Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь

Автор: a*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать принципы и основы направления социальной политики государства;
изучить уровень и качество жизни населения;
исследовать особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Принципы и основы направления социальной политики государства…………………………………………….6
Уровень и качество жизни населения………………………..11
Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………………………...………………………19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………30
приложение 1…………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

макроэкономика бгэу (социальная политика государства).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     Денежные  доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы  путем установления минимальной  заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных  предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.   

     Денежные  доходы нетрудоспособных групп населения  прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает ее участие во вторичном перераспределении первичных доходов. Механизм перераспределения заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ.

     Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости  от величины первичного дохода. При  этом в основе налогообложения лежит  принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных, выплат – обратная зависимость.   

     В центре общественного механизма  поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального  обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.   

     Обязательное  социальное страхование предназначено  для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.). Основу социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования [5, c.274].

     Это проявление самопомощи. Система государственного вспомоществования предусматривает  регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.   

     Эти обе подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается в перераспределении  доходов одних социально демографических  групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые по каналам налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т.п.) и целевых взносов (взносы предприятий и самих застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды – финансовую основу социальных пособий.

     Деятельность  государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения

  • в получении общего и профессионального образования,
  • поддержании здоровья,
  • в жилье,
  • в здоровой окружающей среде,
  • транспорте [3, c.97].
 

  Социальная политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.   

     Регулирование занятости в рамках социальной политики осуществляется посредством политики занятости путем поддержания  уровня и структуры занятости, создания условий труда на производстве и рамок его эксплуатации, совершенствования параметров рабочей силы.

     Политика  занятости способствует трудоустройству  всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому  потенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.   

     Политика  занятости имеет краткосрочные  и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным – установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.   

     Социальная  политика тесно связана с экономической  политикой. Их трудно разделить в  комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам.

     Экономическая политика нацелена на регулирование материально– производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно– духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества.

     Социальная  политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования.

     Но  их самостоятельность относительна, т.к. они находятся в сложных  взаимозависимых отношениях. Любая  социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества.

     С другой стороны, превышение экономических  возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью  при перераспределении доходов  могут нанести урон экономике, подорвать  материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны [11, c.332].  
 

  1. Уровень и качество жизни  населения
 

     Результативность  социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования «социального дна», возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.

     Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни.

     Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

     Среди показателей уровня жизни можно  выделить обобщающие показатели, прежде всего, объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).

     Среди перечисленных показателей важнейшим  является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции [7, c.281].

     Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является «потребительская корзина», включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

     «Потребительская корзина» формируется по основным статьям расходов:

  • питание;
  • одежда, белье, обувь;
  • предметы санитарии, гигиены, лекарства;
  • мебель, предметы культурно– бытового и хозяйственного назначения;
  • жилищно– коммунальные услуги;
  • культурно– просветительные мероприятия и от– дых;
  • бытовые услуги, транспорт, связь;
  • содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • налоги, обязательные платежу накопления;
  • прочие расходы [12, c.358].

     Различают минимальную «потребительскую корзину», которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную «потребительскую корзину», отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.

     Минимальная «потребительская корзина» рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо.

     Минимальная «потребительская корзина» по отдельным социально– демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

     Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.

     Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей.

     Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности». Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал [2, c.405].

     В таблице 1 приведены данные о структуре среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4– х человек в ценах декабря 2009 года на период с 1 февраля 2009 года по 31 апреля 2010 года по статьям расходов, %. 

Таблица 1 – Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4– х человек в ценах декабря 2009 года на период с 1 февраля 2009 года по 31 апреля 2010 года по статьям расходов, % 

Статьи  расходов Процентное соотношение
продукты  питания 50,4
одежда, белье, обувь  20,2
пользование жилым помещением и коммунальные услуги 11,8
бытовые услуги, транспорт, связь 6,9
предметы  культурно– бытового и хозяйственного назначения 6,6
культурно– просветительные мероприятия и отдых 2,2
взносы  и платежи 0,2
предметы  санитарии, гигиены, лекарства 1,7

Информация о работе Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь