Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь

Автор: a*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать принципы и основы направления социальной политики государства;
изучить уровень и качество жизни населения;
исследовать особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Принципы и основы направления социальной политики государства…………………………………………….6
Уровень и качество жизни населения………………………..11
Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………………………...………………………19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………30
приложение 1…………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

макроэкономика бгэу (социальная политика государства).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ  РАБОТА

          по дисциплине: Макроэкономика

          на тему: Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь

Студент

ФФБД, 2-й курс, ЗФС–1                                                        О. С. Слесарева

Руководитель

доцент                                                                                   И. В. Горбатенко

МИНСК 2010

    реферат 

     Курсовая работа: 32 страницы, 1 таблица, 16 источников, 1 приложение 

     Социальная  политика, уровень  жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь 

          Предмет исследования курсовой работы: понятие, сущность, задачи социальной политики государства.

     Цель  исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.

     Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико– математические, анализа, синтеза, дедукции.

     Исследования  и разработки: проведено исследование общетеоретических и практических (на примере Республики Беларусь) подходов к определению социальной политики государства.

     Элементы  научной новизны: в исследовании приводятся новые данные, характеризующие состояние социальной политики в Республике Беларусь.

     Область возможного применения: работа социальных служб Республики Беларусь. 

     Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно– аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

     ________________

     (подпись  студента) 
 
 
 
 
 

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………………..4

  1. Принципы и основы направления социальной политики государства…………………………………………….6
  2. Уровень и качество жизни населения………………………..11
  3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………………………...………………………19

    Заключение……………………………………………………………………..27

    Список  использованных источников………………………………30

    приложение 1…………………………………………………………………..31 
     

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Наиболее  масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Республики Беларусь является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике.

     Рыночная  экономика дает каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учетом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп, степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе.

     Таким образом, с одной стороны, экономическая  политика должна быть ориентирована  на сознание правовых и институциональных  условий для самореализации групповых  интересов, с другой, – сочетать их в рамках общего курса.

     При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе. Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации. С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных  аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы.

     В силу целого ряда причин, на начальном  этапе радикальных экономических  преобразований в Республики Беларусь основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера  и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население Республики Беларусь столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества. Социальные реформы последнего времени в большинстве стран идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в Республики Беларусь такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения. Вышеуказанное обуславливает актуальность темы.

     Предмет исследования курсовой работы: понятие, сущность, задачи социальной политики государства.

     Цель  исследования курсовой работы: проанализировать понятие, сущность, задачи социальной политики государства, в т.ч. на примере Республики Беларусь.

     Задачи  курсовой работы:

    • проанализировать принципы и основы направления социальной политики государства;
    • изучить уровень и качество жизни населения;
    • исследовать особенности социальной политики Республики Беларусь.
  1. Принципы и основы направления социальной политики государства 

     Социальная политика — это согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.

     Основным  субъектом, координирующим эту деятельность, выступает государство.

     Вся экономическая деятельность, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни и труда, поэтому в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Связь социальной политики и экономического роста взаимообусловлена.

     С одной стороны, социальная политика становится целью экономического роста, так как все аспекты экономического развития имеет смысл рассматривать сквозь призму их социальной направленности, с другой — фактором экономического роста, так как рост благосостояния усиливает мотивацию к труду, способствует повышению эффективности производства.

     Кроме того, экономический рост как процесс  предъявляет все более высокие требования к квалификации и культуре работника, физическому и духовному развитию личности, что также требует дальнейшего развития социальной сферы.

     Социальная  политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. Так, вполне можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. о социальной политике фирмы, корпорации, о деятельности различных, в том числе и благотворительных, организаций. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика [10, c.217].

     Взаимосвязь и материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, т.е. автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из задач государственного регулирования экономики.

     Социальная  политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи:

    • подготовка и реализация программ занятости;
    • помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;
    • обеспечение доступности ценностей культуры;
    • развитие образования, медицины, социальное страхование [8, c.225].

     Субъектами  социальной политики являются государство  и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

     Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на республиканском, и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.   

     Большое значение в решении социальных проблем  отдельных категорий населения  приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции.

       Взаимодополнение социального государственного  регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость.

     Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования.  

     Общество  законодательным путем гарантирует  минимум всех благ, необходимых для  жизни человека, семьи. Величина этого  минимума неодинакова во времени и для разных стран. Она определяется особенностями данной страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.   

     Социальная  политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном  количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение [1, c.104].   

Информация о работе Социальная политика, уровень жизни, качество жизни, направления социальной политики Республики Беларусь