Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:46, курсовая работа
Экономика зародилась одновременно с появлением цивилизации. Она развивалась в соответствии с изменением потребностей людей, переходила из одной формы в другую в зависимости от политики руководящих лиц, однако она существовала постоянно, выполняла свои функции по организации экономической жизни человечества. Истории известны различные, порой абсолютно противоположные формы экономического устройства государств, одним из которых является социально ориентированная модель экономики.
Экономисты долго искали решение, прежде чем пришли к выводу о необходимости разработки такого вида экономического строя государства. Ведь ни одна из ранее существовавших экономических моделей не удовлетворяла потребности граждан так полно, как социально ориентированная. Поэтому создание этой модели, в которой собрано все самое лучшее из рыночной, плановой и других экономик, явилось сенсацией и наилучшим решением проблем всех слоев населения.
1 Социально-ориентированная модель экономики ………………………….5
1.1 Основные признаки ....………………………………………………......5
2.1 Механизмы реализации на примере Германии и Швеции …………11
2 Социально-экономическая модель Республики Беларусь: особенности и результативность ………………….............15
3 Проблемы и перспективы развития социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь….29
высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно- производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного – творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции ''человеческого капитала'' и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация) [8, с.189-190].
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'', хотя и ''продвинутый''.
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции.
Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
2 СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Сценарий, по которому проводятся реформы и структурная перестройка в Беларуси после распада СССР и образования нашего государства, впервые была изложена Президентом Республики Беларусь Лукашенко А.Г. на втором экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 1998 году. Говоря об экономической модели он, в частности, подчеркнул:
«Реформа — это совершенствование того, что создано, потому что сломать и создать новое у нас нет ни времени, ни средств. Да и нужно ли это делать вообще?»
Реформа в Беларуси предполагает «формирование социально-ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности с различными формами хозяйствования — акционерной, коллективной, арендной и другими». Лукашенко А.Г.
Исходные составляющие, которые определяли выбор белорусской модели, включали:
— существующую базу, создаваемую многими десятилетиями;
— необходимость создания цивилизованного государства, способного в трудное время защитить интересы подавляющего большинства своего населения, эффективно контролирующего и регулирующего практически все экономические процессы;
— разумное использование планирования и прогнозирования на пути строительства многоукладной экономики;
— максимальное использование потенциала республики, обусловленного наличием высококвалифицированных кадров, хорошо развитой инфраструктуры и высокоиндустриальной экономики;
— организованность и порядок [12].
Необходимость научной разработки и обоснования механизма функционирования и дальнейшего развития социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь предопределяется рядом обстоятельств:
Необходимо конкретизировать ожидаемый результат перехода от централизованно-планируемой экономики к рыночной, определить сущность и содержание формирующейся при этом новой системы общества. Это сводится к определению его структурных составляющих и параметров развития, того, что оно несет в себе для человека, предприятий и коллективов, регионов и страны в целом, что общего и особенного в моделях социально-ориентированной экономики в разных странах.
В соответствии с разработанной моделью необходимо сформулировать стратегические цели и задачи социально-экономической политики в республике. Это предполагает решение вопросов о сути и приоритетных направлениях формирования общества с социально-ориентированной рыночной экономикой.
Уточнение общей стратегической цели социально-экономического развития в интересах отдельных субъектов хозяйствования, что поможет эффективно реализовать выбранную модель.
Рассмотрение основных целей и задач нашей страны в контексте долгосрочных тенденций мирового социально-экономического развития для того, чтобы выбранная нами модель социально ориентированной экономики соответствовала условиям будущего.
Одна из основополагающих глобальных особенностей современного мира является социализация. Она заключается в повышении влияния социального начала, социальных отношений, связанных с человеком, человеческим потенциалом, человеческим и интеллектуальным капиталом. Социализация – это огромный узел экономических, социальных, и идеологических проблем. На ее основе происходит переход к инновационному типу экономического роста, основанному на потенциале интеллекта, образованности и творчества персонала. Однако
социально-ориентированная экономика постоянно меняется, поэтому необходимо, чтобы выбранная модель не оказалась ошибочной и достигнутые стратегические цели развития не оказались устаревшими.
Экономика Беларуси по критериям социальной ориентированности последовательно подходит, а по некоторым из них превосходит пороговые значения. Ее характерными особенностями являются:
доминирование общественной собственности при определяющей роли государственной собственности;
приоритет социальной политики и социального благосостояния в экономическом развитии, что соответствует тенденции социализации;
возрастание роли человеческого потенциала и высокая доля государственных расходов на его поддержание;
эволюционное формирование рыночной экономики и рыночного механизма хозяйствования на основе сочетания рыночных принципов и государственного регулирования;
преобладание государственного финансирования и оказание социальных услуг (около 60% бюджета направляется на социальные нужды);
приоритет адресности и внерыночности в предоставлении социальных услуг и др.
Социальная экономика не является раз и навсегда заданной, она находится в постоянном движении. На это влияют следующие факторы:
становление постиндустриального общества;
усиление процессов экономической глобализации;
нарастание глобальных проблем человечества;
приоритет неисчерпаемых источников развития (человеческого потенциала и потребления), который способствует физическому и духовному совершенствованию человека; индивидуализация условий труда, повышение его творческого характера;
несбалансированность бюджетной системы из-за значительных расходов на социальное обеспечение;
угроза падения темпов экономического роста;
повышение уровня безработицы и снижение мобильности рынка труда;
спад конкурентной активности и др. [13, с.5]
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания.
Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ. Республике Беларусь требуется дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированной рыночной экономики, повышение социальной активности населения, усиление экологической функции государства, формирование общественного экологического мировоззрения и осознание ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала. Особое внимание должно уделяться гармонизации отношений общества и природы за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей природной среды. Требует совершенствования экономический механизм природопользования с учетом ожидаемых преобразований в сфере производства и социальной жизни. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды должно быть направлено на интеграцию и взаимодействие экологических факторов и экономических стимулов: поощрение наиболее эффективных мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду и установление экономических барьеров для неэффективных с экологической точки зрения видов деятельности [10].
Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально-ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной.
Экологическая ситуация в Беларуси усложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, широким развитием химических и нефтехимических производств, промышленности строительных материалов, крупных машиностроительных предприятий. Существовала еще одна проблема: наличие большого количества животноводческих комплексов, которые не были обеспечены реальными возможностями для утилизации отходов. Однако благодаря Программе возрождения села и поднятию сельского хозяйства страны данная проблема уже не так остра.
Одной из задач нашего государства является осуществление рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Она осуществляется благодаря следующим действиям:
Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования;
Охрана и рациональное использование природно-
Безопасность применения биотехнологий и биологическая безопасность;
Повышение безопасности использования токсичных химических веществ;
Использование и обезвреживание отходов производства и потребления;
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
экологическая безопасность функционирования оборонных объектов;
Развитие проблемных регионов. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
Согласование национального природоохранного законодательс
В ряду требующих разрешения проблем особое место занимает преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долларов США, что равно 32 бюджетам республики 1985 года. Сюда включены потери, связанные с:
ухудшением здоровья населения;
ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству;
загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов;
а также дополнительные затраты, связанные с осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения [16].
В структуре общего ущерба за 1986-2015 годы наибольшую долю (81,6 %) занимают затраты, связанные с поддержанием функционирования производства и осуществлением защитных мер, которые составляют 191,7 млрд. дол. США.
Государство активно поддерживает население, проживающее в загрязненных районах и пострадавшее от взрыва на ЧАЭС. Данная группа пользуется различными льготами в сфере здравоохранения, образования, при оплате услуг ЖКХ и др.
Как видно, Беларусь активно проводит политику поддержки граждан после катастрофы на Чернобыльской АЭС, что еще раз подтверждает, что наша модель экономики является социально ориентированной.