Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблемы основных направлений и механизмов реализации социальной политики в Республике Беларусь.
Для реализации цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цели и направления социальной политики;
2. Выявить и рассмотреть основные показатели результативности социальной политики;
3. Исследовать особенности социальной политики в зарубежных странах;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 9
2.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ 12
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И КРИВАЯ ЛОРЕНЦА 13
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (В КОНТЕКСТЕ «БЕЛОРУССКОЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ») 20
4.1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
4.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

Макро (Соцпол).doc

— 588.00 Кб (Скачать)

     Переходящие остатки средств зависят от соотношения  доходной и расходной частей Фонда  и составили в прошлом году 3,35%, что меньше полумесячной потребности  Фонда. Это, конечно, незначительная сумма  с точки зрения возможностей обеспечения бесперебойности финансирования выплат пенсий и пособий, но наличие ее дает основания Министерству финансов республики рассматривать Фонд, как орган, который обладает большими запасами и ставить вопрос о перераспределении средств социального страхования в пользу государственного бюджета.

     Расходная часть Фонда показана на рис. 4.2. Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями. Надо отметить, что в течение ряда лет наблюдается уменьшение доли расходов на пенсионное обеспечение, что происходит по причине практического отсутствия реформ в пенсионной системе при наличии некоторых подвижек в страховании по болезни и других направлениях.

Рис. 4.2. Расходы Фонда социальной защиты населения в 2006 г. [6]

     За  последние 10 лет несколько вырос  удельный вес расходов Фонда в  общем объеме ВВП, который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы (см. рис.4.3). Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.

     

               1997    1998     1999   2000     2001    2002    2003    2004    2005    2006

     Рис. 4.3. Удельный вес расходов Фонда социальной защиты населения в ВВП за 1997-2006 г.г. [6]

         При обеспечении стабильности  в финансировании выплат пенсий  и пособий в течение ряда лет у нас наблюдалось снижение соотношения средней пенсии и средней заработной платы (коэффициента замещения), что хорошо видно на рис.4.3. Правда, в прошлом году это соотношение несколько улучшилось.

     В Беларуси сохранена система льгот для социально уязвимых категорий граждан. В настоящее время ставится задача упорядочить льготы в соответствии с реальными потребностями людей и возможностями бюджетного финансирования. Главный принцип социальной помощи – ее адресность.

     Как отметил Глава государства, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, «…на льготы в стране ежегодно тратится около миллиарда долларов. Это огромные деньги, и, распределяя их, нужно делать акцент на наиболее нуждающихся категориях граждан».

     Именно  с целью поддержания доходов малообеспеченных граждан на минимально гарантированном уровне в Республике Беларусь с 2001 года введена система адресной социальной помощи. Право на получение данного вида материальной поддержки предоставлено семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также одиноким пенсионерам и инвалидам. За время ее действия материальная поддержка была оказана почти 400 тыс. человек.

     Вместе  с тем адресная социальная помощь еще не стала универсальной формой социальной защиты малообеспеченного  населения. Размеры помощи ограничены уровнем государственной гарантии в этой области – 60% бюджета прожиточного минимума.

     В области оказания адресной помощи последовательно  решаются следующие задачи: переход  от категориального принципа ее назначения к адресному; поэтапное увеличение критерия нуждаемости при предоставлении адресной помощи. На первом этапе – в 2008 году – предполагается довести критерий нуждаемости до 80% бюджета прожиточного минимума, на втором – в 2010 году – до 100% [6].

     Эффективность адресной социальной защиты зависит от того, насколько удастся сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Дальнейшая эволюция социальной политики будет идти по пути ее муниципализации, т.е. переноса центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения. Например [13]:

  • различные социальные услуги, обслуживание на дому – инвалидам и одиноким пенсионерам;
  • приоритет во всех видах адресной материальной помощи – многодетным и неполным семьям;
  • помощь в оздоровлении и обеспечении лекарствами – детям, живущим на территориях, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и инвалидам вследствие аварии.

     Уровень социально-экономического развития, к  которому пришла Беларусь в новом  тысячелетии, создает реальную основу для последовательного и целенаправленного  решения социальных задач, главная  из которых – поднять качество жизни всех граждан республики на новый уровень.

    1. Пути  совершенствования  социальной политики в Беларуси

     Смысл любой экономической политики в  конечном итоге замыкается на ее социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоев населения к реформированию экономики, а значит, и на успех самих реформ.

     Иногда  можно слышать утверждения, что  сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению  социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

     Анализ  моделей реализации социальной политики и социальной защиты в странах  с развитой рыночной системой свидетельствует  об их большом разнообразии. Это  разнообразие вызывается особенностями  теоретико-методологической базы, их определяющей. Социальная политика каждой страны должна основываться на определенной теоретико-методологической базе.

     Исследователи считают социальным такое государство, где дети учатся, пожилые люди живут  долго и достойно, безработица и медицинские услуги компенсируются пособиями и т.д. Механизмы исполнения социальных обязательств отвечают представлениям большинства населения этого государства о социальной справедливости. Если население не видит признаков социальной справедливости, то говорить о социальном государстве преждевременно, даже если об этом указывается в официальных документах.

     Определение "социальное государство" или "государство  с социально ориентированной  экономикой" мало что говорит  об уровне его социальных обязательств. Конституционно их может быть принято много, но выполняются они мало или поверхностно. Считается, что объективную оценку должно давать само население. [7, стр. 115]

     Исследователи утверждают, что в демократических  обществах с рыночной экономикой государство менее активно навязывает гражданам социальные обязательства в силу их индивидуальной экономической самостоятельности. В большинстве стран социальные реформы идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Однако такая политика возможна исключительно на фоне высокого и постоянно растущего гражданского благосостояния.

     Отсюда  можно сделать вывод, что рост благосостояния – это база, основа для изменений в направлении  социальной политики, которая в свою очередь должна рассматриваться в качестве составной части экономической, финансовой, внешней и других политик государства. В структуре одной замкнутой социальной политики нельзя реализовать все социальные обязательства.

     Взаимосвязь экономической и социальной политик  особенно наглядно видна на примере растущей заработной платы работников, которая, являясь следствием экономического роста государства и предприятия, принимает на себя и социальные функции – по обеспеченности всей семьи. Но это совсем не те функции социальной поддержки, которые в настоящее время вынуждены нести предприятия, сохраняя избыточную численность работников. По данным опроса директоров предприятий избыточная занятость в Беларуси составляет около 30%, в России – около 20%. К этому надо еще добавить содержание предприятиями социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и т.д., вследствие чего социальные функции предприятий не балансируются с их финансовыми возможностями. В итоге падает производительность труда и растут избыточные затраты. Разрыв между доходами и расходами предприятия порождает неплатежи и, следовательно, неэффективную экономику.

     Так не должно быть. Взаимозависимость  социальной и производственно-экономических  сфер должна быть иной – не благотворительной, а функциональной. Это значит, что  заработную плату необходимо строго дифференцировать в соответствии с производительностью труда. Без этого нет мотиваций к интенсивному и эффективному труду. Нет роста производительности труда – нет и движения экономического роста государства в целом.

     Главными  целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала [16].

     При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

     Для реализации главной цели основными  направлениями социальной политики должны стать:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
  • повышение уровня пенсионного обеспечения;
  • снижение уровня малообеспеченности населения;
  • повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др.

     В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению [3].

     На  втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения  к экономически развитым странам  на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

     Стратегия государства по реализации целей  социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2000-2006 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 2,1 раза реальные денежные доходы выросли в 1,9 раза, реальная заработная плата - в 1,8 раза. Тем не менее уровень среднедушевых доходов и средней заработной платы остается низким в сравнении с экономически развитыми странами. Покупательная способность среднедушевого денежного дохода в 2006 г. составляла 1,3 минимальных потребительских бюджета, средней заработной платы - 1,5 [6].

     В перспективе система социальной защиты и поддержки государством малоимущих категорий населения должна строиться на следующих принципах.

     1. Поэтапное повышение минимальных государственных социально-трудовых гарантированных выплат (минимальной заработной платы, минимальных пенсий, стипендий, пособий и др.) до уровня бюджета прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения с учетом экономического развития республики.

     2. Предоставление трудоспособному населению всесторонних возможностей получения достаточного дохода через заработную плату. При этом государство поддерживает формирование человеческого потенциала и накопление сбережений как ключевых факторов дальнейшего роста производительности труда.

     3. Государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами для предотвращения усиления тенденции экономического неравенства в обществе и дестабилизации социальной обстановки.

Информация о работе Социальная политика