Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблемы основных направлений и механизмов реализации социальной политики в Республике Беларусь.
Для реализации цели курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, цели и направления социальной политики;
2. Выявить и рассмотреть основные показатели результативности социальной политики;
3. Исследовать особенности социальной политики в зарубежных странах;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 9
2.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ 12
2.3. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И КРИВАЯ ЛОРЕНЦА 13
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 16
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (В КОНТЕКСТЕ «БЕЛОРУССКОЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ») 20
4.1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
4.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

Макро (Соцпол).doc

— 588.00 Кб (Скачать)

     Социальная  политика тесно связана с экономической  политикой. Их трудно разделить в  комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т.к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономических возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны [6, стр. 342].

  1. Основные  показатели результативности социальной политики
    1. Уровень жизни, качество жизни

     Уровень жизни (уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства.

     Качество  жизни предполагает широкий спектр социального обеспечения, включая  материальный достаток в семье, получение  образования и профессии, эффективную  занятость населения. Важным в этом плане является использование всех возможностей для удовлетворения духовных, интеллектуальных, культурных и эстетических потребностей. Другими словами, качество жизни, в отличие от уровня – это ценность, позволяющая каждому гражданину реализовать творческий потенциал, свои социальные и политические права.

     Категория качества жизни в данный момент стала главным приоритетом и инструментом для определения целевых установок социально-экономического развития общества и, в то же время критерием и конечным результатом любых преобразований в обществе. При создании соответствующей инфраструктуры для разработки научно обоснованных управленческих решений системы государственной власти, новая парадигма нормативного регулирования качества жизни с помощью формирования устойчивого социально-экономического развития позволит обеспечить достойную жизнь каждому человеку.

     В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие:

  • натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);
  • отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;
  • характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

     Структура основных составляющих уровня жизни  позволяет отождествлять его  с уровнем благосостояния [11, стр. 55]. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.

     Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека) [12, стр. 24].

     

     Рис. 2.1. Уровни жизни населения

     ХХI век выдвигает новый подход к  определению места и роли человека в научно-техническом и социально-экономическом  прогрессе. При таком подходе  во главу угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека —  цель, экономический рост — средство для её достижения. В центре внимания социально-экономической политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества.

     Если  исходить из понимания уровня жизни населения «как уровня развития и степени удовлетворения потребностей людей» [16, стр. 110], то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления.

     Личные  потребности отражают объективную  необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного  человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

     Физиологические потребности являются определяющими  — первого порядка, поскольку  выражают потребности человека как  биологического существа. В их составе  насущными, первичными выступают потребности  в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.

     Интеллектуальные  и социальные потребности прямой оценки не имеют, хотя во многом зависят  от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

     Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, трудно поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании).

     Иррациональные  потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные формы. Преодолеть их можно путём активного формирования разумных потребностей. Средства формирования потребностей — это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействуют на процессы развития потребностей [11, стр. 58].

     Важную  роль для повышения уровня жизни  населения играют социальные нормы  и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.

     Для определения уровня жизни фактическое  потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами  потребления, определяя таким образом  степень удовлетворения потребностей.

     Важная  роль среди социальных нормативов принадлежит  системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету  высокого достатка.

     В зависимости от соотношения фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка: бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка.

     В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

     К основным показателям качества жизни  относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и т.д.

     Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

     Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура [4, стр. 255].

    1. Потребительская корзина и потребительский  бюджет

     Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является «потребительская корзина», включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

     «Потребительская корзина» формируется по основным статьям расходов:

  • питание;
  • одежда, белье, обувь;
  • предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых;
  • бытовые услуги, транспорт, связь;
  • содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • налоги, обязательные платежи, накопления;
  • прочие расходы.

     Различают минимальную «потребительскую корзину», которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную «потребительскую корзину», отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.

     Минимальная «потребительская корзина» рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная «потребительская корзина» по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

     Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.

     Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал [7, стр. 111].

Информация о работе Социальная политика