Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ проблемы основных направлений и механизмов реализации социальной политики в Республике Беларусь.
Для реализации цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цели и направления социальной политики;
2. Выявить и рассмотреть основные показатели результативности социальной политики;
3. Исследовать особенности социальной политики в зарубежных странах;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 9
2.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ 12
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И КРИВАЯ ЛОРЕНЦА 13
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (В КОНТЕКСТЕ «БЕЛОРУССКОЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ») 20
4.1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
4.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Во многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некоторых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.
В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.
Снижение
малообеспеченности является одной
из важнейших целей
За последние 5 лет количество малообеспеченных граждан в Беларуси сократилось в 3 раза и составляет 13%. Для малоимущих и социально уязвимых категорий населения сохранены социальные льготы и гарантии.
Эффективность проводимой государственной политики по повышению благосостояния людей подтверждают результаты социологического опроса, проведенного во II квартале 2006 года. По сравнению с аналогичным периодом 2000 года вдвое возросло число тех, кто относит себя к категории «со средним достатком» (с 33,5% до 65,1%) [6].
Один из факторов, определяющих уровень жизни человека, – трудоустройство. Цель государственной политики занятости на ближайшие годы – поддержание стабильной ситуации на рынке труда, повышение эффективности использования рабочей силы, совершенствование структуры занятости за счет расширения сектора услуг.
На протяжении последнего десятилетия в Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция снижения численности безработных: если в 1995 году их количество составляло 131 тыс. человек, а в 2000 году – 95 тыс., то к сентябрю 2006 года данный показатель снизился до 60 тыс. человек. Такие результаты были достигнуты благодаря сохранению и поддержанию производственных мощностей белорусских предприятий, последовательному финансовому оздоровлению перспективных градообразующих промышленных объектов, постоянному контролю со стороны государственных органов за соблюдением национального законодательства в трудовой сфере, реальному закреплению в экономике страны института предпринимательства.
В августе 2006 года уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси составил 1,4% от экономически активного населения (в 2001 году – 2,3%).
Увеличился спрос на рабочую силу: на 1 августа 2006 г. в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 50,6 тыс. вакансий (120% к уровню 2005 года).
Важное направление социальной политики – совершенствование системы пенсионного обеспечения.
Повышая пенсии, государство создает условия для улучшения качества жизни четверти населения республики. На учете в органах по труду и социальной защите состоит свыше 2,4 млн. пенсионеров. Большинство из них (80%) не работает. В Беларуси самый высокий размер пенсий среди стран CНГ. Ежеквартально производится перерасчет минимальных и социальных пенсий.
За 2001–2005 гг. трудовые пенсии повышались 14 раз, реальная пенсия увеличилась вдвое. Средний размер пенсий по возрасту составил в эквиваленте 103 долл. США [6].
В сентябре 2007 года средний размер пенсии составил 302,2 тыс. руб., в том числе по возрасту – 315,3 тыс. руб., по инвалидности – 270,8 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 177,5 тыс. руб., социальной пенсии – 122,5 тыс. руб.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. реальная пенсия по возрасту увеличится в 1,52 раза.
О масштабах государственной социальной поддержки населения свидетельствует тот факт, что на различные социальные выплаты, пособия и трансферты республикой расходуется более 13% валового внутреннего продукта.
Качество жизни многих граждан (инвалидов, пожилых одиноких людей, ветеранов) зависит от того, как организована социальная работа в конкретном городе или деревне. В Республике Беларусь действует государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Во всех административных районах созданы территориальные центры социального обслуживания населения. Эти учреждения предлагают гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, широкий спектр социально-бытовых услуг, юридические консультации, оказывают психологическую и материальную помощь. Примечательной особенностью является то, что услуги предоставляются как бесплатно, так и на платной основе по социально доступным ценам, учитывающим уровень доходов и социальный статус граждан.
В Республике Беларусь обеспечивается надежная социальная защита семей с детьми. Государственная помощь семьям – это денежные пособия в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей, а также адресная материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг).
Государственной поддержкой в виде ежемесячных пособий обеспечены более 525,5 тыс. детей. Их получают все малыши в возрасте до 3 лет, а на детей старше 3 лет они начисляются с учетом совокупного дохода родителей. Пособия семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.
Более чем в 4 раза увеличились за 2001–2005 гг. размеры детских пособий. Они пересматриваются 4 раза в год в связи с изменением величины бюджета прожиточного минимума. За январь–август 2006 года их размер увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2005-го на 16,7% (по прогнозу на 2006 год – 9,8–10,8%). С 1 августа 2006 г. размер пособия на детей в возрасте до 3 лет составляет 110,2 тыс. руб., на детей старше 3 лет – 50,9 тыс. руб [6].
С 1 января 2005 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 505 «Об усилении материальной поддержки семей при рождении детей», согласно которому при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов» с 1 января 2005 г. на каждого из родившихся близнецов выплачивается денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума.
Система социальной защиты семей с детьми включает льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, надбавки к пособиям по безработице и т. д.
Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются лекарствами по рецептам врачей бесплатно. Дети в возрасте до 7 лет имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты – 50-процентную скидку на проезд [14, стр. 55].
Право на получение адресной социальной помощи имеют те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает критерия нуждаемости (законодательством определено, что это 60% от бюджета прожиточного минимума). Размер государственной адресной социальной помощи в виде единовременного денежного пособия установлен в пределах от 50 до 500% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В рамках решения демографических проблем особое внимание уделяется многодетным семьям. Таким семьям выделяются дополнительные социальные льготы, например, на 50% снижается плата за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях и за пользование учебниками и учебными пособиями.
Матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.
Женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей, получают пенсию по возрасту по достижении 50 лет.
Многодетные семьи имеют право на получение льготного кредита для оплаты обучения детей, получающих в государственных вузах первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения).
За последние годы многое сделано для улучшения жилищных условий многодетных семей. Принят ряд указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающих право многодетных семей, живущих в стесненных условиях, на внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а также финансовую помощь в их погашении. При наличии троих несовершеннолетних детей погашается 30% от суммы задолженности по кредиту, четверых – 50, пятерых и более – 100%.
В
развитии комплексного подхода к
решению проблем семьи и
В
Республике Беларусь насчитывается
более 28 тыс. несовершеннолетних сирот,
подавляющее большинство
В 2005 году в Беларуси впервые наметилась тенденция сокращения числа сирот на 8% по сравнению с 2004-м и на 16% – по сравнению с 1998-м. Каждый год увеличивается число детей, усыновленных гражданами Беларуси. Так, в 2005 году было усыновлено на 13% детей больше, чем в 2004-м [6].
Вместе с тем проблема социального сиротства остается достаточно острой. Ежегодно около 5 тыс. детей государство вынуждено забирать у родителей, которые впоследствии, как правило, лишаются родительских прав.
В Республике Беларусь проживает 2 млн. ветеранов труда, 72,4 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, 24 тыс. ветеранов боевых действий на территории других стран.
Учитывая особый статус ветеранов войны, к трудовой пенсии этой категории граждан установлены надбавки в размере от 50 до 500% минимальной пенсии по возрасту. Ежегодно они проходят комплексный врачебный осмотр, для каждого составляется индивидуальный план медицинской реабилитации.
Местными
исполнительными органами проводится
обследование условий жизни одиноких
пожилых людей, по результатам которого
принимаются соответствующие
В Республике Беларусь в соответствии с законом "Об основах государственного социального страхования" действует система социального страхования в случаях болезни и временной нетрудоспособности, включая связанную с беременностью и родами; рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет; инвалидности; достижения пенсионного возраста; потери кормильца; смерти застрахованного или члена его семьи; потери работы.
Практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.
Основным источником доходов Фонда являются страховые взносы нанимателей и граждан.
На
все виды страховых случаев установлен
общий страховой тариф в
Структура доходов Фонда в 2007 году показана на рис. 4.1. Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.
Рис. 4.1. Доходы Фонда социальной защиты населения в 2006 г. [6]