Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ проблемы основных направлений и механизмов реализации социальной политики в Республике Беларусь.
Для реализации цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цели и направления социальной политики;
2. Выявить и рассмотреть основные показатели результативности социальной политики;
3. Исследовать особенности социальной политики в зарубежных странах;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 9
2.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ 12
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И КРИВАЯ ЛОРЕНЦА 13
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (В КОНТЕКСТЕ «БЕЛОРУССКОЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ») 20
4.1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
4.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Переходящие остатки средств зависят от соотношения доходной и расходной частей Фонда и составили в прошлом году 3,35%, что меньше полумесячной потребности Фонда. Это, конечно, незначительная сумма с точки зрения возможностей обеспечения бесперебойности финансирования выплат пенсий и пособий, но наличие ее дает основания Министерству финансов республики рассматривать Фонд, как орган, который обладает большими запасами и ставить вопрос о перераспределении средств социального страхования в пользу государственного бюджета.
Расходная часть Фонда показана на рис. 4.2. Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями. Надо отметить, что в течение ряда лет наблюдается уменьшение доли расходов на пенсионное обеспечение, что происходит по причине практического отсутствия реформ в пенсионной системе при наличии некоторых подвижек в страховании по болезни и других направлениях.
Рис. 4.2. Расходы Фонда социальной защиты населения в 2006 г. [6]
За последние 10 лет несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП, который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы (см. рис.4.3). Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 4.3. Удельный вес расходов Фонда социальной защиты населения в ВВП за 1997-2006 г.г. [6]
При обеспечении стабильности
в финансировании выплат
В Беларуси сохранена система льгот для социально уязвимых категорий граждан. В настоящее время ставится задача упорядочить льготы в соответствии с реальными потребностями людей и возможностями бюджетного финансирования. Главный принцип социальной помощи – ее адресность.
Как отметил Глава государства, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, «…на льготы в стране ежегодно тратится около миллиарда долларов. Это огромные деньги, и, распределяя их, нужно делать акцент на наиболее нуждающихся категориях граждан».
Именно с целью поддержания доходов малообеспеченных граждан на минимально гарантированном уровне в Республике Беларусь с 2001 года введена система адресной социальной помощи. Право на получение данного вида материальной поддержки предоставлено семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также одиноким пенсионерам и инвалидам. За время ее действия материальная поддержка была оказана почти 400 тыс. человек.
Вместе с тем адресная социальная помощь еще не стала универсальной формой социальной защиты малообеспеченного населения. Размеры помощи ограничены уровнем государственной гарантии в этой области – 60% бюджета прожиточного минимума.
В области оказания адресной помощи последовательно решаются следующие задачи: переход от категориального принципа ее назначения к адресному; поэтапное увеличение критерия нуждаемости при предоставлении адресной помощи. На первом этапе – в 2008 году – предполагается довести критерий нуждаемости до 80% бюджета прожиточного минимума, на втором – в 2010 году – до 100% [6].
Эффективность адресной социальной защиты зависит от того, насколько удастся сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Дальнейшая эволюция социальной политики будет идти по пути ее муниципализации, т.е. переноса центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения. Например [13]:
Уровень
социально-экономического развития, к
которому пришла Беларусь в новом
тысячелетии, создает реальную основу
для последовательного и
Смысл
любой экономической политики в
конечном итоге замыкается на ее социальном
блоке и механизме его
Иногда можно слышать утверждения, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.
Анализ моделей реализации социальной политики и социальной защиты в странах с развитой рыночной системой свидетельствует об их большом разнообразии. Это разнообразие вызывается особенностями теоретико-методологической базы, их определяющей. Социальная политика каждой страны должна основываться на определенной теоретико-методологической базе.
Исследователи считают социальным такое государство, где дети учатся, пожилые люди живут долго и достойно, безработица и медицинские услуги компенсируются пособиями и т.д. Механизмы исполнения социальных обязательств отвечают представлениям большинства населения этого государства о социальной справедливости. Если население не видит признаков социальной справедливости, то говорить о социальном государстве преждевременно, даже если об этом указывается в официальных документах.
Определение "социальное государство" или "государство с социально ориентированной экономикой" мало что говорит об уровне его социальных обязательств. Конституционно их может быть принято много, но выполняются они мало или поверхностно. Считается, что объективную оценку должно давать само население. [7, стр. 115]
Исследователи утверждают, что в демократических обществах с рыночной экономикой государство менее активно навязывает гражданам социальные обязательства в силу их индивидуальной экономической самостоятельности. В большинстве стран социальные реформы идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Однако такая политика возможна исключительно на фоне высокого и постоянно растущего гражданского благосостояния.
Отсюда можно сделать вывод, что рост благосостояния – это база, основа для изменений в направлении социальной политики, которая в свою очередь должна рассматриваться в качестве составной части экономической, финансовой, внешней и других политик государства. В структуре одной замкнутой социальной политики нельзя реализовать все социальные обязательства.
Взаимосвязь экономической и социальной политик особенно наглядно видна на примере растущей заработной платы работников, которая, являясь следствием экономического роста государства и предприятия, принимает на себя и социальные функции – по обеспеченности всей семьи. Но это совсем не те функции социальной поддержки, которые в настоящее время вынуждены нести предприятия, сохраняя избыточную численность работников. По данным опроса директоров предприятий избыточная занятость в Беларуси составляет около 30%, в России – около 20%. К этому надо еще добавить содержание предприятиями социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и т.д., вследствие чего социальные функции предприятий не балансируются с их финансовыми возможностями. В итоге падает производительность труда и растут избыточные затраты. Разрыв между доходами и расходами предприятия порождает неплатежи и, следовательно, неэффективную экономику.
Так
не должно быть. Взаимозависимость
социальной и производственно-
Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала [16].
При
этом государство должно предоставить
каждому трудоспособному
Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:
В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению [3].
На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
Стратегия
государства по реализации целей
социальной политики в долгосрочной
перспективе будет направлена на
последовательное повышение денежных
доходов населения как
В перспективе система социальной защиты и поддержки государством малоимущих категорий населения должна строиться на следующих принципах.
1. Поэтапное повышение минимальных государственных социально-трудовых гарантированных выплат (минимальной заработной платы, минимальных пенсий, стипендий, пособий и др.) до уровня бюджета прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения с учетом экономического развития республики.
2. Предоставление трудоспособному населению всесторонних возможностей получения достаточного дохода через заработную плату. При этом государство поддерживает формирование человеческого потенциала и накопление сбережений как ключевых факторов дальнейшего роста производительности труда.
3. Государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами для предотвращения усиления тенденции экономического неравенства в обществе и дестабилизации социальной обстановки.