Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблемы основных направлений и механизмов реализации социальной политики в Республике Беларусь.
Для реализации цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цели и направления социальной политики;
2. Выявить и рассмотреть основные показатели результативности социальной политики;
3. Исследовать особенности социальной политики в зарубежных странах;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 9
2.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ 12
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И КРИВАЯ ЛОРЕНЦА 13
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (В КОНТЕКСТЕ «БЕЛОРУССКОЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ») 20
4.1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
4.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

Макро (Соцпол).doc

— 588.00 Кб (Скачать)

     4. Четкое разграничение функций социального страхования, которые относятся к накоплению средств на протяжении жизни, и функций социальной помощи, которые строятся на перераспределении дохода.

     5. Разработка программ, направленных на предотвращение бедности и оказание адресной помощи тем, кто обеднел; переход к более селективным программам, учитывающим потребности конкретных регионов и сегментов населения.

     6. Поддержка государством малообеспеченных граждан через гибкую систему программ, включающую пособия на детей, пособия по малообеспеченности, социальное обслуживание населения.

     7. Создание надежной системы социальной помощи, дополняющей социальные республиканские программы целевыми региональными инициативными мероприятиями, направленными на удовлетворение потребностей семей и отдельных граждан, которые не могут себя обеспечить (не работают по различным причинам или не охвачены сетью социального обеспечения), с учетом демографических, социально-экономических и других особенностей региона и наличия финансовых средств.

     8. Создание государственной системы проверки нуждаемости, учитывающей отсутствие средств существования; наличие среднедушевого дохода семьи ниже установленного прожиточного минимума; невозможность получения трудового дохода в достаточном размере в силу объективных причин - уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и т.д.; отсутствие родственников, обязанных но закону содержать граждан, не способных к самообслуживанию; наличие материального ущерба или ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий; отсутствие постоянного места жительства и т.д. Социальная помощь в первую очередь должна оказываться тем, у кого доход ниже уровня бедности, а затем, но мере возможности, всем другим группам населения.

     9. Изменение системы пенсионного обеспечения. Программы социального страхования по старости и нетрудоспособности должны основываться прежде всего на обязательных сбережениях и быть самофинансирующимися. Определенные шаги в этом направлении уже начали предприниматься. Так, в соответствии с разработанной в республике концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения будет осуществляться переход на трехуровневую пенсионную систему, где первый уровень составит социальная пенсия, второй - трудовая (страховая) и третий - дополнительная негосударственная пенсия. Основой пенсионной системы станет трудовая (страховая пенсия). Это означает, что пенсия будет обусловлена трудовой деятельностью, или периодом пенсионного страхования, то есть временем работы, сопровождаемой уплатой страховых взносов на цели пенсионного обеспечения. Кроме того, целесообразно предусмотреть увеличение продолжительности работы до выхода на пенсию или введение гибкого пенсионного обеспечения; сокращение числа ранних выходов на пенсию. Критерии на получение пенсии, но нетрудоспособности должны быть более строгими, следует перейти от дорогостоящих долгосрочных денежных пособий к реабилитации, установить дифференцированные пенсионные пособия в зависимости от финансовой ситуации получателя. Уровни пенсий и расходы на них должны быть установлены так, чтобы они не требовали слишком обременительного налогообложения активного населения и предприятий, а также вызывали желание работать и откладывать сбережения. Это, в свою очередь, приведет к необходимости: а) определять пенсионные выплаты не в соответствии с самой высокой зарплатой, которую получал работник, а на основании его доходов в течение трудового стажа и учета его взносов; б) создать адекватный информационный учет соцстрахования.

     Все эти предложения носят в основном перспективный характер. Среди текущих первостепенных мер, необходимых для перестройки системы социальной защиты, решения проблем бедности следует назвать изменение механизма целевой защиты наиболее нуждающихся групп населения, в том числе механизма страхования по безработице. Принятый в настоящее время механизм увеличения пособий, стипендий, социальных выплат предполагает повышение минимальной заработной платы, что приносит наибольшие выгоды более обеспеченным слоям населения. Он вызывает ускорение инфляции и сопутствующее перераспределение средств не в пользу неимущих. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание универсальной системы социальной защиты, основанной на реальной оценке уровня доходов и благосостояния отдельных граждан и семей. С этой целью целесообразно, но аналогии с другими странами иметь специальную службу, которая бы выполняла функции определения реального уровня нуждаемости граждан и семей, отнесения их к категории бедных.

     Однако  внедрение процедуры проверки нуждаемости займет достаточно много времени. Поэтому в период ее создания можно использовать упрощенный метод, то есть представительские показатели дохода благосостояния домашних хозяйств по определенным категориям населения. Например, могут быть выделены группы населения, обладающие правом на первоочередную социальную защиту. Это пенсионеры старше 75 лет, проживающие отдельно; инвалиды; слепые; нетрудоспособные лица; безработные и т.д. Здесь можно использовать заявительный принцип и упрощенную процедуру проверки нуждаемости. Для других групп нужно разработать более жесткую форму.

     Следует также изменить подход и порядок определения размеров пособий по безработице, ввести в практику работы предприятий, компаний, фирм оплату пособия по безработице при увольнении работников. Кроме того, необходимо осуществить переориентацию политики в области занятости и рынка труда на создание новых форм стимулирования экономической активности и новых рабочих мест, решение проблем адаптации к трудовой жизни молодежи.

заключение

     В результате данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

     Социальная  политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни  населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

     Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения  и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности  основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

     Различают социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений, а также культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и  молодежную социальную политику.

     Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг  должен решить главную задачу - обеспечение  минимального прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.

     Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое  будущее связано с деятельностью  фирм, корпораций, благотворительных  организаций. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.

     Анализ  социальной политики в Республике Беларусь позволяет выявить главные проблемы социальной помощи и предложить способы их преодоления. Среди них – усовершенствованный метод определения критериев нуждаемости и их введение во все программы помощи; создание вместо нескольких раздробленных единой программы социальной помощи; муниципальный характер ее предоставления; введение в законодательство показателя бедности и др. Разработка новой программы социальной помощи должна включать также:

  • поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;
  • уточнение условий и порядка ее предоставления;
  • отмену неадресных пособий, льгот и субсидий.

Список  использованных источников

  1. Базылев Н. И., Гурко С. П.  Макроэкономика: Учебное  пособие. – Мн.: БГЭУ 1998.  – 190 с.
  2. Макинтайр Роберт Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. – 2005. – №2. С. 74-82.
  3. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. – Мн.: Полымя, 1997. – 516 с.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. Учебник. – М.: ЮНИОН, 2000. – 426 с.
  5. Камаев В.Д. и колл. авторов. Экономическая теория: учебник – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 652 с.
  6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах, 2006». – Мн.: Минстат РБ, 2007. – 418 с.
  7. Курс экономики: учебник. / Под редакцией Райзберга Б.А. –  М., 1997. – 368 с.
  8. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. – 816 с.
  10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020).
  11. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. // Белорусский экономический журнал. – 2001. – №2. – С. 32-35.
  12. Сверж А. Система социальной защиты и необходимость ее реформирования // Финансы, учет, аудит.  – 2000. № 4. С. – 26-28.
  13. Социально-экономическая политика в 2007 году: цели, задачи. // Белорусский экономический журнал. – 2007. – №3. – С. 52-55.
  14. Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
  15. Экономическая теория: Учебник //под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 752 с.
  16. Социальная политика Республики Беларусь в условиях реформирования экономики: Сб.научных трудов. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. – 261 с.

Информация о работе Социальная политика