Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь

Автор: a*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать принципы и основы направления социальной политики государства;
изучить уровень и качество жизни населения;
исследовать особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Принципы и основы направления социальной политики государства…………………………………………….6
Уровень и качество жизни населения………………………..11
Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………………………...………………………19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………30
приложение 1…………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

макроэкономика бгэу (социальная политика государства).doc

— 198.00 Кб (Скачать)
 

Примечание – Источник [16] 

     От  минимального уровня потребления следует  отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 127 от 29 января 2010 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально– демографическим группам в ценах декабря 2009 г. в расчете на один месяц на период с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 г.:

    • в среднем на душу населения – 255220 руб.;
    • для трудоспособного населения – 271450 руб.;
    • для пенсионеров – 227380 руб.;
    • для студентов – 272130 руб.;
    • для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 312070 руб.;
    • для детей в возрасте до 3 лет – 227430 руб.

     Структура бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения в ценах  декабря  2009 года по статьям расходов:

    • продукты питания – 53,5 %;
    • плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 17,1 %;
    • предметы гардероба – 17,3 %;
    • бытовые и транспортные услуги – 6,3 %;
    • товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %;
    • взносы и платежи – 0,3 %;
    • предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 %.

     В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во– первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто– то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во– вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

     К основным показателям качества жизни  относятся:

  • условия и безопасность труда;
  • наличие и использование свободного времени;
  • состояние экологии;
  • здоровье и физическое развитие населения и т.д.

     Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

     Факторами, обусловливающими количественные и  качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно– климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.

     В 2006 году денежные доходы в расчете  на душу населения составили Br406,1 тыс. в месяц. Соотношение среднедушевых денежных доходов к минимальному потребительскому бюджету в 2007 году составило 158,3%, к бюджету прожиточного минимума – 244,4%. Эти показатели в 2006 году были соответственно 140,6% и 221,3%, а денежные доходы на душу населения составляли Br322,3 тыс. в месяц.

     В статистическом ведомстве отметили, что реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в прошлом  году по сравнению с 2006– м увеличились на 17,3%. Напомним, прогнозируемый рост этого показателя на 2007 год – на 7– 8,5%.  
Кстати, в декабре минувшего года реальные денежные доходы населения республики увеличились по сравнению с декабрем 2006 года на 15,3%.

     Реальные  располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в прошлом году возросли к уровню 2006– го на 17,1%.

     Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в минувшем году составили 80,2% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось Br28 трлн. 57,4 млрд. – 59,2% денежных доходов населения (в 2006 году – 58,4%). Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и т.д.) составили в прошлом году Br9 трлн. 960,8 млрд.– 21% денежных доходов населения (против 21,3% в 2006 году). Удельный вес доходов от собственности несколько увеличился – с 1,7% до 1,8% и составил Br8 трлн. 561,3 млрд. [16].

     Денежные  доходы населения Белоруссии в январе– мае 2008 года составили Br22 трлн и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 25,9% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,4%, сообщили «Интерфаксу» в министерстве статистики и анализа Белоруссии.

     Реальные  денежные доходы населения (доходы, скорректированные  на индекс потребительских цен) за 5 месяцев 2008 года увеличились на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Прогнозом социально– экономического развития предусмотрен рост в 2008 году реальных денежных доходов населения на 7,5– 8,5% по сравнению с 2007 годом. В мае текущего года, по сравнению с маем прошлого года, реальные денежные доходы населения увеличились на 18%, по сравнению с апрелем 2008 года снизились на 12%. В январе– мае текущего года денежные доходы в расчете на душу населения составили Br452,7 тыс. в месяц против Br358,4 тыс. в месяц в январе– мае 2007 года [15].

     Соотношение среднедушевых денежных доходов  к минимальному потребительскому бюджету  в январе– мае 2008 года достигло 165,4% (143,2% в январе– мае 2007 года), к бюджету прожиточного минимума – 255,5% (220,8%). Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе– мае 2008 года составили 80,4% от общей суммы денежных доходов. Так, на оплату труда работников было израсходовано Br12977,3 млрд, что составило 59% денежных доходов населения (в январе– мае 2007 года – 62,1%).

     Социальные  трансферты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты) составили за 5 месяцев текущего года Br4698,2 млрд (21,4% денежных доходов населения против 22,5% за соответствующий период 2007 года). По данным статистического ведомства, в январе– мае 2008 года на покупку товаров и оплату услуг населением Белоруссии было израсходовано Br17,7 трлн или 80,2% от общей суммы денежных расходов и сбережений. На оплату налогов и добровольных взносов за пять месяцев текущего года было израсходовано Br3,3 трлн (15,1%). На сбережения (прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, сальдо покупки– продажи иностранной валюты), включая изменение задолженности населения по кредитам, израсходовано Вr1 трлн или 4,7% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения. &ЕО

     Денежные  доходы населения Беларуси в январе– июне нынешнего года составили Br21,7 трлн. Как сообщили в Министерстве статистики и анализа, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 27% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,4%.

     По  данным Минстата, в первом полугодии денежные доходы на душу населения составили Br370,7 тыс. Отношение среднедушевых денежных доходов к минимальному потребительскому бюджету составило 147,2%, к бюджету прожиточного минимума – 226,7%. Эти показатели за январь– июнь прошлого года были соответственно 130% и 207,6%, а денежные доходы населения равнялись Br290,5 тыс. [14].

     Реальные  денежные доходы населения (доходы, скорректированные  на индекс потребительских цен) за январь– июнь текущего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличились на 18,2%. Напомним, прогнозируемый рост этого показателя на 2007 год – на 7– 8,5%.

     В июне 2007 года реальные денежные доходы населения республики увеличились  по сравнению с июнем 2006 года на 17,6%.

     Реальные  располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе– июне 2007 года возросли к уровню первого полугодия прошлого года на 18%.

     Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе– июне этого года составили 83,1% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось 61,1% денежных доходов населения [19]

     В январе– сентябре 2009 г. денежные доходы населения составили 54,3 трлн. рублей, что на 28,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,9%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за январь– сентябрь 2009 г. увеличились по сравнению с январем– сентябрем 2008 г. на 11,9% (при прогнозе роста на 2009 год на 9– 10%).

     Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению, которые  в январе– сентябре 2009 г. составили 77,5% от общей суммы денежных доходов населения.

     В январе– сентябре 2009 г. денежные доходы в расчете на душу населения составили 623,4 тыс. рублей в месяц и выросли в реальном выражении на 12,1% по отношению к аналогичному периоду 2008 года.

     Денежные  расходы и сбережения населения  в январе– сентябре 2009 г. составили 53,3 трлн. рублей. На покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 45,6 трлн. рублей (85,6% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 9,1 трлн. рублей (17,1%), на сбережения – 2 трлн. рублей (3,8%).

     Основным  источником дохода для большей части населения по– прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в январе– сентябре 2009 года начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 857 тыс. рублей, что в реальном выражении на 9,2% больше, чем за аналогичный период 2008 года (в том числе в сентябре – 942,9 тыс. руб., реальный прирост к сентябрю 2008 года – 13,6%).

     В отраслях бюджетной сферы средняя  заработная плата в январе– сентябре 2009 года составила 693,5 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 705,9 тыс. рублей.

     При этом по отраслям экономики сохраняются  значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы за январь– сентябрь 2009 года наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 541,4 тыс. рублей, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1725,2 тыс. рублей, что в 2 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 1475,6 тыс. рублей, самая низкая заработная плата была у младшего медицинского персонала в здравоохранении с зарплатой в 417,3 тыс. рублей, разрыв составил 3,5 раза. При этом среднемесячная зарплата врачей за три квартала 2009 года составила 1146,9 тыс. рублей, что в 1,3 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско– преподавательского состава – 1254,3 тыс. рублей (1,5 раза). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности социальной политики Республики Беларусь
 

     Для нашей страны государственная социальная политика была и остается главным  приоритетом, ее основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни.

     Реформирование  общества создало новую социальную среду и потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально– экономического развития Республики Беларусь на 2006– 2010 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а соответствующие социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.

     Необходимо, с одной стороны, аккумулировать средства для социальной помощи тем  группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой – поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: образование, науку, культуру, здравоохранение (имея в первую очередь доступную, бесплатную медицинскую помощь). Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

     Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному  человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать  собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения» [4, c.15].

     Государственная адресная социальная помощь – это один из видов государственной социальной помощи, оказываемой для преодоления или смягчения трудной жизненной ситуации малообеспеченным гражданам (семьям).

     Государственная адресная социальная помощь предоставляется  в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

     1. Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам, проживающим отдельно либо ведущим раздельное хозяйство, при условии, если их среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала. Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи, включая каждого студента (учащегося) независимо от места его учебы, а также на гражданина, проживающего отдельно либо ведущего раздельное хозяйство, – получателей данного пособия составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина), определяемым в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь;

Информация о работе Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь