Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь

Автор: a*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать принципы и основы направления социальной политики государства;
изучить уровень и качество жизни населения;
исследовать особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Принципы и основы направления социальной политики государства…………………………………………….6
Уровень и качество жизни населения………………………..11
Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………………………...………………………19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………30
приложение 1…………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

макроэкономика бгэу (социальная политика государства).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     Среднедушевой доход семьи (гражданина) при назначении государственной адресной социальной помощи исчисляется за три месяца, предшествующих месяцу обращения за ее назначением.

     Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) назначается с месяца обращения, как правило, на три месяца, и не более двух раз в течение календарного года.

     2.  Единовременное социальное пособие предоставляется семьям 
(гражданам), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации*, объективно 
нарушающей их нормальную жизнедеятельность, если их среднедушевой 
доход не превышает 120 процентов критерия нуждаемости, и 
назначается не более одного раза в течение календарного года.

     Размер  единовременного социального пособия  устанавливается в пределах от 50 до 500 процентов критерия нуждаемости  в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин).

     Государственная поддержка в форме ежемесячного социального пособия не назначается  гражданам, проживающим отдельно или  ведущим раздельное хозяйство либо в составе семьи:  являющимся курсантами военных учебных заведений либо учреждений образования Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Комитета государственной безопасности; отбывающим наказание в местах лишения свободы либо находящимся на принудительном лечении; возмещающим расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении; находящимся на государственном обеспечении в государственных стационарных организациях социального обслуживания, детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках) либо на государственном обеспечении в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально– технического, среднего специального и высшего образования, в период обучения в этих учреждениях в дневной форме получения образования, в том числе на подготовительных отделениях; являющимся неработающими трудоспособными лицами, незарегистрированными в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского (районного) исполнительного комитета в качестве безработных (кроме лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком– инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80– летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека); являющимся неработающими трудоспособными лицами, зарегистрированными в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского (районного) исполнительного комитета в качестве безработных, но не выполняющими требований законодательства о занятости населения; являющимся неработающими трудоспособными лицами, зарегистрированными в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского (районного) исполнительного комитета в качестве безработных менее трех месяцев на дату обращения за государственной поддержкой.

     Указанный срок не применяется к лицам, зарегистрированным в органе по труду, занятости и социальной защите в течение месяца после:  увольнения с работы (службы) в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников; достижения ребенком возраста 3 лет, ребенком– инвалидом и ребенком, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, возраста 18 лет; увольнения с воинской службы; окончания работы по программе временной занятости или сезонной работы; окончания обучения в учреждении образования; освобождения из мест лишения свободы; получения статуса беженца или предоставления убежища; перемены места жительства.  Государственная поддержка в форме ежемесячного социального не предоставляется также семье (гражданину), если член семьи (гражданин): имеет в частной собственности более одного жилого помещения (квартиры); сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение; сдает по договору аренды иное недвижимое имущество (дачу, гараж);  является собственником имущества частного унитарного предприятия, местом государственной регистрации (местом нахождения) которого является жилое помещение, в котором проживает семья (гражданин); осуществлял за счет собственных средств выездной туризм в течение последних двенадцати месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия; обучается в учреждении образования за счет собственных средств; имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или коллективного садоводства, но не использует его для получения сельскохозяйственной продукции (кроме одиноких инвалидов I, II группы и граждан, достигших 70– летнего возраста) [16].

     Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую  часть населения республики: на начало 2009 года пенсии получали свыше 2,6 млн. человек. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Если в 1999 г. соотношение средней пенсии и средней заработной платы по народному хозяйству составляло 35,8%, то в 2001 г. – 42,1%. Позитивная динамика наблюдалась и в реальном содержании пенсии. За 1999– 2001 гг. величина средней пенсии по отношению к бюджету прожиточного минимума пенсионера возросла на 50 процентных пунктов и составила 126,0%.

     Основные  направления деятельности государства  по поддержанию социально приемлемого  уровня и качества жизни граждан  старшего поколения, механизмы их реализации отражены в «Республиканской Комплексной программе по проблемам пожилых людей на 2006– 2010 гг.». Программой предусматривается проведение научных исследований в части социально– правовой защиты, развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, предусматриваются конкретные меры по созданию благоприятных условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей, адресной социальной поддержки и пр.[5, c. 47]

     Другими приоритетами государственной социальной политики страны являются социальная защита семьи, улучшение ее положения  в обществе, охрана материнства и  детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская Программа «Дети Беларуси», в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания. 
Здоровье нации является приоритетным направлением в социальной политике государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем социальным слоям населения без исключения. Благодаря социально– политической стабильности в стране, сохранению лучших традиций в области охраны здоровья, Республика Беларусь по таким показателям здоровья населения, как младенческая и материнская смертность, темпам снижения продолжительности жизни, уровню инфекционной заболеваемости выгодно отличается от всех республик бывшего СССР.

     Национальная  политика развития отрасли нашла свое отражение в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, которая закладывает в основу деятельности всей системы охраны здоровья такие императивы, как справедливость, этика, права человека, высокая эффективность и надежные социальные гарантии. Концепция направлена на совершенствование экономических отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и уровням с сохранением бюджетного финансирования.

     В республике также принята Концепция  санаторно– курортной помощи, основными целями которой являются восстановление и укрепление здоровья, улучшение качества жизни белорусского народа.

     Ключевым  звеном в решении задачи всемерного улучшения здоровья нации, оказания медицинской помощи и профилактики болезней является лекарственное обеспечение отрасли. Государственная программа развития фармацевтической промышленности республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных лекарственных препаратов, техническое перевооружение и реконструкцию имеющихся производств, создание новых предприятий по выпуску лекарственных средств.

     Стратегия развития материально– технической базы здравоохранения определена в Государственной программе укрепления материально– технической базы учреждений здравоохранения республики на 2007– 2009 годы и на период до 2010 г., в соответствии с которой отрасль получит более шестидесяти новых либо реконструированных объектов здравоохранения.

     В стране реализуются Государственная  программа «Здоровье народа», Государственные научно– технические программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Охрана материнства и медицинская генетика», Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту, Государственная программа профилактики ВИЧ– инфекции, Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь и др.

     Важной  социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации  и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

     Ущерб, нанесенный Республике Беларусь в расчете  на 30– летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 миллиардов долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии. 
Две трети всех выброшенных из поврежденного реактора ЧАЭС радионуклидов выпало на нашу территорию. Загрязнению подверглось более 25% сельскохозяйственных угодий, из которых 265 тыс. гектаров полностью исключены из сельскохозяйственного оборота. От последствий аварии пострадал каждый пятый житель республики, в том числе более полумиллиона детей. Из загрязненных районов было отселено 135 тыс. человек.

     Сейчас  Беларусь вступает в период отдаленных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Диапазон проблем, которые поставила чернобыльская катастрофа перед государством, очень широк. Все они носят долгосрочный характер и еще многие годы будут оставаться в центре внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. К их решению подключены практически все научные учреждения и высшие учебные заведения республики, которые имеют соответствующих специалистов и материально– техническое обеспечение [16].

     За  прошедшие 16 лет в Республике Беларусь было принято около 100 правительственных и директивных документов по чернобыльской тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Программе социально– экономического развития Республики Беларусь на 2006– 2010 гг. вопросы преодоления на ЧАЭС выделены отдельным пунктом.

     Программа предусматривает концентрацию усилий на решении следующих приоритетных проблем: совершенствование системы  медицинской помощи пострадавшему  населению, особенно ликвидаторам и детям; обеспечение необходимых мер по социальной защите пострадавших граждан; благоустройство загрязненных населенных пунктов Брестской, Гомельской и Могилевской областей и, в первую очередь, на территории с плотностью радиоактивного загрязнения 185 кБк/кв.м и выше.

     Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой  Беларусь курса на создание социального  государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. В результате уровень грамотности взрослого населения страны достиг 99,6%. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 6,7% ВВП, или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой и в 1,5 раза выше среднемирового уровня. Принятые Правительством программы предполагают повышение к 2009 г. уровня финансирования образовательной отрасли до 10% от ВВП [19].

     От  уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы  экономического развития. Система образования  играет важную роль в обеспечении технологического перевооружения страны. По показателям, учитываемым ООН при расчете индекса технологического развития, Беларусь не уступает странам– лидерам и значительно опережает Канаду, Польшу, Италию по количеству патентов на душу населения; Польшу, США, Великобританию, Германию, Норвегию – по численности студентов вузов, обучающихся по естественно– научным и техническим специальностям.

     Значительно увеличилась сеть учебных заведений  нового типа, которые обеспечивают получение образования углубленного уровня. Идет переход к обязательному изучению иностранных языков в начальной школе. В 2007/2008 учебном году 38% учащихся начальной школы изучали иностранный язык. Высочайшими темпами развивается высшая школа в республике. Контингент студентов вырос с 173,8 тыс. человек в 1994 году до 301,8 тыс. человек в 2008 году (рост 174%) и составляет 302 студента на 10 тыс. населения, что сопоставимо с показателями развитых стран Европы.  

     Огромное  значение уделяется обеспечению  прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. С 1998 года в республике широкое развитие получило создание центров коррекционно– развивающего обучения и реабилитации. На сегодняшний день в стране функционирует 95 таких центров. Издан первый в истории Беларуси букварь для слепых детей, первые учебники получили дети с тяжелой умственной недостаточностью.

     Правильность  государственной политики в области  реформирования системы образования, направленной на повышение эффективности образования, подтверждается и тем, что, по данным последнего отчета ООН о человеческом развитии, Республика Беларусь в глобальном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала переместилась с 57– го на 53– е место, продолжая удерживать лидерство среди стран СНГ [6, c.188].

Информация о работе Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь