Социальная политика: сущность, направления, механизмы реализации, особенности в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике

Задачи:

1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;

2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;

3) выявить связь социальной политики и социальной работы;

4) узнать, как реализуются социальные программы.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики

1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления

1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области

Глава 2.Основные механизмы реализации социальной политики

2.1 Связь социальной политики и социальной работы

2.2 Реализация социальных программ

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

Глава 2. Основные механизмы  реализации социальной политики 
 

2.1 Связь социальной  политики и социальной работы

Наша страна - это  обширная территория с многонациональным  населением. И на сегодняшний день существует огромное количество социальных проблем и противоречий в обществе.

Как раз таки, роль государства здесь в том, что  оно призвано решать эти проблемы и, вообще, стараться не допускать  их возникновения (т.е. проводить их определенную профилактику). Все действия государства по осуществлению данной задачи принято называть социальной политикой.

Важнейшей задачей  социальной политики государственного сектора является достижение определенного  уровня равновесия в общественной жизни  через: а) предоставление государственных  гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных  бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами [7, с. 23].

Обычно социальная политика реализуется через различные  формы социальной работы, крупные  разовые государственные решения  и мероприятия, а также через  социальные программы (специализированные и комплексные).  

В свою очередь, на выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом: 

· субъект социальной политики - государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование  социальных отношений; 

· политические партии, общественно-политические движения и  другие институты гражданского общества;

· объект социальной политики - социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

· система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между  субъектами и объектами социальной политики;

· предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая  и оценку эффективности реализации социальных программ [8, с. 241].

При решении конкретных задач данная структура дополняется  и другими элементами, важнейшим  из которых является социальная работа.

Существует несколько  технологических фаз механизма  реализации:

-научный анализ  и изучение реально существующей  социальной ситуации, ее всесторонний  и углубленный анализ, выявление  главных проблем и основных  противоречий, доминирующих перспектив  развития конкретных социальных  отношений;

-определение конкретных  стратегических и тактических  целей социальной политики, методов  и средств их достижения, исходя  из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;

-нормативно-правовое  оформление избранного варианта  решения той или иной социальной  проблемы - принятие федеральных  законов, законов субъектов Российской  Федерации, иных нормативно-правовых  актов законодательной и исполнительной  власти;

-административно-организационное  и мативационно-пропогандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;

-контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы [8,с. 85].

В социальной политике можно выделить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный [8, с. 89].

Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.

Весь этот аналитический  материал дает возможность органам  государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.

Практически-организационный  компонент социальной политики государства - это непосредственное осуществление  концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают  разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам  социальной политики государства.

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам  народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая  ей уверенность в практических действиях.

Организаторская деятельность - это распределительная деятельность управленческих органов, цель которой - рациональное разделение труда при  решении поставленной задачи, оптимальное  использование сил и средств, способов стимулирования для качественного  и своевременного выполнения задания [8, с. 90]. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным  уровнем социальной работы, предполагает:

· глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

· подбор и расстановку  кадров, создание или изменение организационных  структур в интересах решения  стоящих задач;

· доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

· разъяснение смысла социальной значимости качественного  и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

· координацию усилий и действий структурных подразделений  и конкретных исполнителей, обеспечение  целеустремленности их деятельности;

· проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов  для последующей деятельности [8, с. 91 - 92].

Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.

Однако методологическая функция научно-познавательного  компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия  на характер и содержание организаторской  и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной  структурой органов управления в  различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и  при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность.

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными  качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это  взаимосвязанное цельное системное  образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря  ограниченному сочетанию системности  и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров - обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни [8, с. 100].

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости  удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы  и ее инфраструктуры.

А многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной  структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого в конечном счете зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.

Т.о., социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие [9, с. 119]. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев общества, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах. 

2.2 Реализация социальных  программ

Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.

Социальная политика Российской Федерации реализуется  на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных  механизмов, наиболее известными и  эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических  проблем общественного развития, а также специальной законодательной  базы в данной сфере.

На мой взгляд, в настоящее время в нашем  обществе наиболее животрепещущими  являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение  к детям показатель социального  и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство  в период реформирования оказалось  не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов  более, чем 38 миллионам детей России.

Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Дети не получают достаточного питания, их нечем лечить, и нередко не в чем отправлять в школу. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.

Впервые, программа  «Дети России» была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение  еще раз свидетельствовало, что  в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и  четко осознают и в рамках имеющихся  ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и  жизненно важных интересов детей. Поскольку  решение стратегических задач улучшения  положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось. В этом году заканчивается срок ее действия (2003 - 2006), и в настоящее  время ведется разработка данной программы на еще несколько ближайших  лет [2, с. 35].

Информация о работе Социальная политика: сущность, направления, механизмы реализации, особенности в современном российском обществе