Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа
Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;
3) выявить связь социальной политики и социальной работы;
4) узнать, как реализуются социальные программы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики
1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области
Глава 2.Основные механизмы реализации социальной политики
2.1 Связь социальной политики и социальной работы
2.2 Реализация социальных программ
Заключение
Список литературы
Так, в 1993г. первоначально
в программу входило только 5 федеральных
целевых программ: "Дети-сироты",
"Дети-инвалиды", "Дети Севера".
"Планирование семьи", "Дети Чернобыля".
В 1994г. в программу включена федеральная
целевая программа "Развитие индустрии
детского питания". В 1995г. Указом Президента
Российской Федерации Правительству
поручено включить в состав президентской
программы "Дети России" федеральные
целевые программы "Одаренные
дети", "Организация летнего
отдыха детей", "Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев",
которые и реализуются в
В 1996г. в состав программы также были включены федеральные целевые программы "Безопасное материнство" и "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996 - 2000 г.г.", "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2, с. 36].
Основной целью президентской программы "Дети России" является создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.
В ряду приоритетов программы:
- обеспечение безопасного
материнства и охрана здоровья
детей, в том числе
- профилактика врожденной
инвалидности детей и меры
по медико-социальной
курсовая работа
«Социальная политика: сущность, направления,
механизмы реализации, особенности
в современном российском обществе,
специфика участия в ней
Вид:курсовая работа
Описание
Сущность социальной
политики, ее направления. Особенности
современной социальной политики в
России и опыт иностранных государств.
Основные механизмы реализации социальной
политики. Связь социальной политики
и социальной работы. Социальные программы.
Скачать бесплатно [47
K]
оциальной реабилитации
детей-инвалидов, интеграции их в общество;
- обеспечение физиологических
потребностей детей раннего
-охрана репродуктивного
здоровья, рождение только желанных
и здоровых детей;
- улучшение условий
обучения и развития детей,
в том числе с недостатками
в развитии, проживающих в отдаленных
районах Севера, в зоне Чернобыльской
катастрофы, создание благоприятных
условий для развития
-предупреждение
социального сиротства,
- создание условий
для нормального физического,
психологического, образовательного
и культурного развития детей
из семей беженцев и
-развитие и оптимизация
сети учреждений, предоставляющих
разнообразные социальные
- формирование основ
комплексного решения проблем профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
их социальной реабилитации; уменьшение
масштабов беспризорности детей и создание
механизмов возвращения этих детей в общество
[15, с. 54].
Государственными
заказчиками федеральных
Министерство труда
и социального развития Российской
Федерации (программы "Дети-инвалиды",
"Развитие социального обслуживания
семьи и детей", "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
Министерство общего
и профессионального
Министерство здравоохранения
Российской Федерации (программы "Планирование
семьи", "Безопасное материнство");
Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской
Федерации (программа "Развитие индустрии
детского питания");
Министерство Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (программа "Дети Чернобыля");
Министерство региональной
политики Российской Федерации (программа
"Дети Севера");
Федеральная миграционная
служба России (программа "Дети семей
беженцев и вынужденных переселенцев");
Государственный комитет
Российской Федерации по делам молодежи
(программа "Развитие Всероссийских
детских центров "Орленок" и "Океан"
в 1996-2000 годах) [2, с. 49].
Наряду с госзаказчиками
непосредственное участие в разработке
и реализации программы принимают еще
10 федеральных министерств и ведомств,
Генеральная прокуратура Российской Федерации,
Российская академия наук, Российская
академия образования, Российская академия
сельскохозяйственных наук, большое число
научно-исследовательских и конструкторских
учреждений и вузов, Федерация независимых
профсоюзов РФ, неправительственные организации,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, различные предприятия
и, прежде всего, учреждения социальной
инфраструктуры детства на местах. Таким
образом, субъекты Российской Федерации
являются полноправным партнером федеральных
органов исполнительной власти по выполнению
программы, вносящими очень большой вклад
в достижение программных целей.
Большое число участников
выполнения программы и необходимость
в условиях ограниченных средств
бюджета строго целевого и наиболее
эффективного их использования потребовали
совершенствования механизма
На уровне министерств
- государственных заказчиков федеральных
целевых программ в составе президентской
программы "Дети России" установлена
процедура конкурсного отбора инвестиционных
проектов и заключения государственных
контрактов (договоров), созданы дирекции
по управлению программами с привлечением
независимых экспертов - известных
специалистов по проблемам, решению
которых посвящены программы.
Координатором выполнения
президентской программы "Дети России"
в целом определено Министерство
труда и социального развития
Российской Федерации. Для обеспечения
согласованных действий федеральных
органов исполнительной власти по реализации
программных мероприятий и
Выполнение программы
постоянно находится в поле зрения
Правительства Российской Федерации,
Федерального Собрания. За период реализации
программы ход ее выполнения рассматривался
на заседаниях Правительства Российской
Федерации, неоднократно обсуждался на
парламентских слушаниях в
К сожалению, все
нарастающий дефицит финансовых
средств не позволяет обеспечить
финансирование президентской программы
"Дети России" в полном объеме
в соответствии с федеральным
бюджетом. Если в 1994 г. расходы по программе
были отфинансированы на 100%, то в 1997г. -
всего на 69%. В 1998 в связи с разразившимся
финансовым кризисом финансирование программы
осуществлено на 52,9%. Наиболее острой проблемой
в условиях сокращения инвестиций является
финансирование капитальных вложений,
что в первую очередь влияет на выполнение
программ "Развитие индустрии детского
питания", "Дети-сироты", "Дети
Севера" [2, с. 39].
Вместе с тем
широкий резонанс, вызванный реализацией
программы, а также инициирование
программой усилий субъектов РФ в
сфере улучшения положения
Одним из основных направлений
программы является создание и совершенствование
нормативно-правовой базы профилактики
безнадзорности: принят в первом чтении
проект федерального закона "Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в Российской Федерации"; подготовлен
проект федерального закона "Об основах
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних,
защите их прав", который в установленном
порядке направлен на рассмотрение
в субъекты Российской Федерации; ведется
работа над законопроектом "О медико-социальной
реабилитации хронических наркоманов
и алкоголиков"; Правительством Российской
Федерации утверждено типовое положение
об образовательном учреждении - центре
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям.
Подготовлены и
направлены в субъекты Российской Федерации:
Концепция государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в современных условиях; рекомендации
по повышению эффективности деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних;
проект доклада Правительства Российской
Федерации Президенту Российской Федерации
о принятии мер по решению проблем детской
безнадзорности [2, с. 41].
Все вышесказанное
свидетельствует о сохранении в
ближайшей перспективе
Т.о., результате реализации
программы удалось в сложных
социально-экономических
Итак, исходя из всего
вышесказанного, можно сделать вывод
о том, что реализация различного
рода социальных программ является одним
из важнейших механизмов достижения
целей социально политики государства,
в приоритетах которой, безусловно
и прежде всего, должны стоять социальная
справедливость в обществе, социальная
защищенность всех граждан, принцип всеобщего
благосостояния.
Также, хотелось бы сказать
о том, что немаловажное значение
имеет место осознанность того, что
мы делаем, т.е. необходимо, чтобы социальные
программы добросовестно
Заключение
Конечно, сегодня
Россия находится в тяжелом социально-