Автор: a*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать принципы и основы направления социальной политики государства;
изучить уровень и качество жизни населения;
исследовать особенности социальной политики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..4
Принципы и основы направления социальной политики государства…………………………………………….6
Уровень и качество жизни населения………………………..11
Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………………………...………………………19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………30
приложение 1…………………………………………………………………..31
Среднедушевой доход семьи (гражданина) при назначении государственной адресной социальной помощи исчисляется за три месяца, предшествующих месяцу обращения за ее назначением.
Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) назначается с месяца обращения, как правило, на три месяца, и не более двух раз в течение календарного года.
2.
Единовременное социальное пособие предоставляется
семьям
(гражданам), оказавшиеся в трудной жизненной
ситуации*, объективно
нарушающей их нормальную жизнедеятельность,
если их среднедушевой
доход не превышает 120 процентов критерия
нуждаемости, и
назначается не более одного раза в течение
календарного года.
Размер
единовременного социального
Государственная поддержка в форме ежемесячного социального пособия не назначается гражданам, проживающим отдельно или ведущим раздельное хозяйство либо в составе семьи: являющимся курсантами военных учебных заведений либо учреждений образования Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Комитета государственной безопасности; отбывающим наказание в местах лишения свободы либо находящимся на принудительном лечении; возмещающим расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении; находящимся на государственном обеспечении в государственных стационарных организациях социального обслуживания, детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках) либо на государственном обеспечении в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально– технического, среднего специального и высшего образования, в период обучения в этих учреждениях в дневной форме получения образования, в том числе на подготовительных отделениях; являющимся неработающими трудоспособными лицами, незарегистрированными в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского (районного) исполнительного комитета в качестве безработных (кроме лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком– инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80– летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека); являющимся неработающими трудоспособными лицами, зарегистрированными в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского (районного) исполнительного комитета в качестве безработных, но не выполняющими требований законодательства о занятости населения; являющимся неработающими трудоспособными лицами, зарегистрированными в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского (районного) исполнительного комитета в качестве безработных менее трех месяцев на дату обращения за государственной поддержкой.
Указанный срок не применяется к лицам, зарегистрированным в органе по труду, занятости и социальной защите в течение месяца после: увольнения с работы (службы) в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников; достижения ребенком возраста 3 лет, ребенком– инвалидом и ребенком, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, возраста 18 лет; увольнения с воинской службы; окончания работы по программе временной занятости или сезонной работы; окончания обучения в учреждении образования; освобождения из мест лишения свободы; получения статуса беженца или предоставления убежища; перемены места жительства. Государственная поддержка в форме ежемесячного социального не предоставляется также семье (гражданину), если член семьи (гражданин): имеет в частной собственности более одного жилого помещения (квартиры); сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение; сдает по договору аренды иное недвижимое имущество (дачу, гараж); является собственником имущества частного унитарного предприятия, местом государственной регистрации (местом нахождения) которого является жилое помещение, в котором проживает семья (гражданин); осуществлял за счет собственных средств выездной туризм в течение последних двенадцати месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия; обучается в учреждении образования за счет собственных средств; имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или коллективного садоводства, но не использует его для получения сельскохозяйственной продукции (кроме одиноких инвалидов I, II группы и граждан, достигших 70– летнего возраста) [16].
Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую часть населения республики: на начало 2009 года пенсии получали свыше 2,6 млн. человек. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Если в 1999 г. соотношение средней пенсии и средней заработной платы по народному хозяйству составляло 35,8%, то в 2001 г. – 42,1%. Позитивная динамика наблюдалась и в реальном содержании пенсии. За 1999– 2001 гг. величина средней пенсии по отношению к бюджету прожиточного минимума пенсионера возросла на 50 процентных пунктов и составила 126,0%.
Основные
направления деятельности государства
по поддержанию социально
Другими
приоритетами государственной социальной
политики страны являются социальная
защита семьи, улучшение ее положения
в обществе, охрана материнства и
детства. В Беларуси сформирована законодательная
база по осуществлению государственной
политики в отношении детей, создана сеть
учреждений социального обслуживания
семьи и детей. В Республике Беларусь успешно
выполняется Президентская Программа
«Дети Беларуси», в которой предусмотрены
меры, направленные на повышение уровня
жизни и благосостояния детей и семей,
улучшение условий для их воспитания.
Здоровье нации является приоритетным
направлением в социальной политике государства.
Система здравоохранения республики сохранила
гибкость и управляемость, обеспечивая
доступность медицинской помощи всем
социальным слоям населения без исключения.
Благодаря социально– политической стабильности
в стране, сохранению лучших традиций
в области охраны здоровья, Республика
Беларусь по таким показателям здоровья
населения, как младенческая и материнская
смертность, темпам снижения продолжительности
жизни, уровню инфекционной заболеваемости
выгодно отличается от всех республик
бывшего СССР.
Национальная политика развития отрасли нашла свое отражение в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, которая закладывает в основу деятельности всей системы охраны здоровья такие императивы, как справедливость, этика, права человека, высокая эффективность и надежные социальные гарантии. Концепция направлена на совершенствование экономических отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и уровням с сохранением бюджетного финансирования.
В республике также принята Концепция санаторно– курортной помощи, основными целями которой являются восстановление и укрепление здоровья, улучшение качества жизни белорусского народа.
Ключевым звеном в решении задачи всемерного улучшения здоровья нации, оказания медицинской помощи и профилактики болезней является лекарственное обеспечение отрасли. Государственная программа развития фармацевтической промышленности республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных лекарственных препаратов, техническое перевооружение и реконструкцию имеющихся производств, создание новых предприятий по выпуску лекарственных средств.
Стратегия развития материально– технической базы здравоохранения определена в Государственной программе укрепления материально– технической базы учреждений здравоохранения республики на 2007– 2009 годы и на период до 2010 г., в соответствии с которой отрасль получит более шестидесяти новых либо реконструированных объектов здравоохранения.
В стране реализуются Государственная программа «Здоровье народа», Государственные научно– технические программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Охрана материнства и медицинская генетика», Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту, Государственная программа профилактики ВИЧ– инфекции, Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь и др.
Важной социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ущерб,
нанесенный Республике Беларусь в расчете
на 30– летний период преодоления катастрофы,
оценивается в 235 миллиардов долларов
США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить
до 25% государственного бюджета на проведение
мероприятий по ликвидации последствий
аварии.
Две трети всех выброшенных из поврежденного
реактора ЧАЭС радионуклидов выпало на
нашу территорию. Загрязнению подверглось
более 25% сельскохозяйственных угодий,
из которых 265 тыс. гектаров полностью
исключены из сельскохозяйственного оборота.
От последствий аварии пострадал каждый
пятый житель республики, в том числе более
полумиллиона детей. Из загрязненных районов
было отселено 135 тыс. человек.
Сейчас Беларусь вступает в период отдаленных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Диапазон проблем, которые поставила чернобыльская катастрофа перед государством, очень широк. Все они носят долгосрочный характер и еще многие годы будут оставаться в центре внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. К их решению подключены практически все научные учреждения и высшие учебные заведения республики, которые имеют соответствующих специалистов и материально– техническое обеспечение [16].
За прошедшие 16 лет в Республике Беларусь было принято около 100 правительственных и директивных документов по чернобыльской тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Программе социально– экономического развития Республики Беларусь на 2006– 2010 гг. вопросы преодоления на ЧАЭС выделены отдельным пунктом.
Программа предусматривает концентрацию усилий на решении следующих приоритетных проблем: совершенствование системы медицинской помощи пострадавшему населению, особенно ликвидаторам и детям; обеспечение необходимых мер по социальной защите пострадавших граждан; благоустройство загрязненных населенных пунктов Брестской, Гомельской и Могилевской областей и, в первую очередь, на территории с плотностью радиоактивного загрязнения 185 кБк/кв.м и выше.
Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. В результате уровень грамотности взрослого населения страны достиг 99,6%. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 6,7% ВВП, или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой и в 1,5 раза выше среднемирового уровня. Принятые Правительством программы предполагают повышение к 2009 г. уровня финансирования образовательной отрасли до 10% от ВВП [19].
От уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. Система образования играет важную роль в обеспечении технологического перевооружения страны. По показателям, учитываемым ООН при расчете индекса технологического развития, Беларусь не уступает странам– лидерам и значительно опережает Канаду, Польшу, Италию по количеству патентов на душу населения; Польшу, США, Великобританию, Германию, Норвегию – по численности студентов вузов, обучающихся по естественно– научным и техническим специальностям.
Значительно увеличилась сеть учебных заведений нового типа, которые обеспечивают получение образования углубленного уровня. Идет переход к обязательному изучению иностранных языков в начальной школе. В 2007/2008 учебном году 38% учащихся начальной школы изучали иностранный язык. Высочайшими темпами развивается высшая школа в республике. Контингент студентов вырос с 173,8 тыс. человек в 1994 году до 301,8 тыс. человек в 2008 году (рост 174%) и составляет 302 студента на 10 тыс. населения, что сопоставимо с показателями развитых стран Европы.
Огромное значение уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. С 1998 года в республике широкое развитие получило создание центров коррекционно– развивающего обучения и реабилитации. На сегодняшний день в стране функционирует 95 таких центров. Издан первый в истории Беларуси букварь для слепых детей, первые учебники получили дети с тяжелой умственной недостаточностью.
Правильность государственной политики в области реформирования системы образования, направленной на повышение эффективности образования, подтверждается и тем, что, по данным последнего отчета ООН о человеческом развитии, Республика Беларусь в глобальном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала переместилась с 57– го на 53– е место, продолжая удерживать лидерство среди стран СНГ [6, c.188].