных потребностей. Существование и рост государственного сектора экономики  наряду с рыночным можно видеть в Германии (47,7%), Франции (54%), Финляндии (54%0), Швеции (62%). Таким образом, государственный сектор экономики означает, что субъектом экономики становится государство. Однако он является неприбыльным, т.е. нерыночным и организуется ради удовлетворения социально важных, но неплатежеспособных потребностей, т.е. для расширения круга и увеличения степени удовлетворения определенных потребностей за счет создания благ в особом общественном секторе экономики.

     Таким образом, социально ориентированная  экономика может реализоваться только в рамках смешанной экономики. Это подтверждается практикой ряда стран, в которых сформировались модели социальной смешанной экономики.

Подытоживая, хотелось бы отметить основные характеристики рассматриваемого вида экономической системы. Социально ориентированная экономика – это:

      Экономика, формирующаяся под воздействием определенных провалов рынка и централизованно-плановой системы;

      Смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности;

      Смешанная экономика, сочетающая прибыльный и неприбыльный секторы;

      Экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость общества;

      Экономика, регулируемая сочетанием рыночного механизма и государства, притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования;

      Экономика, функционирующая на основе принципа социального партнерства;

      Экономика, где приоритетно реализуется принцип экологической ответственности.

     Исходя  из основных характеристик социально  ориентированной рыночной экономики, можно вывести и основные критерии, позволяющие определить социальную ориентированность экономической политики и ее реализации в той или иной стране. Такими критериями могут быть:

      социальная устойчивость и социальный  мир в стране;

      общий уровень ВВП на душу  населения данной страны, превышающий  среднемировой;

      снижение доли населения, находящегося  за чертой бедности до соответствия уровню безработицы (в Беларуси ниже черты бедности живут 22% населения) [7, с.148];

      снижение уровня безработицы  до фрикционного ее уровня;

      рост продолжительности жизни  и ее качества выше среднемирового.

При таком подходе к социально  ориентированному виду экономики кроме названных ее признаков, можно выделить также и антипризнаки:

      наличие высокого уровня безработицы  (выше фрикционного уровня);

      наличие групп граждан, находящихся  ниже черты бедности, по численности превышающих численность безработных;

      наличие социальных конфликтов в данном обществе, обуславливающих  его социальную неустойчивость [1, с.197].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Механизмы реализации на примере Германии и Швеции

        Социально ориентированная модель экономики характерна для таких развитых стран, как Германия, Австрия, Франция, Греции, Швеция, Финляндия, которая реализуется в каждой из них с некоторыми различиями. Наиболее интересными являются германская и шведская модели.

        Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей:

      гражданского и хозяйственного права, с одной стороны;

      системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.

      Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

      Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

      индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

      социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

 антициклическое регулирование;

 стимулирование технологических и организационных инноваций;

 проведение структурной политики;

 защита и поощрение конкуренции.

        Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

        Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

      Достижение максимально высокого благосостояния:

      благодаря установлению порядка конкуренции;

      благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;

      благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать;

      благодаря обеспечению свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики.

      Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен.

      благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;

      благодаря стабильности государственного бюджета;

      благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.

      Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества

      за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;

      благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;

      за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п.

      Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики [8, с.186-188].

 

      Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

 

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, а доля государственных расходов - на уровне 60% ВВП, причем большая часть этих расходов направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры — на государство. Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были:

      полная занятость

      выравнивание доходов.

     Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особоенности ее функцианирования