Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь

Автор: a*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать принципы и основы направления социальной политики государства;
изучить уровень и качество жизни населения;
исследовать особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Принципы и основы направления социальной политики государства…………………………………………….6
Уровень и качество жизни населения………………………..11
Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………………………...………………………19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………30
приложение 1…………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

макроэкономика бгэу (социальная политика государства).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     Реализация  мероприятий по развитию образования  позволит к 2010 г. завершить формирование целостной национальной системы  непрерывного образования, обеспечивающей решение задач по формированию гражданина, высокопрофессионального специалиста на уровне требований XXI века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В ходе выполнения курсовой работы были выполнены поставленные цели и задачи: проанализированы принципы и основы направления социальной политики государства; изучены уровень и качество жизни населения; исследованы особенности социальной политики Республики Беларусь.

     На  основании вышеизложенного материала  курсовой работы можно сделать ряд  выводов:

     Под социальной политикой понимают согласованную деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.

     Социальная  политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи: подготовка и реализация программ занятости; помощь наиболее социально уязвимым слоям населения; обеспечение доступности ценностей культуры; развитие образования, медицины, социальное страхование.

       Социальная политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения.

     Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни.

     «Потребительская корзина» формируется по основным статьям расходов: питание; одежда, белье, обувь; предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, предметы культурно– бытового и хозяйственного назначения; жилищно– коммунальные услуги; культурно– просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги, транспорт, связь; содержание детей в дошкольных учреждениях; налоги, обязательные платежу накопления; прочие расходы.

     Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей.

     Денежные доходы  населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.  Натуральные  доходы    включают прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

     Реформирование  общества создало новую социальную среду и потребовало выработки  эффективной социальной политики, которая  реализуется в рамках «Программы социально– экономического развития Республики Беларусь на 2006– 2010 гг.».

     Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному  человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать  собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».

     Основные  направления деятельности государства  по поддержанию социально приемлемого уровня и качества жизни граждан старшего поколения, механизмы их реализации отражены в «Республиканской Комплексной программе по проблемам пожилых людей на 2006– 2010 гг.».

     К концу 2010 года предусмотрено сократить  долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан: в 2007 году соотношение денежных доходов высшей и нижней квинтильных групп домашних хозяйств составило 6 раз.

     Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально– экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

     За 6 месяцев текущего года на социальную политику направлено в 1,5 раза больше бюджетных средств, чем за аналогичный период предыдущего года. Значительно выросли расходы и на жилищное строительство. Поддержка госпредприятий сократилась на 16%.

     Расходы консолидированного бюджета в январе– июне 2010 года профинансированы  в сумме  24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем– июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%.

     Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 22,3%, «Общегосударственные расходы» – на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 16%), «Здравоохранение» – 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,7%.

     Рост  расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года.  Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе– июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем– июнем 2009 года на 1,4%. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Бордакова Л.Л. Макроэкономика: Учебное пособие / Л.Л. Бордакова. – МН.: Изд. БГЭУ, 2005.– 237с.
  2. Лемешевский И.М. Макроэкономика: Учебное пособие / И.М. лемешевский. – Мн. ФУАИнформ, 2005.– 644с.
  3. Макроэкономика. Социально ориентированный подход : Учебное пособие / под ред. Лутохина А.Д. – Мн.: Экоперспектива, 2005.– 208с.
  4. Основные  положения программы социально– экономического развития Республики Беларусь на 2006– 2010 годы. Основные направления социально– экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.   Мн.: ООО «Мисанта», 2005, 111 с.
  5. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И. Курс экономической теории: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович. –Мн.: Интерпрессервис, 2008.– 496с.
  6. Прогнозирование  социально– экономического  развития РБ: вопросы теории и  методики.  –   Мн.: НИЭИ Минэкономики  РБ, 2009. –   335 с.
  7. Экономическая теория: Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Клюни, И.В. Новиковой. 2– е изд. –  Мн.: Тетра– системс, 2005.– 405с.
  8. Тур А.Н., Плотницкий Э.И. и др. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.Н. Тур, Э.И. Плотницкий. – Мн.: «Мисанта», 2005.– 498с.
  9. Шимов В.Н., Александрович Я.М. и др. Национальная экономика Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2007. – 322с.
  10. Шишкин А.Ф Экономическая теория: Учебное пособие / А.Ф. Шикин.– М.: Владос, 2007.– 580с.
  11. Экономическая теория: Учебное пособие / / под.ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2008.– 640с.
  12. Экономическая теория: Учебное пособие / / под. ред.Якобсона И.Ш. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.– 540с.
  13. Экономика Беларуси: тенденции, оценки,  прогнозы Институт приватизации и менеджмента http://ipm.by/ic/beo
  14. Официальный сайт Министерства финансов http://www.minfin.gov.by/
  15. Сайт Национального банка Республики Беларусь http://www.nbrb.by
  16. Официальный сайт Президента Республики Беларусь www.president.gov.by
 

приложение  А

Таблица А.1 – Минимальные потребительские бюджеты за 2007– 2009 гг. 

потребительские бюджеты  В ценах декабря 2009 года (Постановление Минтрудсоцзащиты от 18.01.2010 N 4) В ценах марта 2008 года (Постановление Минтрудсоцзащиты от 18.04.2008 N 65) В ценах декабря 2007 года (Постановление Минтрудсоцзащиты от 18.01.2008 N 16)
1 2 3 4
семьи из четырех человек  395 020 324 090 311 050
мужчины трудоспособного возраста 471 850 392 490 378 720
женщины трудоспособного возраста 480 490 396 320 381 260
молодой семьи с двумя детьми 381 730 306 730 293 820
молодой семьи с одним ребенком 419 250 344 110 330 320
семьи пенсионеров  350 380 285 260 274 120
мужчины– пенсионера 394 580 321 710 309 970
женщины– пенсионерки 398 240 321 500 309 160
студента  355 160 288 500 277 480
студентки 359 490 292 840 280 330
 

Окончание таблицы А.1 
 

1 2 3 4
девочки в возрасте до трех лет  319 730 256 280 246 290
мальчика  в возрасте до трех лет  316 060 254 160 244 380
девочки в возрасте от трех до шести лет  388 140 312 090 297 810
мальчика  в возрасте от трех до шести лет 390 140 314 820 300 790
девочки в возрасте от шести до четырнадцати лет  406 000 328 810 315 500
мальчика  в возрасте от шести до четырнадцати лет  395 440 322 160 309 210
девушки в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  458 980 355 930 355 930
юноши в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  466 140 378 820 364 330
 

     Примечание –   источник [16]

Информация о работе Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь