Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особоенности ее функцианирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Экономика зародилась одновременно с появлением цивилизации. Она развивалась в соответствии с изменением потребностей людей, переходила из одной формы в другую в зависимости от политики руководящих лиц, однако она существовала постоянно, выполняла свои функции по организации экономической жизни человечества. Истории известны различные, порой абсолютно противоположные формы экономического устройства государств, одним из которых является социально ориентированная модель экономики.
Экономисты долго искали решение, прежде чем пришли к выводу о необходимости разработки такого вида экономического строя государства. Ведь ни одна из ранее существовавших экономических моделей не удовлетворяла потребности граждан так полно, как социально ориентированная. Поэтому создание этой модели, в которой собрано все самое лучшее из рыночной, плановой и других экономик, явилось сенсацией и наилучшим решением проблем всех слоев населения.

Содержание

1 Социально-ориентированная модель экономики ………………………….5
1.1 Основные признаки ....………………………………………………......5
2.1 Механизмы реализации на примере Германии и Швеции …………11
2 Социально-экономическая модель Республики Беларусь: особенности и результативность ………………….............15
3 Проблемы и перспективы развития социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь….29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ГОТОВАЯ.doc

— 2.12 Мб (Скачать)

     Одной из важнейших особенностей социальной политики Республики является социальная защита населения. Она представляет собой взаимосвязанные законодательные, экономические и социальные условия, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная защита интересов человека включает в себя систему мер:

   по защите его от безработицы,

   потери или сокращения доходов в случае болезни,

   рождения ребенка,

   производственной травмы,

   инвалидности,

   старости и т.п.

    В настоящее время законодательно  устанавливаются размеры минимальной заработной платы, минимальной пенсии, существуют стандарты в области образования, здравоохранения, разработана и используется новая модель оплаты жилья, коммунальных услуг, потребляемой в быту электроэнергии.

     В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов можно реально  помочь только тем, кто в силу объективных  причин не в состоянии самостоятельно решить проблемы собственного обеспечения.        Оказание социальной помощи предполагает применение принципа адресности.

     Забота  о людях проявляется и в  уровне обеспечения их услугами:

 бытовыми,

 коммунальными,

 торговыми,

 медицинскими,

 юридическими,

 организаций культуры,

 страхования,

 управления имуществом.

     Право на социальную поддержку должно сочетаться с обязанностью активного участия в общественном производстве, в общественно полезном труде, максимальной реализации возможностей граждан по самообеспечению.

     Принципами  социальной защиты граждан в нашей  республике являются:

 принцип надежности системы социальной  защиты населения;

      принцип максимального использования  заработной платы как основного источника обеспечения социальной 

защиты занятого трудоспособного населения;

      создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и 

незащищенных слоев и малоимущих групп 

населения;

      принцип контроля и проверки  нуждаемости в социальной защите;

      принцип регулирования соотношения  сверхвысоких и низких доходов различных слоев населения;

      принцип реализации целевых программ поддержки государством 

малообеспеченных  граждан.

     Таким образом, социальная политика в обществе реализуется в целях:

 обеспечения  условий повышения уровня жизни  населения,

 поддержания справедливости в обществе,

 нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики.

      Можно поставить вопрос: какое же место в белорусской модели занимают приватизация, рыночные отношения и частное предпринимательство? Начнем с рыночных отношений. Сегодня ни одна страна не может полноценно развиваться вне рыночных отношений. Особенно такая экспортно-ориентированная страна, как Беларусь (экономика нашего государства имеет высокую степень открытости — доля экспорта товаров и услуг в ВВП превышает 60 % [16]). Не существует какого–либо распределительного органа, который заставил бы приобретать в зарубежных странах тракторы, холодильники, продовольственные и другие товары белорусского производства. Все это можно продать только на основе свободной конкуренции, т.е. на рыночных условиях. Другое дело, что сегодня рынок — это уже не дикая стихия. Он приобрел цивилизованные формы, которые регулируется целым рядом правил и ограничений. И в Беларуси рыночные процессы в определенной мере контролируются государством. Например, ограничиваются цены на социально значимые продукты питания. Нельзя допустить, чтобы цены на основные продукты питания у нас в стране устанавливались стихийно, исходя из интересов производителей. Какая бы ни была экономическая обстановка, все люди должны достаточно питаться и, следовательно, продукты питания должны быть доступными. Поэтому государство жестко контролирует цены на них. Конечно, это в определенной мере ограничивает возможности материального развития сельхозпроизводителей. Но государство, насколько это возможно, компенсирует им часть затрат из бюджета. Поэтому бюджетная поддержка сельского хозяйства неизбежна. По существу, государство дотирует не сельское хозяйство, а потребителей, т.е. все население страны, осуществляя это путем искусственного сдерживания цен на продукты питания. Это очень важный фактор социальной справедливости. А бюджетную поддержку сельского хозяйства можно рассматривать как компенсацию производителю упущенной выгоды от ограничения розничных цен на его продукцию.

      Говоря о частной собственности и частном предпринимательстве нельзя не сказать, что раскрепощение инициативы, свобода предпринимательства являются необходимыми условиями для эффективного развития экономики. А гарантом свободы предпринимательства является частная собственность. Частник сам решает, куда и как ему вкладывать деньги. Это его собственная инициатива и его собственный риск.

      Но такое положение в полной мере справедливо лишь для мелкого и среднего бизнеса. Для крупных предприятий форма собственности не играет определяющей роли. В любом случае там нет единого хозяина, который бы на сто процентов распоряжался предприятием, и в любом случае все работники фирмы, включая директора, являются наемными.           Однако на практике имеется существенная разница в уровне бюрократизма, свойственного системе управления предприятиями в этих двух случаях. Как правило, руководители государственных предприятий каждый свой шаг должны согласовывать с соответствующим министерством или другими органами власти, что сдерживает инициативу руководителей, делает государственное предприятие менее гибким и мобильным по сравнению с частным. Но в идеале, при минимальном вмешательстве в дела предприятия со стороны государства, обе формы собственности могут быть одинаково эффективны.

      Отсюда следует вывод, что главное в нашей экономической политике на современном этапе — это не быстрая и массовая приватизация крупных предприятий, а либерализация их деятельности, расширение их прав, упрощение налоговой системы, сведение к минимуму разного рода бюрократических процедур, предоставление одинаковых возможностей для любого бизнеса независимо от формы собственности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что иностранные инвестиции могут прийти лишь в частные предприятия. Поэтому в перспективе, учитывая возрастающие процессы глобализации экономики, неизбежно придется переходить к частной собственности почти во всех сферах экономической деятельности. Но делать это надо постепенно, накапливая опыт, формируя традиции и законодательную базу, причем в первую очередь на примере мелкого и среднего бизнеса.

        Говоря о результативности социально-ориентированной модели экономики Республики Беларусь, следует отметить, что наше государство продвинулось далеко вперед от прежнего уровня состояния экономики, характерного для периода после развала СССР.

        Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь в 1994—2005 гг. стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики, приостановила инфляцию и без помощи из-за границы сократила дефицит государственного бюджета. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение.

       Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. являлся дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства наибольшего благоприятствования для людей.

       Государственными приоритетами социально-экономического развития в 2006—2010 гг. были объявлены:

 всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, совершенствования систем образования, здравоохранения и других областей сферы услуг;

 инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;

 увеличение экспортного потенциала страны на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции;

 развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села;

 развитие малых и средних городов;

 жилищное строительство [17].

   Однако глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся в IY квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года, внес свои коррективы в развитие экономики РБ. Он выразился в резком снижении деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества, привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести:

 падение промышленного производства;

 резкое сокращение объемов внешней торговли, в том числе экспорта;

 существенное замедление динамики повышения уровня жизни населения;

 ухудшение финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.

      Вместе с тем, сохранение в республике макроэкономической стабильности в условиях влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса с выходом на объем валового внутреннего продукта по результату 2009 года на уровне 100,2 процента к итогу 2008 года следует рассматривать позитивно.

     Отмеченные выше негативные проявления в экономическом развитии республики в 2009 году, обусловили отставание по итогам четырех лет пятилетки от параметров Программы по объему валового внутреннего продукта – 131,7 процента к уровню 2005 года (по Программе в диапазоне 134,8-140,5 процента), из-за заметного отставания по производству продукции сельского хозяйства – 121,7 процента (126,2-134,2 процента) и продукции промышленности – 131,2 процента (132,3-137,9 процента).         Также не достигнуты параметры по экспорту товаров и услуг – 136,5 процента (140,5-145,7 процента) и импорту товаров и услуг 170,1 процента (не более 137,9-143,1 процента). Отставание менее одного процентного пункта сложилось в производстве потребительских товаров (137,1 процента против 137,9-143,8 процента по Программе), в том числе продовольственных (соответственно 138,5 процента и 138,6-143,8 процента).

По итогам четырех лет пятилетки достигнуты прогнозные показатели, предусмотренные Программой в 2006-2009 гг. по следующим показателям:

 инвестиции в основной капитал – 206 процентов к уровню 2005 года (по Программе в диапазоне 171,1-182,6 процента);

 объем внешней торговли товарами и услугами соответственно – 153,2 процента (139,5-144,7 процента);

 реальные денежные доходы населения – 152,1 процента (136-141,8 процента);

 реальная заработная плата –140,1 процента (138,6-143,8 процента);

 розничный товарооборот – 165,5 процента (143,1-149,1 процента);

 платные услуги населению – 144,8 процента (139,9-145,1 процента);

 снижение энергоемкости ВВП – 23,3 процента (21,9-25,2 процента);

 ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования – 19,7 млн. кв. м. (17,8-19,8 млн. кв. м.) [14].

     Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2010 год свидетельствуют о поступательном восстановлении экономики и характеризуются следующей динамикой показателей:

 Темп роста валового внутреннего продукта в 2010 году составил 107,6% к уровню 2009 года, при прогнозе на год  111-113%. 

Рисунок -1.  ВВП республики Беларусь за 2010 год по месяцам

 

     По сравнению с январем-ноябрем 2010 г. прирост составил 0,2 п.п. Это обусловлено более высокими темпами роста в январе-декабре базовых отраслей: промышленность (111,3% против 110,6% в январе-ноябре); строительство (объем строительно-монтажных работ 119,3 и 117,2%), а также сохранением активности на потребительском рынке республики.

В отраслевом разрезе прирост промышленного производства к уровню 2009 года обеспечен в машиностроении и металлообработке (на 16,7%), в электроэнергетической отрасли (на 12,9%), химической и нефтехимической промышленности (на 13,3%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 14,9%), черной металлургии (на 16,0%), в промышленности строительных материалов (на 9,4%), в легкой промышленности (на 11,4%), пищевой (на 9,5%). Снижение же индекса промышленного производства произошло только в топливной промышленности, которое составило 16,1 п.п.

Рисунок -2. Темпы роста промышленного производства в январе – декабре 2010 года по отраслям.

 Производство потребительских товаров в 2010 году к уровню 2009 года возросло на 13,1% при прогнозе на год – на 14-15%, в том числе продовольственных - на 11,5% (прогноз на 2010 год – на 14-15%), непродовольственных потребительских товаров – на 15,2% (прогноз роста на год – 14-15%).

     Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в 2010 году составил в целом по республике 19,5%. Наиболее высокие показатели достигнуты по Министерству промышленности (34,4% при прогнозе на год  - 35%), концерном «Белнефтехим» (соответственно 31,6 и 21%) и «Белбиофарм» (21,2 и 20%).

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особоенности ее функцианирования